Русская Ша́мбала

"Множественность интерпретаций и даже конфликт интерпретаций являются не недостатком или пороком, а достоинством понимания, образующего суть интерпретации." П.Рикер

Русская Ша́мбала

Людям свойственно искать что-то, чего, возможно, никогда не было на свете. В разное время искали Землю обетованную, Атлантиду, Царство пресвитера Иоанна, да мало ли, что ещё. Иногда возникала путаница, ибо люди способны фантазировать и обладают речью, а слова меняют смыслы, то есть не только люди «играют словами», но и слова, в том числе названия мест, можно сказать, «играют людьми».

Возьмём для примера слово «Израиль». Однажды, сообщает книга Бытие, Бог явился Иакову в виде человека (не иначе, во сне). Иаков боролся с ним, и Бог за это дал ему имя Израиль, поскольку слово это в переводе с библейского означает «Борющийся с богом». Вот и весь первичный «Израиль». Прошли столетия, и слово стали прилагать, куда ни попадя. Так, православные утверждали, что Израиль «обнимает всю Церковь Божию», а иудеи дали это название стране, и сегодня Израиль имеет географические координаты.

В конце XIX века западный человек обрёл новый объект для поисков: Ша́мбалу.

Искатели-идеалисты

В Европе про Ша́мбалу впервые услышали в 1627 году от двух иезуитов. Они бродили по южной Азии, развлекая туземцев рассказами об Иисусе и потустороннем мире, а им отвечали, что, дескать, спасибо, у нас уже есть Ша́мбала, место пребывания Великих Учителей. И показывали пальцами на север.

Короче, неведомую Ша́мбалу можно было бы поискали в пустыне Гоби, на Гималаях и Памире, но в те времена эти места не только не были изучены, но даже не были открыты, а потому ни испанские, ни португальские, и никакие иные власти, склонные к отправке по всему «шарику» экспедиции, отправлять их неведомо куда ради проникновения в иноверческий рай не стали.

Но люди мечтательные, склонные к философствованиям, заинтересовались! А если есть спрос, то рано или поздно поступит предложение. В XVIII веке появилась инструкция о том, как попасть в буддийский рай: «История Арьядеши и путь в Ша́мбалу, Святую землю». Сочинил её вроде бы тибетский лама Лобсанг Палден Еше, хотя на самом деле, попробуй угадай, кто её на самом деле сочинил.

Надо овладеть искусством созерцания и медитации, учило оное сочинение, потому что путь в Ша́мбалу не внешний, а внутренний. Кое-кто понял правильно. Например, Алиса Бейли, одна из первых, кто ввёл Ша́мбалу в эзотерические построения, не считала её обычной страной в ряду других, а полагала, что это название места на Земле, где планетарный Логос фокусирует свои энергии.

Другие теоретики были уже не столь категоричны. Так, Елена Блаватская учила, что место это реальное, и попасть в Ша́мбалу можно, но путь открыт не каждому. Она уверяла, что именно здесь родится грядущий Мессия, имя которого неизвестно, а прежде его звали Вишну, Будда, Христос и пр.

Простые же европейцы, давно забывшие, что когда-то их собственные жрецы тоже «уходили в себя», откушав ради вящей медитации баюн-травы, были в восторге. Они со всем доверием приняли, что на пути увидят чудовищ, крылатых львов, демонов и прочие ужасы. Они не поняли, что это – о путешествии в потусторонний мир во снах, а решили, что на самом деле где-то в Азии живут крылатые львы и демоны. Умозрительная «страна» в их умах стала обретать черты «реальности».

Искатели-практики

В XIX веке центр Азии начали активно исследовать. Русское географическое общество и Главный Штаб российской армии отправили туда более двадцати экспедиций. Но Пржевальский, Обручев, Грум-Гржимайло, Семёнов-Тян-Шанский и другие не искали Ша́мбалу, а вели маршрутную съёмку, астрономические и прочие наблюдения, собирали коллекции растений и минералов. А с юга двигались колонизовавшие Азию англичане, и вопрос, кто будет контролировать центр континента, обострялся год от года. При случайных встречах едва не доходило до перестрелок.

Британцы вторглись в пределы Тибета, взяли Лхасу. Далай-лама бежал в Монголию, где обсуждал с русскими планы своей эмиграции в Бурятию. Между тем, Петербург после поражения от британского союзника, Японии, свернул активность в регионе, признав многие земли британской сферой влияния просто по факту. О Ша́мбале, разумеется, и речи не было, и вдруг новый поворот сюжета: Ша́мбалой была объявлена Россия!

В России буддизм признан официальной религией в 1741-м указом императрицы Елизаветы. И вот на стыке веков бурятский монах Агван Лобсан Доржиев, советник Тринадцатого Далай-ламы, ввиду давления англичан и китайцев, убедил своего шефа обратиться к русскому царю за помощью, уверяя его, что Ша́мбала – это и есть Россия. Ведь Ша́мбала, по легенде, расположена к северу от Тибета – а Россия как раз на таком севере, что дальше некуда!.. А Николай II – реинкарнация ламы Цонкапы.

Лама проникся, и с его благословения Доржиев организовал несколько делегаций, посетивших Русский Императорский Двор. С императором он лично встречался дважды: в 1898 и в 1900 годах. К сожалению, как раз в это время Россия и Англия сговорились вместе поддерживать независимость и нейтральность Тибета, а с Далай-ламой вступать в отношения только при посредничестве китайского правительства. И хотя Англия этот договор нарушала, буддисты не добились в Санкт-Петербурге политических успехов.

Рассказывал ли монах царю про Ша́мбалу и реинкарнацию, или нет – неизвестно. Но разрешение строить в Петербурге буддистский храм (дацан) Доржиев получил. Он приобрёл на северной окраине города, в Старой Деревне, участок земли площадью 648,51 кв. саженей (2940 м²), и после заявления императора: «Буддисты России находятся под защитой двуглавого орла» строительство началось. Продолжалось оно с 1909 по 1915 год, а в стройкомитет входил русский художник Николай Рерих.

Экспедиция Рериха

Николай Рерих, в ходе строительства дацана пообщавшись со знающими людьми, «заболел» Ша́мбалой, и в 1924-1928 годах, в компании с Юрием и Еленой Рерих, побывал в Китае, Монголии, Тибете и много где ещё. По ходу дела он изучал растения и языки, писал картины, но прежде всего искал Ша́мбалу. Он имел старинный «путеводитель по Ша́мбале», где говорилось, что это внутренний духовный поиск, но, однако же, расспрашивал всех встречных-поперечных, где тут у них Ша́мбала, и позже писал, что лично слышал бесчисленные истории о ней.

Конечно, если многих спрашивать, от многих и услышишь. Точно по Писанию: «просите, и дано будет вам; ищите, и найдёте; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Лк. 11:5-10).

Рерих прибыл в Тибет в качестве представителя американской буддистской организации. Ожидая встречи с Далай-ламой, он просил изготовить и прислать ему из Америки орден «Будды Всепобеждающего», чтобы наградить иерарха. Но осенью 1927 года его экспедицию задержали тибетские власти, пришлось несколько месяцев терпеть снег и морозы, а встреча с Далай-ламой не состоялась! Как только художник вырвался в цивилизованные места, так сразу отписал Буддистскому центру в Нью-Йорк, что лама неправильный, и надо бы от него отмежеваться.

Ша́мболу Рерих не нашёл. Это не помешало ему в своей книге описать её как святой город к северу от Индии. Ну и заодно, чтобы не пропали зазря бесчисленные истории встречных-поперечных, он отметил явное сходство Ша́мбалы с Ту́ле, страной, скрытой на Северном полюсе, и о несомненной связи Ша́мбалы с подземным царством Агарти, куда идёт подземный тоннель под Гималаями. Философа совсем не смутило, что никто и никогда не видел ни Туле, ни царства Агарти (впервые упомянутого в романе Луи Жаколио «Сыновья Бога» в 1873-м), и не бродил по выдуманному тоннелю.

Следующим на поиски отправился один человек, зато какой: чекист Яков Блюмкин, полиглот и авантюрист. О проекте знала верхушка ВЧК, а главным идеологом выступал А. Барченко, фанатик Ша́мбалы. Он даже пытался заинтересовать Политбюро ЦК ВКП(б), наверное, из тех соображений, что пролетарскую революцию в Азии устраивать невозможно из-за отсутствия пролетариата, так почему бы не опереться на монахов. Позже эту идею похоронили вместе с большинством причастных к этому походу.

Блюмкин, прикидываясь то дервишем, то бродячим буддистом. Собирая разведданные, он дошёл до Тибета, присоединился к экспедиции Рериха, и произвёл на него столь сильное впечатление, что получил прозвище «молодой лама». Художник даже написал картину «Весть Ша́мбалы», где изображён «лама Яков».

Ша́мбала против барона Унгерна

Известный борец с большевиками барон фон Унгерн-Штернберг в 1920-м увёл своё войско из России в Монголию. Там ламы рассказали ему о подземном царстве Агарти, находящимся под Монголией. Барон идеей проникся, и уже полагал, что понял душу местного населения. Но противостоявший ему Сухэ-Батор, просоветский вождь монголов, оказался более продвинутым мистиком: поднимая своих бойцов на битву с «чёрным бароном», он обещал им, что, погибнув в битве, в следующей жизни они переродятся воинами Ша́мбалы. Такая перспектива вдохновила героев: они разгромили Унгерна и взяли столицу Монголии Ургу (ныне Улан-Батор).

Правда, им немного помогла Красная армия.

Дмитрий КАЛЮЖНЫЙ.

Илл.: Картина Н.К. Рериха «Весть Шамбалы», 1933.

 

Источник



"Ты выбрался из грязи в князи, но быстро князем становясь. Не позабудь, чтобы не сглазить. Не вечны князи-вечна грязь. Омар Хайям"

Related posts