Путешествие по мартовскому Алтаю! Часть 7!

"Подлинное развитие личности заключается в осознании, что никакой личности у вас и в помине нет." Андрей Курпатов

Путешествие по мартовскому Алтаю! Часть 7!

В пятой и шестой частях мы путешествовали по Чуйской степи вокруг Кош-Агача, а сейчас мы побываем в самом селе.

Статья проиллюстрирована фотографиями 2016 года и построена вокруг имеющихся фотоматериалов. В то время я не предполагал, что буду вести блог и писать статью про Кош-Агач, поэтому целенаправленной съёмки не вёл. В оформлении статьи (да и не только этой) очень помогли фотографии участника той поездки Николая Лялина.

В Кош-Агаче мы были 21-23 марта, а 21 марта как известно – день весеннего равноденствия, а также праздник прихода весны у тюркских народов – Навруз. Так как здесь преобладает казахское население, то и название праздника пишут и произносят по-казахски – Наурыз.

Многие считают Навруз мусульманским праздником, но это не так. Во многих исламских (арабских) странах его не празднуют вообще. А по возрасту Навруз раза в два старше ислама и если его и привязывать к религии, то тогда уж к зороастризму – праздник зародился около 3000 лет назад на северо-востоке Ирана.

До праздника мы доберёмся к середине статьи, а пока погуляем по Кош-Агачу.

Центральная улица села – Чуйский тракт. Как улица собственного названия не имеет и все дома на тракте имеют адреса поперечных улиц.

Село Кош-Агач – районный центр Кош-Агачского района Республики Алтай, самого большого по площади и второго по населению. В райцентре живёт более 9000 человек – около половины населения всего района. Если по району доля казахов составляет 55%, а коренного населения – алтайцев-теленгитов – 40%, то в самом Кош-Агаче казахов уже порядка 75%.

Название Кош-Агач значит “два дерева” : «Это место получило название Кош-Агач от двух единственных отдельных больших деревьев, находящихся вблизи названного селения. На 35 версте от Ташанту, среди совершенно пустынной степи, встречаются два больших отдельных дерева на расстоянии 5 верст одно от другого, служащих хорошими ориентирами.» (В.Л. Попов, путевые заметки, 1903). Одно из этих деревьев сохранилось до настоящего времени.

Я слышал ещё одну версию: “прощай, дерево”, может лингвистически неверную, но вполне соответствующую окружающей действительности.

Вид с моста через Чую.

Мы видим, что большинство домов имеют нормальные двускатные крыши, а ещё не так давно дома здесь строили “без крыш”, а точнее с плоской крышей как на фото ниже. Годовая норма осадков здесь не превышает 150 мм и особой надобности в наклонной крыше нет, хотя в последние годы осадков, похоже, стало заметно больше.

Небольшая серия фотографий с окраины Кош-Агача.

Фото Николая Лялина
Фото Николая Лялина

Получилось так, что один из участников поездки в силу своих знакомств и связей договорился о жилье с настоятелем местного православного храма. А где может находиться православная церковь в селении, где 75% мусульмане? Правильно, на самой окраине. Вот так мы здесь и оказались.

Ну, вы же не думаете, что нас поселили прямо в церкви? Настоятель предоставил пару свободных комнат в своём доме, находящемся неподалёку.

Памятник погибшим пограничникам.

Фото Николая Лялина
Фото Николая Лялина

А вот следующая пара фотографий сделана не на окраине, а прямо с Чуйского тракта.

Это “кафе” мы протестировать не решились. В селе есть несколько более приличных (но не всегда работающих) заведений.

Рынок Рахат. Здесь можно купить монгольские (и не только) товары, в частности – изделия из верблюжьей и ячьей шерсти и кашемира. Но если есть возможность съездить в Монголию, то лучше покупать там. Сейчас внешний вид здания изменился, деревянных стен под сайдингом уже не видно.

Фото Николая Лялина
Фото Николая Лялина

А тем временем на площади перед районной администрацией народ в национальных костюмах собирается на праздничный концерт.

Выступления проходят как на сцене…

… так и прямо на площади.

Фото Николая Лялина
Фото Николая Лялина

После концерта всех пригласили на ипподром, где начались конные состязания.

Соревнования состояли из нескольких дисциплин. Первая – это гонка всадников на скорость по кольцевому маршруту. В общем, скачки, кто быстрее придёт на финиш.

Вторая – игра Куме-Алу. Всадник на скаку должен собрать разложенные на земле “кошельки”.

Более подробно эта игра описывалась в статье Конные игры на Алтае и в Монголии. Часть1. Часть фотографий там именно с этих соревнований.

Ну и наконец, кокпар или козлодрание – борьба команда на команду за тушу козла.

Про командный кокпар я писал в статье Конные игры на Алтае и в Монголии. Часть 4.

Фото Николая Лялина
Фото Николая Лялина
Фото Николая Лялина
Фото Николая Лялина
Фото Николая Лялина
Фото Николая Лялина

Праздник заканчивается, а мы покидаем Кош-Агач и едем в обратном направлении до Акташа, откуда и начнётся восьмая часть. В ней мы отправимся к перевалу Кату-Ярык и посмотрим на мартовский Чулышман.

Продолжение следует…

Если понравилось, жмите большой палец вверх, подписывайтесь на канал, читайте также и другие статьи на канале, и не стесняйтесь писать комментарии.

Вступайте в группу фотоэкспедиции: https://vk.com/tripmong

Принимайте участие в поездках.

Фотографии в статье сделаны участниками экспедиционных поездок, большинство – автором статьи. Фотографии охраняются авторским правом. Любое их использование в отрыве от данной статьи только с разрешения авторов

Фотоэкспедиция Алтай, Монголия



"Мудрец счастлив, довольствуясь немногим, а глупцу всего мало; вот почему почти все люди несчастны. Франсуа де Ларошфуко"

Related posts