Алтай. Идем к чемальским «каменным ваннам»…

"Успех должен измеряться не столько положением, которого человек достиг в жизни, сколько теми препятствиями, которые ему пришлось преодолеть на пути к успеху." Букер Т. Вашингтон

Эта история началась в начале мая 2022 года. Тогда я была гидом у группы туристов. Программа у них была насыщенной: и моторафтинг, и квадроциклы, и кони…

Конная прогула была к «Каменным ваннам». Меня сразу зацепила фраза: «каменные ванны».

Фото Ольга Шадрина

– Где же в окрестностях Чемала могут быть каменные ванны? – подумала я.

«Ваннами или ванночками» у нас называют небольшие озерца в протоках реки Катуни.

– Но почему они «каменные»?

каменные ванны. фото Ольга Шадрина

Гости с прогулки вернулись очень воодушевленные. Они показывали фотографии этих «каменных ванн».

– Вот, это, да! – подумалось мне тогда.

– Надо туда обязательно сходить.

На фото действительно были каменные ванны. В теле большого каменного массива выточены разные по размеру околоовальной формы углубления, заполненные сине-бирюзовой водой. Темные скалы и бирюзовая вода – это для мая месяца очень сильно, даже завораживающе.

– Еду завтра! – решила я.

Но завтра не получилось и все остановилось на три месяца. Сначала не было спутников на пешую прогулку, потом нахлынула работа, потом пришло время дальних путешествий.

И, вот, здравствуй – сентябрь!

Фото Ольга Шадрина

Новый оборот истории добавила моя машина. Она сломалась. А в ближайшую субботу надо было везти сына и в бассейн, и на занятия английским. Моя подруга Елена согласилась нам помочь, а я предложила ей культурную программу.

Во время занятий по плаванию мы совершили утреннюю прогулку по берегу Катуни. Тени от деревьев закрывали половину реки, преображая ее в двухцветную – сине-зеленую сказочную реку. Гора Луковка виделась нам таким дракончиком, возлегающим на берегу Катуни. У заводи, на самом ее краю, я показала Лене веселый лик «Бабуси», который приметила еще года 3 назад.

После прогулки у нас было ощущение, что день удался! Но программа имела продолжение.

Во время занятия Ярослава английским языком, мы с подругой совершили восхождение на гору Межелик, что в окрестности села Аскат. Мы с сыном там были неделю назад. С вершины этой небольшой горы можно в полной мере насладиться видами бирюзовой Катуни. В этот раз нас заворожило небо. Ультрамариновая небесная высь была перекрыта белой ажурной перелиной перистых облаков.

Немаловажным в этом путешествии было само восхождение на гору и последующий спуск с нее. Поэтому мы смело могли считать, что недельную норму активности мы с Леной уже выполнили.

Но, тут из глубин моей памяти всплыли те самые «каменные ванны».

Я предложила продолжить нашу экскурсионную программу походом к «каменным ваннам». Лена меня поддержала.

Каменные ванны. Фото Ольга Шадрина

В 15.00 мы втроем стоим на берегу Катуни за Чемалом, ждем лодку для переправы на левый берег Катуни. Там расположена конная база «Иты-Кая».

Небо стало затягиваться слоистыми облаками. Яркость сентябрьских пейзажей снизилась. Но желание увидеть ранее невиданное у меня не угасло. Хорошее настроение было и у моих спутников. После переправы и приятной беседы с администратором базы, мы встали на конную тропу и начали подъем на первый «прилавок», то есть – террасу. Никто из нас троих не был в этих местах ранее. Для меня все виделось в ином – новом свете, что создавало ощущения восторженности. Новые знания, ощущения, наблюдения – это то, что придает мне силы.

На отвесной скале, что образовывала берег Катуни выше по течению от конной базы, я сразу приметила череду антропоморфных ликов.

– Это добрый знак, – подумалось мне.

Фото Ольга Шадрина

Ярослав убежал вперед, где как выяснилось позже, его ждала неожиданная для него встреча со змеей. Причем, нам с Леной он объяснил, что серая змея проползла у него между ступнями прямо во время ходьбы. Мы полчаса ломали голову над этим змеиным маневром. И сошлись на мнении, что у страха глаза велики. По словам Ярослава, змея его не кусала, просто проползла и удалилась влево – в лес, в противоположную сторону от реки.

– К дождю, – подумали мы.

Вся терраса была покрыта цветущими кустиками гетеропаппуса алтайского. Этот вид предпочитает как раз такие степные луга и щебнистые каменистые склоны гор. В народе эту дикую астру еще называют сентябринкой. Было действительно красиво: почти вся терраса была нежно-голубой от цветущих астр.

Мы знали, что весь наш путь должен составить 3 километра. Главным ориентиром для нас должна была стать небольшая конная база.

Вот она. О дальнейшем направлении путешествия мы заспорили, поэтому решили «взять паузу» и сделать чаепитие на берегу Катуни. У Лены всегда для таких случаев припасен чай и вкусности. Мы уселись на камни, разлили чай по кружкам, осмотрелись по сторонам…

– И, вот, они – скалы, выходящие к Катуни! До них мы не дошли всего метров 500.

Фото Ольга Шадрина

Солнце было уже у кромки гор, поэтому светового времени для того, чтобы сделать фотографии каменных ванн оставалось немного.

Ярослав и Лена остались допивать чай, а я выдвинулась навстречу «каменному чуду».

Перед селом Чемал Катунь делает подковообразный изгиб, который имеет народное название «Чемальская труба». Именно в этой «трубе» и располагаются эти каменные ванны. Скальный массив как бы возвышается над урезом воды, представляя собой чередование плоского скального основания и выступов. В теле этого массива и располагаются большие и маленькие углубления, где после половодья остается катунская вода.

От дороги, что идет вдоль берега реки, я свернула влево и начала спускаться к берегу.

Солнце уже садилось за гору, но шанс на съемку у меня еще оставался.

Сначала я увидела два больших озерца. Потом за первой чередой скал обнаружила и другие ванночки, к ним в полной мере подходило название «каменных». Я ходила от одной ванны к другой, потом к третьей, и вновь возвращалась к первой. Водные зеркала ванн отражали развеявшееся к вечеру синее небо, поэтому это были не ванны, а глаза.

Вскоре подошли Лена и Ярослав. Мы лазили по скалам, открывая для себя все новые и новые ванночки. Их, как оказалось, было множество. Особый интерес у меня вызвали не только озерца, но и скалы. Они, вне освещения солнцем, были темными, возможно, поэтому являлись нам совсем не скалами, а сказочными персонажами.

Фото Ольга Шадрина

Вот, дракон, а там, у края – длинная рыбина заглатывала свою добычу. Был и антропоморфный лик, как же без «хозяина»! Своими массивными надбровными

дугами он немного напомнил мне неандертальца.

Совсем скоро весь скальный массив вместе с озерцами ушел в тень. И от этого картинки стали еще привлекательнее. На первом плане виделись черные скалы. На дальнем – светлая Катунь. В зеркалах каменных ванн отражались пожелтевшие от закатного освещения горы.

Сказочное место! Причем, до Чемала – рукой подать, не более 2 километров по прямой.

Обратная дорога оказалась много короче. Настроение было лирическим.

Мы пели песни, беседовали и радовались этому субботнему деньку.

Желаем и вам чудесных прогулок!

Фото Ольга Шадрина

Чудеса – они рядом, надо только сонастроиться с природой и с самим собой!

Путешествия продолжаются… Ольга Шадрина. Фото автора

"Какая разница, кто сильнее, кто умнее, кто красивее, кто богаче? Ведь, в конечном итоге, имеет значение только то, счастливый ли ты человек или нет. Ошо"