Про «утечку мозгов»: Люди не видят перспектив, а их кормят «патриотизмом»!?

Про «утечку мозгов»: Люди не видят перспектив, а их кормят «патриотизмом»!?

Накануне образовательная платформа GeekBrains (входит в экосистему VK, бывшей Mail.ru Group) опубликовала результаты исследования, где говорится, что 53% студентов IT-специальностей хотели бы уехать из страны. И причины указаны нематериальные: общее качество жизни, желание присоединиться к друзьям и знакомым, возможность карьерного роста.

И действительно, IT-отрасль в стране на подъёме, зарплаты по отчетам некоторых аналитиков в Москве достигают 160 тыс. руб., в Питере 135 тыс. руб., в регионах 100 тыс. руб. — вроде бы, неплохо. Но получить, например, медицинские услуги, которые бы решали проблемы со здоровьем, часто невозможно даже за деньги. А учить будущих детей и некому и нечему: школьные программы деградировали, учителей в школах не хватает. Власти признают нехватку специалистов в IT-отрасли, Минцифры оценивает дефицит в размере от 500 тыс. до 1 миллиона квалифицированных кадров в отрасли ежегодно. Но понимая ситуацию, власти всё равно ничего не могут дать, кроме популизма, причём в основном из уст первого лица страны, либо повторяющих его слова чиновников на местах. Сейчас слова и дела в вопросе патриотизма расходятся катастрофически. Своим мнением с Накануне.RU поделился профессор математики, автор проекта «За возрождение образования» Александр Иванов:

УрГЭУ, вуз, образование, студенты, преподаватель(2021)|Фото: Накануне.RUФото: Накануне.RU

— У нас много сейчас говорят о воспитании патриотизма сверху. Но это абсолютно пустые слова, не имеющие никакого содержания на самом деле. И в этом основная причина и состоит, почему молодёжь совершенно спокойно готова покинуть нашу страну. Почему уезжают ребята? Они не называют зарплату на первом месте, безусловно, потому что это неудобно, поэтому отсутствие этого пункта причин в топе связано именно с этим — у нас неудобно объяснять своё поведение недостаточной оплатой, но это один из важнейших моментов. Я поясню на примере — у нас сейчас президентские указы действуют в системе образования, и мы знаем отлично, что в периферийных вузах преподаватели, профессора, доценты, которые учат тех самых студентов, что уезжают потом, они работают на четверть ставки, на полставки, в итоге за 30 тыс. рублей. Студенты это отлично знают, видят, и вот вам, пожалуйста, один из показателей — работать здесь и оставаться в периферийном ВУЗе, расти до профессора нет никакой мотивации. Это конкретная причина, по которой уезжают, её сбрасывать со счетов не надо, конечно. Материальная причина есть, но есть и другие.

Важнейший показатель качества жизни — это медицина, система здравоохранения: я заболею — меня вылечат или не вылечат? Это важно. Ситуация тяжелейшая. Вот сейчас в условиях пандемии мы видим, смертность от ковида на первых местах, вы материалы публиковали на эту тему. То есть у нас здравоохранение просто рухнуло. Дельта по смертности, чисто ковидная дельта, по сравнению с тем, что было раньше, — ежедневная смертность — порядка 30%, плюс ещё нековидная смертность из-за того, что медицина занимается ковидом. Все это видят, и это тоже показатель качества жизни.

Результаты "оптимизации"(2020)|Фото: пресс-служба ВШОУЗФото: пресс-служба ВШОУЗ

Далее — возможность дать образование детям. Молодёжь выросла, собирается заводить семьи, многие думают о детях. Но где будут учиться их дети? Они сами прошли через нашу школу, ещё не нынешнюю школу, а которая была лет 5-10 назад, она ещё была получше. И они видят, какая у нас система образования, где учить детей здесь, в России сегодня? Учителей в школах не хватает, учебный процесс подчинён системам тестового контроля — ВПР, ОГЭ, ЕГЭ — и всё, там больше ничего нет. Реакция вот такая: первый вариант — учить детей самим, это семейное обучение. Второй вариант — уехать из страны. Но мы ведь, вроде бы, стоим на патриотических позициях? Семейное обучение в начальной школе ещё как-то проходит, а дальше уже тупик, приходится переходить на дистант. Тот самый дистант, который сейчас нам и насаждают, поскольку учителей в школах нет, кадров не хватает.

Я никогда не оправдывал, и не буду оправдывать тех, кто уезжает, но понять их позицию в целом можно. Вот говорят — патриотизма в них нет. А что такое патриотизм сегодня? О нём нам сверху говорят постоянно, если патриотизм — это ощущать большое счастье от того, что у нас президент Владимир Путин, каждый вечер его смотреть в программе «Время», как он выступает, и восторгаться им — тогда, да, вот этот патриотизм у нас есть. Он там ругает Запад, большевиков ругает. Но реальный патриотизм — это что? Это жить проблемами страны вместе со страной, думать о её будущем, болеть за неё. И вот как у нас с этим патриотизмом сегодня?

Владимир Путин, Единая Россия(2021)|Фото: kremlin.ruФото: kremlin.ru

А те, кто реально что-то пытаются исправить, видят проблемы, предлагают что-то, они находятся в тяжелейшем положении. Многие здравомыслящие учителя, преподаватели вузов предлагают весьма конструктивные вещи, которые необходимо делать сегодня, иначе будет конец стране, ведь образование падает. И что мы видим, какая реакция власти на это? Два варианта: либо молчат, либо — это высшая награда — делают ровно наоборот. Сейчас ещё такое появилось понятие — экстремист. Просто как муха о стекло бьёшься каждый день, пытаешься что-то донести до кого-то во власти — абсолютно бесполезно, глухо. Вот вам и весь патриотизм.

И чем это кончится? Перспектива очень мрачная вообще у государства, возглавляемого теми людьми, которые сейчас там фигурируют, потому что людей загнали в угол.

Александр Иванов

профессор Александр Иванов (2019) | Фото: youtube.com

Экспертное мнение В России

Related posts