ПРОБЛЕМА БАРИТА, ЗМЕИНОГОРСК

ПРОБЛЕМА БАРИТА, ЗМЕИНОГОРСК; СОВЕТСКАЯ СИБИРЬ, 18 сентября 1931 г, № 258 (3604), стр. 4

Очень интересная статья 1931 года о Змеиногорском руднике и барите. Она рассказывает о добыче барита на Змеиногорском руднике задолго до его официального открытия в Советское время. Очень хорошо объясняется зачем вообще добывали барит. Я не знал. Проблема белил для бумаги остро стоит и в наше время. Сейчас мы часто печатаем документы на желтой бумаге. Названы известные фамилии горняков в Змеиногорске. Рассказана причина появления моста через Алей в районе Ст.- Алейска.
Я обожаю читать старую прессу, в ней можно найти ответы на многие вопросы. Надеюсь, что Вам статья тоже понравится.

Фрагмент газеты СОВЕТСКАЯ СИБИРЬ, 18 сентября 1931 г, № 258 (3604), стр. 4
«… Около устья Заячьей шахты старого Змеиногорского рудника обнаружены хвосты баритовой жилы, залегающей не глубоко под землей, на протяжении 200 с лишним метров. Бригады старых забойщиков Красильникова, Белова, Брагина и других соревнуются на быстрейшую проходку шурфов до встречи с баритовой жилой. Два шурфа пройдены уже на глубину 20-25 метров по отвесу.
Около 60 человек работают в разных пунктах заброшенного рудника под руководством томской геолого-разведочной группы ГРУ для определения запасов барита. Задание ГРУ получило от Ленинградского треста «Лакокраска», и работы эти имеют огромное значение для новой отрасли промышленности в Зап. Сибири — выработки химических красок из барита.
Не так давно барит считался пустой породой и при добыче золота, серебра и меди на Змеиногорском руднике его выбрасывали в отвалы, как никому не нужную вещь. Уже в последние годы обнаружились прекрасные свойства этого «камня» и, когда у нас перестали выделывать цинковые белила, стали применять барит. Из перемолотого барита, с примесью 20-30 проц. цинковой обманки, получаются великолепные белила, потребность в которых составляет тысячи тонн.
По данным начальника томской геолого-разведочной группы на барит тов. Шендерея, у нас, в СССР, всего 6 месторождений: два — на Урале и три — в Зап. Сибири: Абаканское, Салаирское и Змеиногорское, при чем барит здесь встречается с цинковой обманкой, дающей особый, нигде не наблюдаемый, «холодный желтый свет».
Барит отсюда вывозится уже в течение нескольких лет. Но сейчас стоит вопрос о постройке «литопонного» завода, поэтому нужны точные сведения о запасах этого ископаемого.
Сколько здесь барита? Где строить завод? Здесь считают, что завод нужно строить в Змеиногорске. Но экономически этот вопрос не разработан, так же как и другие проблемы, связанные с горной промышленностью район.
До последних дней барит был одной из тайн Змеиногорского рудника. Томская разведочная группа сделала тайное явным. Под руководством тов. Шендерея группа определила запасы в отвалах, проследила всю жилу от головы до хвостов ее и оказалось, что заброшенный рудник обладает совершенно реальным ценным промышленным сырьем, в виде 700 тысяч, приблизительно, тонн барита. Этих запасов вполне достаточно для работы большого литопонного завода на весь период его амортизации.
Район получил задание вывезти из отвалов в этом году 14 тысяч тонн барита, а в будущем году — 30 тысяч. За 8 месяцев вывезено только около 6 тысяч тонн. Самое благоприятное для открытых работ время уже прошло. В оставшиеся 4 месяца вряд ли удастся выполнить больше половины задания при слабом техническом руководстве и том недостаточном внимании, которое оказывается здесь этой крупной отрасли работы.
А что будет в будущем году? Состояние дорог не обеспечивает переброски такого количества грузов. По данным райплана, все грузы из Змеиногорска в 1932 году составят до 50 тысяч тонн. Для этого району нужно ежедневно 3600 подвод, если везти грузы до ст. Рубцовка, и около тысяча пятьсот подвод, если везти их на линию Рубцовка — Риддер до станции Акимовки: в первом случае — 100 клм, во втором — около 35 — 40 клм. В лучшем случае район будет иметь дефицит в размере 20 проц. перевозочных средств.
Район выполнит задание при двух условиях: если будет проложена шоссейная дорога Змеиногорск — Акимовка; если район получит не меньше 20 авто машин. Чтобы устроить шоссейную дорогу, нужно уже в этом году приступить к постройке моста через Алей у села Ст.-Алейского. Это диктуется еще теми соображениями, что в Ст.-Алейском есть МТС, которая лишена возможности обслужить район своей деятельности из за того, что нет моста. Изыскания по постройке моста уже произведены на сродства района. В постройке дороги и моста нужно помочь району из краевых средств, так как значение баритовой проблемы далеко выходит за пределы района и даже края. Нужно также при влечь к этому средства и техническую помощь треста «Лакокраски».
***
На разведочных и эксплуатационных работах по бариту занято около 120 рабочих. Большинство из них — старые шахтеры, великолепно знакомые с горным делом. Стоит только опуститься в глубокие шурфы по крепко оборудованным лестничным ходам, посмотреть на крепление, на уверенные удары горняцкой кайлы — и сразу почувствуешь, что имеешь дело с опытными рудокопами. Некоторые из них бывали в Кузбассе, а Брагин, например, полгода работал в Прокопьевске. Большинство горняков работало здесь в прошлые годы, многие из них великолепно знают все старые рудники района, работали на Риддере. Эта горняцкая гвардия, занятая на старом руднике, могла бы составить крепкое пролетарское ядре в районе. Но когда пришлось выбирать профуполномоченного, представилось крупное затруднение: среди рабочих не оказалось членов профсоюза … Местная профорганизация, вообще малодеятельная, никакого внимания не уделяет горнякам, не ведет среди них никакой воспитательной работы, содействуя, таким образом, деклассированию старых опытных горняков.
Ценнейшие горняцкие кадры заслуживают внимания. Без них не разрешить задачи развития горной промышленности в районе, и баритовой проблемы. При соответствующей работе среди них найдется не мало охотников помочь своим опытом Кузбассу.
Змеиногорск. К. РУДЕР. …»

Змеиногорский Кунстштат

Related posts