СКАЗ О ЗЕМЛЕ РОДНОЙ, предание наших прадедов, свои труды на эту землю положивших (все описанные события и имена соответствуют историческим фактам)

"Если вам предлагают место в ракетоносителе, не спрашивайте, что за место! Просто займите его." Шерил Сэндберг

В далёкие-далёкие времена, когда по земле нашей, Алтайской, ходили джунгарские племена кочевые, а реки были глубже и лес гуще, оттуда и начинается сказ мой. А коли не поймёшь чего, так я к началу возвращаться не стану – вот и слушай, да ни слова мимо ушей не пропускай.

Повелел царь подданным своим – всем, кто только ни пожелает – руды драгоценные да каменья самоцветные по свету-белу, по всей матушке-России приискивать. С целью таковой, чтобы казну царскую приумножить. Да указом своим, собственноручно подписанным, люд работный заверил, что будет тому награжденье в деньгах немалое, кто особое усердство к тому поиску приложит. Отчего и казне, и открывателю мест заветных польза немалая выйдет.
Вот в те поры и пошли рудознатцы, на обещанные награды надеявшись, искать те руды да каменья во все уголки земли нашей просторной, да на природу богатой. Тут и брата два, по именам Леонтий да Макар в путь-дорогу дальнюю снарядились, товарищей своих верных с собою призвав. Был то Михаил (что позже прославился открытиями каменьев горящих, углём в народе названных) да отец с сыном, по именам Степан да Яков наречённые. Много опасностей повстречалось в дороге им. Токмо пятеро – не перст оный, преодолевали страх они, да ненастье, да зверя лютого.

Много ли, мало ли времени прошло – о том не ведаю. А и по реке большой да красивой, что Обью в народе зовётся, дошли они таки до реки другой, что поменьше Оби вышла, да красотой не уступает. Алеем эта река названа. По берегу реки этой – леса, за лесами – горы красоты неописанной да скалы чудные, что диву дались, на них глядючи. На который день пути открылась им гора Змеиная, о том уж не упомнят они. Да вот как её увидали, так и стали как вкопанные. Причиной тому явилось змей обилие, а под их телами извивающимися – руды богатейшие. Разгадали все пятеро разом, что путь-дорога неблизкая да опасная вознагражденье своё им дала. Да такое вознагражденье, о коем и помечтать по началу похода своего не мыслили они. Долго ли, коротко ли стояли все они, глаз не в силах отвесть от чуда увиденного – о том сказать не могу. Да токмо солнце за горизонт спускаться стало, засверкали каменья те рудные, что в горе были, промеж змеиного племени. Да так засверкали, что поутру ещё от ввечеру увиденного искорки в глазах прыгали. Однако же совладали с волею своею рудознатцы счастливые. Поразогнали племя змеиное в зной полуденный как сумели, набрали каменьев желанных, да поглубже в котомки свои кожаные добычу заветную уложили. Тут же в дорогу обратную собираться стали – неча медлить, коли уж завладели богатством таковым. Снести те каменья рудные куда следует порешили. Да что польза значительная будет от находки – в том не един не сомневался – недаром рудознатцами наречены все пятеро. Тако же применят к тем каменьям работу плавильную – вона сколько злата, да серебра, да меди царю прибудет с горы этой Змеиной. Да и про находчиков забыть негоже – отблагодарит царь-батюшка сполна.

Скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается. Что сталось с теми пятерыми – доподлинно неизвестно. Да токмо вишь, спустя лето-другое, пошла работа великая близ горы этой Змеиной, от коей искорки в глазах оставались. Уж не един десяток лет доставали с каменьев тех металлу драгоценного множество великое, отчего таки казна царская златом, да серебром, да медью Алтайскими обогатилась значительно.
За время то, о коем говорю сейчас, великое множество случилось происшествий. Приказчики демидовские руду ту добывали (а сам Акинфий Никитич и ногой-то не ступил своею на земли наши). Ползунов Иван, сын Иванов, направлен был сюда. Да Фроловы двое – отец с сыном своим этими местами управляли. От них польза сталась немалая, но великая. Тот, что Козьма Дмитриевич (отец самый), плотину возвёл высокую, каналы водные проложил, да воду в действие нужное поворотил. Вода та на колёса падала, колёса крутились и с шахт глубоких, из самоего сердца земли, руду те колёса да воду грунтовую на свет дневной поднимали. А колёса те из дерева сам он мастерил – высоты невиданной что, почитай, с десяток людей выстроить един над другим, то и высота колёс тех будет. Да стояли в самой земле они, где и вода была под землёю пущена, с целью таковою, чтобы мороз воду ту в стужу лютую не схватывал. Чудной тот Козьма Дмитриевич был (в народе сказывали), он и часы таким же водным манером выстроить сумел.

Сын Козьмы Дмитриевича оного, Петром по рождению наречённый, у отца делу горному мудрёному научился. Един он, почитай, во всей России-матушке, дошёл умом своим, чтобы дорогу конную соорудить сила была. Для перевозки руд многопудовых наладил её Пётр Козьмич. Дорога та, с рельсами треугольными да вагонетками прочными, люду работному шибко полюбилась – посему от труда тяжкого освобождала немало. Да и неможно упомнить всего, что придумано было в те поры – великие да знаменитые. А токмо Пётр Козьмич на ту причину музей выстроил, кой и по сей день увидать можно. Ты туда взглянешь, таки подтверждение моим словам выйдет полное. А уж коли пойдёшь ногами своими по городу нашему, Змеиногорском он теперь зовётся, тако и на каждых тринадцати шагах стань, да посмотри вкруг себя. И воочию увидать можно станет, что нет лукавства в словах моих – истинно всё.

Да вот и теперь, что сказ мой к концу своему подходит, коли ты ни слова единого не пропустил мимо ушей, должно понять тебе, что за места наши – диковинные, знаменитые да великие – не един уж век добро своё людям отдают, тако же и радость и счастье великое тебе станется. Счастье да радость великая от того только, чтобы жить в местах этих, да землю родную свою любить за все её богатства природные да за память хранимую о временах далёких. Тако ежели примешь к сердцу ты сказ мой, то и гордость за родину свою малую возымеешь и беречь её станешь. Посему и детям твоим, и детям детей твоих, предание то о земле нашей чудесной останется.

Тут уж последнее слово моё к концу пришло, а далече весть мысль твоя тебя будет.

©Елена Гильдерман

____________

Текст авторский, копирование и использование без ссылки на автора и источник запрещено ГК РФ гл.70 от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 31.07.2020)



"

Неужели таков наш ничтожный удел: Быть рабами своих вожделеющих тел? Ведь ещё ни один из живущих на свете. Вожделений своих утолить не сумел.
Омар Хайям
"

Related posts