Русская Ша́мбала

"Поражение – не поражение, если только вы не признаете его таковым в своем сознании." Брюс Ли

Русская Ша́мбала

Людям свойственно искать что-то, чего, возможно, никогда не было на свете. В разное время искали Землю обетованную, Атлантиду, Царство пресвитера Иоанна, да мало ли, что ещё. Иногда возникала путаница, ибо люди способны фантазировать и обладают речью, а слова меняют смыслы, то есть не только люди «играют словами», но и слова, в том числе названия мест, можно сказать, «играют людьми».

Возьмём для примера слово «Израиль». Однажды, сообщает книга Бытие, Бог явился Иакову в виде человека (не иначе, во сне). Иаков боролся с ним, и Бог за это дал ему имя Израиль, поскольку слово это в переводе с библейского означает «Борющийся с богом». Вот и весь первичный «Израиль». Прошли столетия, и слово стали прилагать, куда ни попадя. Так, православные утверждали, что Израиль «обнимает всю Церковь Божию», а иудеи дали это название стране, и сегодня Израиль имеет географические координаты.

В конце XIX века западный человек обрёл новый объект для поисков: Ша́мбалу.

Искатели-идеалисты

В Европе про Ша́мбалу впервые услышали в 1627 году от двух иезуитов. Они бродили по южной Азии, развлекая туземцев рассказами об Иисусе и потустороннем мире, а им отвечали, что, дескать, спасибо, у нас уже есть Ша́мбала, место пребывания Великих Учителей. И показывали пальцами на север.

Короче, неведомую Ша́мбалу можно было бы поискали в пустыне Гоби, на Гималаях и Памире, но в те времена эти места не только не были изучены, но даже не были открыты, а потому ни испанские, ни португальские, и никакие иные власти, склонные к отправке по всему «шарику» экспедиции, отправлять их неведомо куда ради проникновения в иноверческий рай не стали.

Но люди мечтательные, склонные к философствованиям, заинтересовались! А если есть спрос, то рано или поздно поступит предложение. В XVIII веке появилась инструкция о том, как попасть в буддийский рай: «История Арьядеши и путь в Ша́мбалу, Святую землю». Сочинил её вроде бы тибетский лама Лобсанг Палден Еше, хотя на самом деле, попробуй угадай, кто её на самом деле сочинил.

Надо овладеть искусством созерцания и медитации, учило оное сочинение, потому что путь в Ша́мбалу не внешний, а внутренний. Кое-кто понял правильно. Например, Алиса Бейли, одна из первых, кто ввёл Ша́мбалу в эзотерические построения, не считала её обычной страной в ряду других, а полагала, что это название места на Земле, где планетарный Логос фокусирует свои энергии.

Другие теоретики были уже не столь категоричны. Так, Елена Блаватская учила, что место это реальное, и попасть в Ша́мбалу можно, но путь открыт не каждому. Она уверяла, что именно здесь родится грядущий Мессия, имя которого неизвестно, а прежде его звали Вишну, Будда, Христос и пр.

Простые же европейцы, давно забывшие, что когда-то их собственные жрецы тоже «уходили в себя», откушав ради вящей медитации баюн-травы, были в восторге. Они со всем доверием приняли, что на пути увидят чудовищ, крылатых львов, демонов и прочие ужасы. Они не поняли, что это – о путешествии в потусторонний мир во снах, а решили, что на самом деле где-то в Азии живут крылатые львы и демоны. Умозрительная «страна» в их умах стала обретать черты «реальности».

Искатели-практики

В XIX веке центр Азии начали активно исследовать. Русское географическое общество и Главный Штаб российской армии отправили туда более двадцати экспедиций. Но Пржевальский, Обручев, Грум-Гржимайло, Семёнов-Тян-Шанский и другие не искали Ша́мбалу, а вели маршрутную съёмку, астрономические и прочие наблюдения, собирали коллекции растений и минералов. А с юга двигались колонизовавшие Азию англичане, и вопрос, кто будет контролировать центр континента, обострялся год от года. При случайных встречах едва не доходило до перестрелок.

Британцы вторглись в пределы Тибета, взяли Лхасу. Далай-лама бежал в Монголию, где обсуждал с русскими планы своей эмиграции в Бурятию. Между тем, Петербург после поражения от британского союзника, Японии, свернул активность в регионе, признав многие земли британской сферой влияния просто по факту. О Ша́мбале, разумеется, и речи не было, и вдруг новый поворот сюжета: Ша́мбалой была объявлена Россия!

В России буддизм признан официальной религией в 1741-м указом императрицы Елизаветы. И вот на стыке веков бурятский монах Агван Лобсан Доржиев, советник Тринадцатого Далай-ламы, ввиду давления англичан и китайцев, убедил своего шефа обратиться к русскому царю за помощью, уверяя его, что Ша́мбала – это и есть Россия. Ведь Ша́мбала, по легенде, расположена к северу от Тибета – а Россия как раз на таком севере, что дальше некуда!.. А Николай II – реинкарнация ламы Цонкапы.

Лама проникся, и с его благословения Доржиев организовал несколько делегаций, посетивших Русский Императорский Двор. С императором он лично встречался дважды: в 1898 и в 1900 годах. К сожалению, как раз в это время Россия и Англия сговорились вместе поддерживать независимость и нейтральность Тибета, а с Далай-ламой вступать в отношения только при посредничестве китайского правительства. И хотя Англия этот договор нарушала, буддисты не добились в Санкт-Петербурге политических успехов.

Рассказывал ли монах царю про Ша́мбалу и реинкарнацию, или нет – неизвестно. Но разрешение строить в Петербурге буддистский храм (дацан) Доржиев получил. Он приобрёл на северной окраине города, в Старой Деревне, участок земли площадью 648,51 кв. саженей (2940 м²), и после заявления императора: «Буддисты России находятся под защитой двуглавого орла» строительство началось. Продолжалось оно с 1909 по 1915 год, а в стройкомитет входил русский художник Николай Рерих.

Экспедиция Рериха

Николай Рерих, в ходе строительства дацана пообщавшись со знающими людьми, «заболел» Ша́мбалой, и в 1924-1928 годах, в компании с Юрием и Еленой Рерих, побывал в Китае, Монголии, Тибете и много где ещё. По ходу дела он изучал растения и языки, писал картины, но прежде всего искал Ша́мбалу. Он имел старинный «путеводитель по Ша́мбале», где говорилось, что это внутренний духовный поиск, но, однако же, расспрашивал всех встречных-поперечных, где тут у них Ша́мбала, и позже писал, что лично слышал бесчисленные истории о ней.

Конечно, если многих спрашивать, от многих и услышишь. Точно по Писанию: «просите, и дано будет вам; ищите, и найдёте; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Лк. 11:5-10).

Рерих прибыл в Тибет в качестве представителя американской буддистской организации. Ожидая встречи с Далай-ламой, он просил изготовить и прислать ему из Америки орден «Будды Всепобеждающего», чтобы наградить иерарха. Но осенью 1927 года его экспедицию задержали тибетские власти, пришлось несколько месяцев терпеть снег и морозы, а встреча с Далай-ламой не состоялась! Как только художник вырвался в цивилизованные места, так сразу отписал Буддистскому центру в Нью-Йорк, что лама неправильный, и надо бы от него отмежеваться.

Ша́мболу Рерих не нашёл. Это не помешало ему в своей книге описать её как святой город к северу от Индии. Ну и заодно, чтобы не пропали зазря бесчисленные истории встречных-поперечных, он отметил явное сходство Ша́мбалы с Ту́ле, страной, скрытой на Северном полюсе, и о несомненной связи Ша́мбалы с подземным царством Агарти, куда идёт подземный тоннель под Гималаями. Философа совсем не смутило, что никто и никогда не видел ни Туле, ни царства Агарти (впервые упомянутого в романе Луи Жаколио «Сыновья Бога» в 1873-м), и не бродил по выдуманному тоннелю.

Следующим на поиски отправился один человек, зато какой: чекист Яков Блюмкин, полиглот и авантюрист. О проекте знала верхушка ВЧК, а главным идеологом выступал А. Барченко, фанатик Ша́мбалы. Он даже пытался заинтересовать Политбюро ЦК ВКП(б), наверное, из тех соображений, что пролетарскую революцию в Азии устраивать невозможно из-за отсутствия пролетариата, так почему бы не опереться на монахов. Позже эту идею похоронили вместе с большинством причастных к этому походу.

Блюмкин, прикидываясь то дервишем, то бродячим буддистом. Собирая разведданные, он дошёл до Тибета, присоединился к экспедиции Рериха, и произвёл на него столь сильное впечатление, что получил прозвище «молодой лама». Художник даже написал картину «Весть Ша́мбалы», где изображён «лама Яков».

Ша́мбала против барона Унгерна

Известный борец с большевиками барон фон Унгерн-Штернберг в 1920-м увёл своё войско из России в Монголию. Там ламы рассказали ему о подземном царстве Агарти, находящимся под Монголией. Барон идеей проникся, и уже полагал, что понял душу местного населения. Но противостоявший ему Сухэ-Батор, просоветский вождь монголов, оказался более продвинутым мистиком: поднимая своих бойцов на битву с «чёрным бароном», он обещал им, что, погибнув в битве, в следующей жизни они переродятся воинами Ша́мбалы. Такая перспектива вдохновила героев: они разгромили Унгерна и взяли столицу Монголии Ургу (ныне Улан-Батор).

Правда, им немного помогла Красная армия.

Дмитрий КАЛЮЖНЫЙ.

Илл.: Картина Н.К. Рериха «Весть Шамбалы», 1933.

 

Источник

Почва под Змеиногорском золотоносная. Это место при Петре Великом купцы Демидовы, ставшие первыми заводчиками на Урале. Каменные дома, за исключением построенных при Советской власти, все демидовские. Они же построили плотину на речке, образовав, таким образом, водохранилище. Здесь у Демидовых были шахты, где добывали золото. Говорят, что доныне сохранился подземный ход из конторы Демидовых прямо в шахты. И теперь в шахтах добывают золото…

релевантная информация:

Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages

мысли на память:

"Чем ниже человек душой, Тем выше задирает нос. Он носом тянется туда, Куда душою не дорос. Омар Хайям"

Related posts