Рубцовское предприятие производит вездеходы для труднодоступных территорий

"Индивидуум имеет в себе способность понять факторы своей жизни, которые приносят ему несчастье и боль, и реорганизовать себя таким образом, чтобы преодолеть эти факторы." Карл Роджерс

Таких предприятий, как «Алтайтрансмаш-сервис», по всей России раз-два и обчелся. Производство не то чтобы уникальное, скорее, специфическое: завод производит тяжелые машины, способные преодолеть любое бездорожье. Направляются они прямиком в заснеженные регионы, чтобы служить нефтяникам, энергетикам, пожарным.

Инженерная мысль

Рубцовскому предприятию почти три десятка лет, половину из которых оно занимается производством техники исключительно своей разработки и ее ремонтом. Специализацией завода является выпуск снегоболотоходов. Создано несколько модификаций знаменитых тягачей «Марал», топливозаправщик «Скиф», гусеничный транспортер «Тритон».

«Алтайтрансмаш-сервис» производит 13 моделей техники, каждый год добавляется новая. Сейчас это машина с гидроманипулятором.

– Имеются перспективные разработки, – рассказывает генеральный директор предприятия Иван Томашевич. – Например, собственный механизм поворота. Он разделен на три блока, а потому более надежен и экономичен. При выходе из строя нужно будет заменить только часть, а не целиком. Использование серийных деталей тоже дает определенную экономию. В итоге это влияет на конечную цену продукции в сторону ее уменьшения. Опытные образцы уже проходят испытания.

Задачи поставлены

В год завод производит около десятка машин. Чтобы изготовить корпус и оснастить его, уходит несколько месяцев. По мнению Ивана Томашевича, постоплатная система, с одной стороны, конечно, пресекает злоупотребления и финансовые махинации, с другой, ставит производителя в непростые условия, не давая возможности развиваться.

Печальный пример минувшего года. «Алтайтрансмаш-сервис» выиграл несколько тендеров, но до логического завершения они не дошли. Восемь изготовленных корпусов вездеходов остались невостребованными, а это несколько миллионов замороженных рублей. Выбраться из сложного положения помогли ремонты техники, производство запчастей и реализация четырех машин. Кредиты вернули, долгов нет, и в 2020-й руководство завода смотрит с оптимизмом:

– Отправили коммерческие предложения потенциальным покупателям. Все службы готовы к выполнению заказов, – заверяет Иван Иванович.

По словам директора, минимальная задача выполнена: у предприятия нет долгов, и оно имеет возможность платить достойную зарплату сотрудникам. Но мало просто выжить – надо развиваться, приобретать оборудование.

– А задача максимум – развиваться очень хорошо, это значит наводнить бездорожье нашими машинами, – добавляет Иван Томашевич. – Для этого нужны новые технологии. Чем они современнее, тем ниже себестоимость продукции. Но на их внедрение не хватает собственных оборотных средств.

Крепко и надёжно

Техника рубцовского предприятия работает в суровых условиях – от Кольского полуострова до Сахалина. В Алтайском крае «Кучуксульфат» приобрел несколько технологических комплексов.

Снега и болота – не препятствие для рубцовского «Марала». Он разработан таким образом, что в зависимости от оснастки служит разным целям. Это может быть пассажирский транспорт для перевозки бригад специалистов, топливозаправщик, оборудованный дополнительным баком, вышка для обслуживания высоковольтных линий электропередачи, сварочный комплекс, машина для тушения лесных пожаров.

Машины очень надежные. По словам директора, до капитального обслуживания (причем это не всегда означает ремонт) они проходят 10 тыс. км, а до 6 тыс.км пробега в них вообще заглядывать не надо. Есть экземпляры первого поколения, изготовленные еще в 2007 году, и они до сих пор служат верой и правдой. Пока ни одна машина не списана как выработавшая ресурс.

Ремонт техники производится в цехах завода опытными специалистами. 

Кооперация

У завода налажена кооперация с местными предприятиями. Так, «Литком» отливает для «Алтайтрансмаш-сервиса» множество чугунных деталей. Рубцовский филиал «Алтайвагона» делает гусеницы. «Сибсервис» изготавливает по заказу всю номенклатуру сложных деталей. Рубцовский филиал «Уралвагонзавода» помогает решать текущие вопросы и готов рассматривать в дальнейшем совместный проект. Есть и другие организации-партнеры.

– Предпочитаю пользоваться услугами местных предприятий, даже если это не всегда выгодно, – говорит Иван Томашевич. – Если есть возможность что-то сделать внутри города или региона, лучше воспользоваться ею. Так мы и работой коллег обеспечим, и деньги в регионе останутся.

Уникальные кадры

Предприятия машиностроения в Алтайском крае сейчас не в лучшем положении. Центры металлургии находятся довольно далеко, металл приходится везти за тысячи километров, причем в больших объемах. Он лежит на складах, а деньги-то уже вложены. Затем за те же тысячи километров отправляется готовая продукция.

Но Иван Томашевич даже мысли не допускает, чтобы перенести производство в другой регион.

– Станки можно и в пустыне поставить, работать-то на них кто будет? – спрашивает он. – У нас уникальные сотрудники. Костяк коллектива составляют выходцы с Рубцовского машиностроительного завода, профессионалы высокого класса.

А вот молодые кадры приходится пестовать прямо со школы. Приглашают ребят на экскурсии в цеха, демонстрируют работу техники в полевых условиях, проводят танковый биатлон, организуют показательные выступления. Дети, особенно мальчишки, в полном восторге. Но работать на заводе не стремятся.

– Мало просто показать предприятие, надо еще внушить молодежи веру в то, что она востребована в собственном городе, что у нее есть здесь перспективы, – считает Иван Иванович.

Племя младое

Сегодня на заводе трудятся 50 человек, когда-то было в три раза больше. Штат сократился прежде всего за счет совершенствования технологий. Но вакансии по-прежнему есть. Поэтому здесь рады, когда студенты не просто приходят на практику, а остаются работать. Нескольких сотрудников обучают в вузе по договору. Среди них инженеры-конструкторы Сергей Курцаев и Анастасия Хлопунова.

Сергей – потомственный машиностроитель, поэтому его выбор был предопределен. На «Алтайтрансмаш-сервис» он пришел 13 лет назад в качестве сварщика, сейчас без пяти минут дипломированный инженер, который участвует в разработке машин для Крайнего Севера.

Анастасия – совсем новичок, работает всего несколько месяцев и очень рада, что ей рекомендовали именно этот завод.

– Работа интересная, – утверждает она. 

Оператор плазменной резки Вадим Шириязданов учился в техникуме на автомеханика, но, пройдя практику на заводе, прикипел к нему и коллективу. Начальство парнем тоже довольно: умелый, смышленый, сам пишет программы для изготовления деталей.

В другом цехе молодой сварщик Антон Плотников с товарищами занимается ремонтом снегоболотоходов.

Производственная жизнь кипит. «Маралы» готовы подставить свое надежное плечо на любом труднопроходимом участке, которых по России ой как много.



"«Сначала жизнь мне дали не спросясь. Потом невязка в чувствах началась. Теперь же гонят вон, уйду, согласен. Но замысел не ясен: где же связь?». Омар Хайям"

Related posts