Путешествие по мартовскому Алтаю! Часть 6!

"Жизнь — игра. Всё зависит от тебя, твои идеи, твои мысли. Нужно только подняться с дивана и идти вперед, пусть медленно, но к вершине!" Фредди Меркьюри

Путешествие по мартовскому Алтаю! Часть 6!

В пятой части мы наконец-то добрались до Кош-Агача, посетив по пути пару мест, где проводятся шаманские обряды. Сегодня мы будем путешествовать по Чуйской степи за Кош-Агачем.

Сначала мы отправимся к алтайскому Стоунхэнджу ( Тархатинский мегалитический комплекс ).

Выезжаем из Кош-Агача по дороге в направлении села Джазатор (Беляши). По мере приближения к отрогам Южно-Чуйского хребта снега вокруг становится всё меньше.

На самом деле впереди у нас не только Южно-Чуйский хребет, но и Сайлюгем, хребты разделяет долина реки Тархата, в которую уходит дорога. Но наша цель находится ближе, чуть-чуть не доезжая до склонов гор, всего в 26 километрах от Кош-Агача.

Про путешествие к Сайлюгему можно почитать в статьях

У подножья Сайлюгема и

Как я 5 часов “вёл хозяйственную деятельность” в погранзоне.

По пути попадаются чабанские стоянки разной степени “зажиточности”.

Холм Джалгизтобе
Холм Джалгизтобе

Тархатинский мегалитический комплекс, называемый алтайским Стоунхэнджем, представляет собой круговую выкладку диаметром около 60 метров из крупных камней. Самый большой камень размером 6х4х5 метров. Камни разного размера, много и относительно мелких. На некоторых камнях имеются петроглифы эпохи бронзового – начала железного века. Среди мегалитов выделяется один в форме кресла, имеющий название Кресло Сартакпая (другие названия – Трон Сартакпая, Колыбель Сартакпая, Кресло Шамана). Камень обычно засыпан украшениями, монетами и детскими игрушками – местные жители приписывают ему чудесные свойства, помогающие женщинам забеременеть, поэтому можно услышать ещё одно название: Кресло рожениц. Спинка кресла покрыта наскальными рисунками.

У исследователей нет единого мнения по поводу происхождения и назначения комплекса. Скорее всего крупные камни были принесены сюда ледником, а более мелкие добавили люди, но есть и версии как полностью искусственного, так и полностью естественного происхождения. Возможно, это была древняя обсерватория, а может быть просто культовое место, где проводились различные обряды, а камень-кресло служил жертвенным алтарём. Кстати, одно не исключает другого.

Ещё один жертвенник (действующий) в виде круговой выкладки в Чуйской степи мы посещали в пятой части нашего путешествия.

В четвёртой части, в долине Чуи мы тоже осматривали древнее святилище с наскальными рисунками.

Профиль богатыря на самом большом мегалите.

А теперь возвращаемся в Кош-Агач и по Чуйскому тракту едем в сторону границы с Монголией.

Вдали, слева от дороги возвышается массив Тапдуаир-Сайлюгем, высотой 3505 метров.

Почему мы видим этот массив слева, тогда как хребет Сайлюгем находится от нас справа, можно узнать в статье У подножья Сайлюгема, там на эту тему есть географический ликбез.

Пограничное село Ташанта. Если ехать прямо, то примерно через километр мы упрёмся в ворота контрольно-пропускного пункта и дальше без загранпаспорта нас не пустят. Снежные горы справа на фото находятся ещё в России, но уже на нейтральной полосе. Но мы прямо не поедем, нам сейчас в Монголию не надо, а свернём в селе налево и двинемся вдоль ограждения из колючей проволоки в сторону реки Юстыд.

Ширина нейтральной полосы до фактической границы с Монголией в районе Ташанты достигает 20 километров и на ней запрещено даже останавливаться, когда вы едете в Монголию. А вот местные жители имеют полное право заниматься хозяйственной деятельностью на этой территории – пасти скот, заготавливать сено.

Это ещё не Монголия там, за забором. Пасущееся стадо на нейтральной полосе.
Это ещё не Монголия там, за забором. Пасущееся стадо на нейтральной полосе.

Снега, кажется, не очень много…

… но это впечатление обманчивое и легко можно попасть в ловушку 🙂

Граница на замке 🙂 Когда нет большого потока туристов, праздношатающихся по пограничной зоне одиноких странников (в смысле, на одной машине) заметили скорее всего ещё в Ташанте и дали команду ближайшему патрулю поинтересоваться их планами. Проверили паспорта и строго предупредили, что по эту сторону колючки можно, а за неё – ни-ни! И остались наблюдать за нами, находясь в прямой видимости, до тех пор, пока мы не поехали обратно.

Фото Николая Лялина
Фото Николая Лялина

Поднимемся на обзорную вершину и посмотрим на долину реки Юстыд (Юстыт).

Юстыд – это, фактически, верхнее течение Чуи, её главный исток. река берёт начало на высоте 2931 м. на склонах хребта Чихачёва под названием Правая Богуты. Сливаясь с Левой Богуты получает название просто Богуты, а после слияния с рекой Нарын-Гол – становится Юстыдом. Далее, уже около Кош-Агача, Юстыд, сливаясь ещё с несколькими реками, превращается в Чую.

На реке Богуты есть два озера с одним и тем же названием – Богуты (как ни странно 🙂 ), расположенных всего в 8 километрах друг от друга (это по прямой, по реке – 10). Можно было бы назвать – верхнее и нижнее Богуты, но на картах они называются одинаково: “озеро Богуты”.

Река Нарын-Гол протекает через озёра Кокколь и Киндыктыкуль.

В том месте, где мы находимся, Юстыд разбивается на множество рукавов и делает большую пологую излучину в виде “улыбки”. Лучше всего она смотрится осенью – тёмно синяя вода на фоне жёлтой травы. Зимой же картину портят снег и обширные наледи. В марте “улыбка” Юстыда не особо выражена и я даже не стал снимать, больше целился туда, где был открытый лёд.

Да, мы находимся на вершине горы, носящей название Печь Чингисхана, которая видна из любой точки долины, где река носит название Юстыд. У подножья горы были найдены остатки древних железоплавильных печей. Мне, к сожалению, пока их найти не удалось. Железоплавильные и гончарные печи хуннского времени есть и на противоположном берегу реки.

Долина Юстыда богата археологическими памятниками. Помимо печей, здесь огромное количество курганов, около 150 керексуров, в том числе огромных, более 100 метров в поперечнике, оленные камни, петроглифы.

Керексур – сооружение, состоящее из кургана в центре и кольцевой или прямоугольной каменной выкладки вокруг него. Часто выкладываются радиальные лучи, а также другие фигуры. Могут быть как погребальными сооружениями, так и ритуальными, без захоронения в кургане. В долине Юстыда относятся к бронзовому веку.

Юстыд переводится как сто лиственниц. Когда-то здесь действительно были лиственничные леса. Сейчас вокруг голая степь и одно-единственное дерево, известное как Шаман-дерево. Его можно увидеть на фото ниже. Несмотря на нехарактерную форму, это именно лиственница.

На переднем плане одинокое Шаман-дерево в долине Юстыда. На заднем - хребет Чихачёва, у подножья этих гор находится озеро Киндыктыкуль.
На переднем плане одинокое Шаман-дерево в долине Юстыда. На заднем – хребет Чихачёва, у подножья этих гор находится озеро Киндыктыкуль.

Хребет Чихачёва – хребет на границе России и Монголии, высшая точка находится на территории Монголии – гора Тургэн-уул (4029 м). Часть хребта, который ранее весь носил название Сайлюгем, а позже был поделен на три части: Сайлюгем, Чихачёва, Шапшал.

Статьи: Сколько на Алтае четырёхтысячников? ,

У подножья Сайлюгема

Мы добрались до самой дальней точки нашего путешествия и теперь начинаем двигаться в обратном направлении, но нам ещё многое предстоит увидеть. А пока едем от границы в сторону Кош-Агача и, не немного не доезжая до него, сворачиваем направо.

Где-то там под красной горой находится село Кокоря, а белые горы справа – это массив Тапдуаир-Сайлюгем.

Проезжаем мимо казахского кладбища.

Фото Николая Лялина
Фото Николая Лялина

Кто-то из местных жителей едет впереди нас и разгоняет овец.

Ну вот так вот выглядит Юстыд по дороге в Кокоря.

Курайский хребет.

В Кокоря мы ехали надеясь попасть в Историко-этнографический музей теленгитов Чуи, но с этим музеем мне постоянно не везёт, то он закрыт (что чаще), то график поездки не позволяет задержаться в селе. Так было и в этот раз, для четырёх туристов, приехавших не в сезон, никто не захотел открывать и проводить экскурсию.

В селе Кокоря.

Кокоря – село, где живут алтайцы-теленгиты, а неподалёку находится казахское село Жана-Аул, в котором тоже есть музей, естественно, казахской культуры. Однажды, проезжая через село, я решил туда зайти. Это посещение тоже оказалось не очень удачным. Музей был открыт, но осматривать пришлось самостоятельно. Никого из сотрудников не было, присматривать за музеем оставили девочку школьницу, которая толком ничего не могла рассказать, зато функциям кассира-билетёра была обучена неплохо 🙂 В общем, не везёт мне с музеями 🙂

Продолжение следует…

В седьмой части мы будем гулять по праздничному Кош-Агачу.

Если понравилось, жмите большой палец вверх, подписывайтесь на канал, читайте также и другие статьи на канале, и не стесняйтесь писать комментарии.

Вступайте в группу фотоэкспедиции: https://vk.com/tripmong

Принимайте участие в поездках.

Фото Николая Лялина
Фото Николая Лялина

Фотографии в статье сделаны участниками экспедиционных поездок, большинство – автором статьи. Фотографии охраняются авторским правом. Любое их использование в отрыве от данной статьи только с разрешения авторов.



"Нужно научиться принимать боль и использовать ее как топливо в нашем странствии. Кэндзи Миядзава"

Related posts