Рудный Алтай… и Колывань…
Северо-Западная часть Алтайского региона – низкогорье и средней высоты хребты – носит название Рудного Алтая. Территориально часть этого района лежит на юго-западе Алтайского края, бОльшая же его часть приходится на республику Казахстан. Речь в рассказе пойдет именно об этом небольшом кусочке Рудного Алтая, что лежит на нашей территории.
Один из интереснейших туристических районов Алтая – Горная Колывань (это горно-таежный район на территории Змеиногорского и Курьинского районов Алтайского края).
А в поселок непосредственно с названием Колывань – столицу камнерезного искусства Сибири, мы и направимся.
Прямая дорога до Колывани через Рубцовск и Змеиногорск одно время была очень проблемная, хоть и короткая. За два часа очччень медленной езды можно было основательно разбить машину. Сейчас дорогу заасфальтировали. Есть также более дальний, но и более живописный путь – через Поспелиху и Курью. По этой дороге очень интересно наблюдать, как степные равнинные ландшафты, возделанные поля, постепенно сменяются предгорьями, а затем уже и горами.
Бескрайние степные просторы Алтая… Поля подсолнечников, которые дружно поворачивают свои головы навстречу Солнцу.
Можно ехать очень долго среди полей – пейзаж не меняется. Но вот на горизонте начинают появляться в голубой дымке первые силуэты гор. Хотя, это еще не совсем горы, а не очень высокие холмы, но на фоне абсолютно ровной степи даже они впечатляют.
После поворота в сторону Курьи справа от дороги течет извилистая речка с обрывистыми песчаными берегами. Кажется, называется Локтевкой.
Делаем остановку. Берега речки заросли пахучим разнотравьем и полевыми цветами.
А в целом дорога пустынна, пейзаж составляют вот такие пологие холмы. Весной они зеленые, а летом уже выгорают от солнца, так в этих краях мало воды, только солнце и ветер. Я бы назвала эту местность горной пустыней. На многие километры вокруг – ни души. Вообще этот отрезок дороги – достаточно глухое место, так как не ведет к более-менее крупным населенным пунктам. Самые большие поселки на трассе – это Курья и Колывань, а потом дорога уходит вверх и тает в горах. Находясь в Колывани, чувствуешь себя почти что отрезанной от большой земли.
“порыжели холмы, зноем выжжены”…
Одна из деревень на пути. Они здесь небольшие, но очень аккуратные и живописные. Много зеленых деревьев, посаженных вдоль дороги.
Дорога идет вверх, теперь уже по предгорьям. Местность пересеченная и очень холмистая, иногда попадаются головокружительные серпантины. Когда переваливаешь через гору, вокруг открывается изумительнакя горная страна. Впереди – Колыванский хребет.
На склонах кое-где посеяны поля каких-то цветущих растений, похожие на разноцветные заплатки. При этом вокруг – ни души. Ни человека, ни автомобиля, ни животного – никого…
После долгих километров пустынных, но очень живописных холмов и маленьких оазисов зеленых деревень мы въезжаем в Колывань – село, расположенное на склоне Колыванского хребта.
Колывань. Столица камнерезного дела на Алтае!
Поселок Колывань был основан в связи с постройкой в этих местах Колывано-Воскресенского меде- и сереброплавильного завода в 1727 году. Завод первоначально принадлежал династии Демидовых, а потом перешел в собственность Кабинета Его Императорского Величества. До 1749 года (до перевода в Барнаул) в Колывани находилась главная контора округа Колывано-Воскресенских заводов, которая фактически осуществляла руководство всем горнопромышленным Алтаем. Меде- и сереброплавильный завод просуществовал в Колывани до конца 18 века, а в 1802 году в бывших цехах завода разместили гранильно-шлифовальную фабрику.
С этого момента и до настоящего времени Колывань является столицей камнерезного дела в Сибири и на Алтае. Фабрика эта также находилась в ведении императорского Кабинета, и существовала на его средства. На ней изготавливались на заказ декоративные изделия для дворцов: камины, вазы, предметы интерьера. Изделия алтайских мастеров славились на весь мир. Каменная “Царица ваз” из зелено-волнистой яшмы сейчас является украшением Эрмитажа в Санкт-Петербурге. Каменные монолиты и самоцветы для работы добывались в окрестных и отдаленых каменоломнях Северо-Западного Алтая. В настоящее время в поселке действует камнерезный завод имени Ползунова, производящий технические и художественные изделия из яшмы, порфиров, кварцита, мрамора, а также открыт музей истории камнерезного дела на Алтае.
На въезде в Колывань стоит каменная колонна, посвященная мастерам-камнерезам, с названиями разных городов (вполне возможно, что это города, в которые были отправлены изделия алтайских умельцев).
Дорожный указатель, указывающий на главную достопримечательность поселка.
Улица, ведущая к заводу и музею. Уютно, красиво и зелено.
Цветочки на клумбе.
Дома по дороге в музей,
…который расположен напротив этой башни.
Музей находится на месте бывшей Воскресенской церкви 19 века, которая была разрушена в советское время. Зайдём.
Пройдемся по его залам. Он небольшой, но очень уютный, и в нем кроме нас больше никого не было. На фото – та самая “Царица ваз” из яшмы.
Вес ее – 19 тонн, это самая большая ваза в мире. С помощью 230 рабочих монолит, найденный на Ревневской каменоломне, был вытащен к каменотесному сараю, где проходил первичую грубую обработку. Через два года еще 567 человек передвинули глыбу за 30 верст в Колывань. Готовую вазу везли в Барнаул на санях, запряженных в поезд из 154 лошадей(!), а далее речным транспортом в Петербург. Весь путь длился где-то полгода. Просто поражают масштабы проделанной работы, ведь в то время все делалось практически вручную. Царица ваз сейчас является одним из символов Алтайского края, она изображена на его гербе и флаге.
На входе в музей – каменный монолит.
В музее собрана большая коллекция поделочных камней Алтая, месторождения которых были разведаны в 18-19 веках.
Картина, я так думаю, изображает момент представления готовой вазы царскому чиновнику, который приехал забрать эту роскошную вещь.
Образцы минералов. На заводе делают мозаики из разноцветного камня.
Почему-то, будучи в музее, меня потянуло к стенду с утюгами и самоварами. Я заметила, что любой мало-мальский краеведческий музей обязательно имеет в своей экспозиции утюги и самовары. Не знаю, с чем это связано, но мне, если честно, нравятся эти предметы, хоть и непосредственно к камнерезному делу они никакого отношения не имеют))).
Вот этот самовар особенно хорош!
Деньги, найденные на территории села Колывань. На монетке, расположенной по центру над табличкой, написано “деньга” и стоит дата – 1739 год.
Отчет жюри первой международной Лондонской выставки изделий промышленности всех наций 1851 г. Видимо, там упоминаются изделия фабрики. Кстати, они разошлись по многим странам мира, и их можно встретить в таких городах, как Париж, Вена, Чикаго, Лондон…
На этой картине запечатлен процесс транпортировки каменного монолита к месту обработки. Может даже, того самого, из которого была сделана “Царица ваз”.
Художественные изделия камнерезного завода. Похоже, уже современные.
Макет Колоссальной шлифовальной фабрики.
Дальше улица ведет к камнерезному заводу имени Ползунова. Но на самом заводе мы не были, просто прогулялись рядом. Завод действующий, хотя одно время переживал не самые лучшие времена. В нелегкое постсоветское время он выживал за счет производства тротуарной плитки, а сейчас делает в том числе и художественные изделия. Работы заводских мастеров отмечены дипломами и медалями выставок.
На фото – старинный деревянный дом начальника фабрики, сейчас в нем располагается больница.
Завод с левой стороны, в кадр он не попал. А напротив – искусственный пруд с плотиной, созданный на реке Белой. Спускаемся вниз.
Возле завода на склоне горы – памятник героям Великой Отечественной войны.
Пруд очень живописный, как и все окрестности Колывани.
Если ехать вправо – то начинаются горы Колыванского хребта, в том числе гора Синюха и лежащее у ее подножия озеро Белое.
"Cпокойствие — сильнее эмоций. Молчание — громче крика. Равнодушие — страшнее войны. Мартин Лютер"