Шаманы – кто они?

"Наше сознание - это все. Вы становитесь тем, о чем думаете." Будда

"

Считается, что любовь к деньгам – корень всех бед. То же можно сказать и про отсутствие денег.
Сэмюел Батлер
"


Шаманы – кто они?

Так как мы пишем на алтайскую тематику, расскажем именно об алтайском шаманизме.

Начнем с того, что на сегодняшний день шаманизм является традиционным верованием алтайцев. Что он из себя представляет?

Итак, шаманизм — это свод неких магических практик, основанных на определенном мировоззрении. Которое строится на уважительном отношении к тому, что находится рядом с человеком — природе и ее явлениям. Человека издавна окружали солнце, дождь, ветер, грозы, различные животные и растения и в этом он видел проявление высших сил. Причем, имеющих разум, а значит, с ними можно договариваться. Для этого и появились особые люди — шаманы, обладающие такими знаниями и умениями.

Интересно, что Алтай — это место, где шаманизм сохранился почти без каких-то изменений. Тогда как в других частях света он уже частично либо полностью утрачен. Но алтайцы сохраняют связь с мистическими силами, ревностно соблюдают традиции и передают их последующим поколениям.

Слово «шаман» в примерном переводе означает «путешествующий между мирами». Во вселенной шаманов их три: небесный, средний и подземный. Соединяются они между собой посредством мирового дерева. Оно — посредник между мирами: корни уходят в подземный мир, ветви находятся в небесном. А ствол находится в мире людей. Поэтому на Алтае часто можно обоо – ритуальную кучу камней, в которую воткнута ветвь, а то и небольшое деревце или ствол с повязанными ленточками jалама — как символ того самого мирового древа.

Небесным миром заправляет Ульгень — высшее начало всего, имеющее иногда образ человека. Живет он на одном из слоев неба и имеет большую семью, состоящую из множества его детей. Кроме него, в небесной сфере проживают и другие светлые божества и духи, которые творят только добро.

В среднем, земном мире живут божества и духи стихий и природных объектов. Так, у каждого объекта либо явления имеется свой хозяин, дух — ээзи. Этот хозяин разумен, с ним можно общаться. Часто имеет облик человека либо животного. К нему можно обращаться с просьбами, поэтому часто в местах источников или других знаковых можно видеть повязанные ленточки Jалама и совершающих обряд алтайцев.

Подземным миром заправляет божество Эрлик. Туда отправлялись люди после окончания своего земного пути, где Эрлик их судил и определял, какое они получат наказание. Надо сказать, к нижнему миру также причислялись и многие животные, в том числе, насекомые, рыбы, змеи, лягушки, драконы и все, что связано с водой.

Задачей шамана является перемещение между этими мирами и общение с их обитателями для разрешения земных вопросов. Как это происходит?

У шамана есть свои духи, с которыми он общается, узнает информацию. Вызываются они непосредственно перед камланием посредством игры на комусе и ударами в бубен. Духи являются покровителями и помощниками шамана. Они имели разные предназначения: одни помогали передвигаться по разным мирам, другие рассказывали о причине болезни человека, которого лечил шаман. Третьи помогали найти заблудившуюся душу, четвертые защищали от злых духов и нападок других шаманов, закрывая его тело невидимой броней.

Камлание не могло произойти без бубна — главного атрибута шамана. Он, по сути, служил переносной молельней — от каркаса до мелких деталей, рисунков, украшений. Это предмет, с которым можно перемещаться и проводить обряд повсюду, где понадобится.

Бубен во время камлания становился верховым животным шамана. Каким — зависело от того, чья шкура была натянута на нем. Также он мог служить лодкой, а колотушка — веслом.

Бубен одного шамана отличается от бубна другого. Шаман сам не мог выбрать себе его тип, он доставался ему «по наследству» — от умершего шамана, передавшего силу. Каким быть бубну рассказывали духи-покровители. По рисункам на поверхности бубна можно было узнать о его духах-предках и другую информацию.

Еще советские ученые ставили эксперимент с использованием электроэнцефалографа, который показал, что шаман, десять минут бьющий в бубен, выходит на такой уровень транса, которого мастера дзен добиваются за шесть часов глубокой медитации.

Вторым по важности шаманским атрибутом является его одеяние — манjак. Оно полагалось только тому шаману, у которого уже есть бубен. Пошив этого одеяния, как и изготовление бубна, выполнялся по указанию духов.

Это распашная куртка из кожи, на которую прикреплялись множество предметов: фигурки, шкурки мелких зверей и птиц, кусочки ткани, ленты, бахрома, бубенцы и колокольчики, железные кольца, бусины и т.д. Помимо этого, на одежду крепится множество плетенных жгутов, обтянутых ситцем. Все это так нашивалось на одежду, что самой кожи не было видно.

И бубен, и облачение шамана приспособлены для кочевого передвижения и позволяют ему проводить обряд в любых условиях – и в помещении, и на улице.

В обычной жизни шаман на вид не отличается от других людей и носит такую же одежду.

Продолжение следует

Текст Ирины Дмитриевой

Фото Ирины Дмитриевой и Татьяны Черниковой

 

Источник



""Дерево виновато в том, что привлекло удар молнии, так же, как молния виновата в том, что выбрала это дерево для попадания." Книга Мирдада"

Related posts