“Речная” королева… Алтая!

"Никогда не делает ошибок только тот, кто не пробует ничего нового." Альберт Эйнштейн

“Речная” королева… Алтая!

Евдокия Ивановна Мельникова
Евдокия Ивановна Мельникова

О купчихе Евдокии Ивановне Мельниковой у современников были разные мнения. Одни считали её успешным и хватким предпринимателем, другие отмечали крутой нрав и диктаторские замашки в отношении собственных рабочих. Как бы то ни было, именно Мельникова стала самой богатой “бизнес-леди” Алтайского края.

Начинала она с организации небольшой пароходной компании. В 1893 году Евдокия Ивановна приобрела судно с символичным названием “Кормилец”. Кормить её он и вправда стал неплохо, ибо на тот момент речная система Сибири являлась важной транспортной артерией региона.

Поначалу купчиха перевозила пассажиров. “Кормилец” был рассчитан на 3 класса. Первый размещался наверху, и имел все необходимые удобства: электрическое освещение, отопление, доставку обедов в каюты, а в некоторых случаях за небольшую плату – библиотека и даже пианино. Внутренние помещения имели шикарную отделку. Пароход курсировал вплоть до Томска. Так постепенно в бумажнике Евдокии Ивановны зашелестели первые солидные купюры.

Пик её коммерческой деятельности пришёлся на годы Русско-японской войны. Тогда транссиб переориентировали на транспортировку войск и военных грузов к линии боевых действий, а вот для гражданских единственной возможностью добраться до того или иного населённого пункта можно было лишь благодаря речному пароходству. Имелось только одно но! Катастрофически не хватало судов. Мельниковой пришлось выкупить стоявшие на приколе ржавые корабли, отремонтировать их, найти новый экипаж и только после испытаний, пустить их на рейсы. В итоге небольшая флотилия из 16 пароходов к 1910 году перевезла свыше 4 млн пудов груза, важнейшим из которых было зерно, шедшее по Оби из Алтая.

К тому времени пароходная компания Евдокии Ивановны стала крупнейшей в Сибири. Штат фирмы составлял почти 500 человек. Перед смертью она завещала её своему сыну. Но тот в 1917 году, быстро сообразив куда дует революционный ветер, спешно продал компанию за 1,5 млн рублей. И ещё! Свою ссылку в Тобольск Николай II преодолевал на том самом первом пароходе Мельниковой “Кормилец”. По иронии судьбы корабль позже затонул.

Подлинное русское – в историях, местах и людях, на странице “Русский контур”



""История старой России состояла, между прочим, в том, что ее непрерывно били за отсталость. Били монгольские ханы. Били турецкие беки. Били шведские феодалы. Били польско-литовские паны. Били англо-французские капиталисты. Били японские бароны. Били все – за отсталость. За отсталость военную, за отсталость культурную, за отсталость государственную, за отсталость промышленную, за отсталость сельскохозяйственную". (С) Сталин"

Related posts