Путешествие по мартовскому Алтаю! Часть 5!
Четвёртую часть нашего путешествия мы закончили на алтайском “марсе”, куда свернули с Чуйского тракта у села Чаган-Узун. А в пятой мы не спеша доберёмся до Кош-Агача, заглянув в несколько интересных мест.
Мы въехали в Чуйскую степь. Это крупнейшая на Алтае межгорная котловина, расположенная на высоте около 1800-2000 метров над уровнем моря, размером примерно 70 на 40 километров. В мезозойскую эру здесь было тёплое море, а позже озеро, которое неоднократно прорывалось. Результат этих прорывов мы видели по пути сюда в виде террас в долинах Чуи и Катуни. ( Часть 3 , Часть 4 ) Климат здесь довольно суровый. Зимой температура -40 явление вполне обычное, бывает и за -50, а абсолютный минимум -62. Летом же бывает до +30 в тени. Чуйская степь является одним из самых сухих мест в России, годовое количество осадков составляет 80-150 миллиметров, причём 2/3 из них выпадает летом. Так что снега здесь обычно немного. До недавних пор в Кош-Агаче даже дома строили без двускатных крыш, вот такие:
На самом деле со снегом здесь где пусто, где густо. Ближе к Курайскому хребту его больше, а под склонами Южно-Чуйского или около монгольской границы может быть совсем мало.
Фото с отрогов Южно-Чуйского хребта. Март 2016.
Возможно в последние годы осадков стало больше. Приходилось и летом под дождями мокнуть и в марте снег месить, да и дома с крышами стали массово строить.
Не надо путать алтайскую Чуйскую степь с киргизско-казахской Чуйской долиной. Между ними примерно 1300 км по прямой.
Зимой 2016 года в северной части Чуйской степи выпало аномальное количество снега. Выглядело это так:
А вот в то же самое время около границы с Монголией:
Ортолыкский жертвенник в снегу.
Жертвенник (тагыл) находится между сёлами Ортолык и Кош-Агач и представляет собой 12 камней около метра в поперечнике, равномерно выложенных по кругу. В центре расположен ещё один камень, над которым находится очаг в виде металлической чаши. Очаг появился лет 8-10 назад, а до этого на центральном камне лежал другой, плоский камень в виде стола, который впоследствии был расколот. Вокруг жертвенника на земле небольшими белыми камнями выложена окружность, а также две диаметральных линии в виде креста, ориентированные по сторонам света (сейчас это под снегом не видно). Для повязывания ленточек дьялама (кыйра), за неимением деревьев, неподалёку установлены два столба с верёвкой между ними. Метрах в 100 от жертвенника вкопаны три вертикальные каменные плиты, на одной из которых выбито изображение воина. Рядом построен аил, а около дороги находится обо.
Аил – шестиугольный деревянный дом, национальное алтайское жилище. Используется как жилой дом или хозпостройка.
Обо – куча камней, в которую обычно втыкается палка или ветка для повязывания ленточек. Служит для обозначения культовых мест.
Жертвенник действующий, время от времени алтайцы на нём проводят свои обряды. Как-то в начале мая, приехав сюда утром, я обнаружил в очаге ещё тёплую золу и бараньи кости, а на камнях капли свежей крови. Ну а то, что каменного воина постоянно “кормят” видно на фотографиях ниже.
Алтайцы-теленгиты составляют около 40% населения Кош-Агачского района, а 55% – казахи, остальное – все прочие, включая русских. Время от времени между алтайцами и казахами возникают конфликты. Лет 10 назад в ходе одного из них ортолыкский жертвенник был разрушен, но позже вновь восстановлен (стол сменился на очаг именно тогда).
Подобное осквернение языческих культовых объектов я видел и в Баян-Ульгийском аймаке Монголии (90% населения – казахи). Там каменному изваянию, стоящему в степи километрах в 10 от ближайшего селения надели на голову мешок и засыпали мусором.
В следующей части мы увидим ещё один объект в виде расположенных по кругу камней, но уже более крупных, называемый алтайским Стоунхэнджем.
Похожий, но всё-таки отличающийся жертвенник несколько лет назад появился и в казахской части Монголии около города Улгий, по соседству с буддийской ступой (единственной, зато мечети в городе растут как грибы).
Побывав на ортолыкском жертвеннике мы немного забежали вперёд, это должна была быть последняя остановка перед Кош-Агачем. Вернёмся назад и заглянем в кемпинг Тыдтуярык.
С мая по сентябрь здесь кипит жизнь, около десятка юрт постоянно заняты туристами, многие приезжают и со своими палатками. А вот зимой в кемпинге живёт только смотритель да всевозможная живность – верблюд, козы, кошки, домашняя птица. Изредка заезжают туристы небольшими компаниями. Для зимнего проживания есть 4-местный аил с печкой.
Проехать непосредственно в кемпинг, а он находится чуть в стороне от трассы, зимой получается не всегда, бывает, что дорогу переметает снегом в нескольких местах.
Кемпинг находится под склонами Курайского хребта и в самом начале Чуйской степи, где снега больше. Да и ветры в Чуйской степи тоже бывают неслабые.
На фотографиях 2016-2017 годы. С тех пор произошли некоторые изменения, заметные невооружённым глазом, но новых мартовских (и вообще зимних) фотографий у меня нет.
Смотритель Алексей рассказывает что-то такое, что у верблюда волосы дыбом встали 🙂 Видимо про судьбу его (верблюда) предшественника, который очень плохо себя вёл.
А помните “озимые” подсолнухи перед Бийском из первой части? Вот и пригодились, туярыкским козам пришлись очень по вкусу.
Алексей показывает окаменевших обитателей древнего мезозойского моря, которое было на этом месте миллионы лет назад.
Немного “марса” в Тыдтуярыке.
Поднимемся на Красную горку и посмотрим сверху на окружающие пейзажи.
А теперь переместимся в окрестности села Ортолык.
Здесь есть ещё одно место проведения шаманских обрядов и тоже связанных с жертвоприношением, на этот раз в жертву приносится конь, а сам обряд связан с похоронами человека (как правило, очень уважаемого, в том числе и шамана). Часть мяса коня, принадлежавшего умершему кладётся в могилу, часть съедается на поминках, а шкура с черепом и копытами вывешивается на дереве. Шкуры вешают в специально отведённом месте, где их висит не более десятка, каждая на отдельном дереве, что говорит о том, что далеко не каждый умерший удостаивается такой чести. В сухом воздухе Чуйской степи шкуры хорошо сохраняются годами и десятилетиями. Туристы посещают это место редко, многие сразу отказываются, узнав о чём идёт речь, да и большинство гидов предпочитают сюда никого не водить. Место выглядит жутковато даже в летне-осенний период, а уж зимой и в пасмурную погоду совсем зловеще.
Покидаем это негостеприимное место и перемещаемся ближе к селу.
Около села Ортолык.
Среди коров попадаются и сарлыки (яки).
Кому-то не хватило рабицы на забор… но он вышел из положения 🙂
Наш конечный пункт в пятой части путешествия – районный центр Кош-Агач. В нём самом мы побываем чуть позже, а пока окинем взглядом окружающие пейзажи.
В шестой части мы побываем в Чуйской степи за Кош-Агачем по трём направлениям, в том числе у границы, а также заедем на алтайский Стоунхэндж.
В седьмой части мы совершим прогулку по Кош-Агачу, причём в праздничный день. И этот день не 8 марта… а 21-е.
Продолжение следует…
Если понравилось, жмите большой палец вверх, подписывайтесь на канал, читайте также и другие статьи на канале, и не стесняйтесь писать комментарии.
Вступайте в группу фотоэкспедиции: https://vk.com/tripmong
Принимайте участие в поездках.
Фотографии в статье сделаны участниками экспедиционных поездок, большинство – автором статьи. Фотографии охраняются авторским правом. Любое их использование в отрыве от данной статьи только с разрешения авторов
"Пришел я к горестному мнению от наблюдений долгих лет: вся сволочь склонна к единению, а все порядочные — нет. Игорь Губерман"