Пропавшие тысячелетия: Что останавливало развитие древних цивилизаций?

"Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы." Генри Форд ©

Пропавшие тысячелетия: Что останавливало развитие древних цивилизаций?

Есть мнение, что первые цивилизации возникли, благодаря знаниям переданным людям пришельцами — аннунаками или «белыми богами». Это очень интересное мнение, в корне, однако, ошибочное. Пришельцы накоплению и распространению знаний активно препятствовали, на тысячи лет задерживая развитие цивилизаций и даже подталкивая их к гибели. И да. «Боги» были вполне реальны. Хотя и существовали только в человеческом сознании. До сих пор полно голов, в которых аннунаки ещё ползают, пугая тараканов.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам

О чём речь? О развитии человеческого мышления. Малоизученном пока процессе, протекавшем независимо от развития мозга. Следствием отставания первого от второго стали например «80 потерянных тысячелетий», на протяжении которых человек современного вида не мог пробить достигнутый ещё за миллион лет до этого архантропами потолок технологического развития. Мышление его пребывало на зоологическом уровне. Есть же очень умные животные с большим мозгом — дельфины. Но и они не оперируют концепцией «причины». Способны заметить, что «зелёная кнопка — банан, а красная — электрический шок», однако, не могут задаться вопросом, каким образом действие связано с его результатом.

Самой ранней формой продвинутого мышления стало магическое, в рамках которого между действием и результатом появлялось связующее звено — дух. Результат зависел от воли духа, заручиться поддержкой которого можно было с помощью ритуала. И ритуалом в равной мере являлись как танец с бубном для вызова дождя, так и манипуляции, связанные с вызовом огня трением. Это был плохой метод мышления (рудименты, которого, однако, каждый может заметить и в собственном поведении). Тем не менее, «магия» стала прорывом. Человек уже понимал, что между действием и результатом есть связь. Поддающаяся, хотя и не рациональному ещё, но анализу. Произошёл этот переворот, ассоциируемый обычно с распространением мустьерских технологий, украшений, искусства и обрядов, в Европе (у неандертальцев) 80-тысяч лет, в Южной Африке 60 тысяч лет , а на Ближнем Востоке у кроманьонцев только 40 тысяч лет назад.

Магическое мышление в чистом виде сохранилось до нового времени, когда изумлённые антропологи смогли его описать, лишь у отдельных, наиболее отсталых племён. Ещё в мезолите его постепенно — процесс этот так и не был окончательно завершён — начало вытеснять «традиционное» мышление. «Человек традиции» больше не общался с духами напрямую, в реальном времени, при решении любой задачи. Это было оправдано лишь на этапе, пока коллективный опыт, передаваемый обществом личности, оставался слишком скудным, чтобы на него полагаться.

Но опыт — накапливался. Духи никуда не исчезли. Домовые, лешие, ками, джинны оставались рядом. Их интересны нужно было учитывать, однако, — как правило, — в повседневную деятельность они не вмешивались. Оставалась и магия. Тем не менее, между добычей дождя с помощью бубна и огня с помощью трения уже обозначилась принципиальная разница. Некоторые проблемы человек начал решать без привлечения сверхъестественных помощников.

…И кстати о коллективном опыте. На «традиционном» этапе эта сущность была осознана и заняла место духов. Архиважность, очевидная необходимость для банального выживания индивида накопленных племенем знаний и навыков привела к сакрализации коллективного опыта. Теперь человек делал что-то именно так, а не иначе, не потому что способ радовал духов, а потому что так делали предки. Культ предков превратился в фундамент традиционной культуры.

Формирование культа предков являлось необходимостью. В первобытном обществе получить необходимые знания человек мог только от старших. И должен был отнестись к этой задаче с максимальными рвением и ответственностью. То есть, не критично. Не пытаясь отличать мудрость от последствий сотрясения мозга вражеским томагавком (до маразма тогда, всё-таки, редко кто доживал). Критичность в такой ситуации была чревата ошибками и потерей драгоценного знания.

Но культ предков был связан и с серьёзными издержками. Абсолютный авторитет старших, подразумевал их превосходство, а значит и то, что каждое следующее поколение уступает предыдущему. В плане морального облика, умственно и физически. Экстраполируя эту зависимость в прошлое, человек представлял первопредков полубогами и великанами, себя же считал ничтожным насекомым в сравнении с ними. Вместе с человечеством деградировал и сам мир: истощались почвы, мелели реки, редели леса, не позволяя надеяться на возвращение древнего изобилия.

Главное же, знания в традиционном мире в принципе не могли приобретаться и накапливаться, а только утрачивались, по мере ухода их носителей, достойных преемников в следующем, выродившимся ещё более, поколении не нашедших. И, опять-таки, экстраполируя эту зависимость в прошлое, человек видел, что знания должны были появиться одномоментно. Так появлялся обязательный для любой из мифологических систем элемент — посторонние учителя, боги, однажды вручающие предками весь набор необходимых познаний.

В действительности ситуация выглядела иначе. Знания именно накапливались. Но очень медленно. Так как отсутствие самой концепции прогресса в мышлении прогресс очевидным образом затрудняет. Изобретения были редки, поскольку человек не считал их возможными. И делать, обобщая и рекомбинируя опыт, соответственно, не пытался. Но изредка открытия, всё-таки, совершались. По ошибке. Пытаясь восстановить по обрывкам описания непревзойдённые, но утраченные, методы древних мастеров, экспериментатор, бывало, приходил к тому, о чём его предки не догадывались. И никаких выводов не делал.

Мысль о возможности получения нового знания не из древних трактатов, не путём «переоткрытия утраченного», а с помощью наблюдений и экспериментов, проникает в человеческое сознание очень поздно. Происходит этот переворот Западной Европе лишь в середине XVII века. И стоит отметить, что важность этого события такова, что сам факт выживания России является следствием оперативности, с которой Алексей Тишайший начал завозить в страну немцев. Многие другие державы — Турция, Персия, Китай, империя Моголов в Индии, — не успели. И вскоре, через полвека уже, отстали безнадёжно. Возникновение науки в современном понимании, то есть, осознанного поиска новых знаний рациональными методами, означало ускорение прогресса в десятки раз.

…Аннунаки же постепенно отступили. Не без боя, и не до конца. Каждая новая культура вырастает из предыдущей, и корни коллективного бессознательного тянутся до палеолита. Образ традиционного, деградирующего мира всё ещё очень ярок. Современные «альтернативно-научные» мифы о великанах, «высоких утраченных технологиях» — даже об энтропии, как «мере беспорядка», — опираются на него.

Хотя в действительности главное знание утрачено быть не может. Тут и глобальные катаклизмы уже бессильны. Понимая, что у любого факта должно быть постижимое рациональным путём естественное объяснение, которое просто нужно найти, если оно неизвестно, современный человек уже имеет подавляющее преимущество над предками. Преимущество в технике мышления.

Я видел русских! Они уже здесь!

«Я видел русских! Они уже здесь!» Откуда взялась русофобия на Западе? Развернутая в последнее время Западом, и прежде всего Соединенными Read more

Практика «дрессировки» мозга…

4 золотых правила, как перестать беспокоиться и начать жить. Практика «дрессировки» мозга... В нашей жизни очень много причин и поводов Read more

О появлении белой расы на Земле…

О появлении белой расы на Земле... Вопрос появления человечества на планете Земля является одним из самых интересных.  Одни считают,  что Read more

Стихи и мысли о карме…

Фауст Увы, твой вид невыносим! Дух Не ты ли сам желал с тоской упорной Увидеть лик, услышать голос мой? Склонился Read more

Related posts

Leave a Comment

5 × пять =