Последняя попытка академика Легасова спасти СССР!

"Индивидуум имеет в себе способность понять факторы своей жизни, которые приносят ему несчастье и боль, и реорганизовать себя таким образом, чтобы преодолеть эти факторы." Карл Роджерс ZM
Добавить информацию в закладки (Bookmark)(0)

«АЭТАМ». Последняя попытка академика Легасова спасти СССР.

Академика Валерия Алексеевича Легасова знают в основном как руководителя работ по ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. Но этим он занимался только два последних года своей жизни. А ведь кроме научных и административных занятий, Легасов с начала 1980-х разрабатывал весьма любопытную и практически неизвестную программу, которая должна была резко повысить эффективность советской экономики. Программа называлась «АЭТАМ».
В.А. Легасов
В.А. Легасов
Обоснование необходимости этой разработки было дано в цикле лекций, которые академик Легасов читал в начале 1980-х для советских хозяйственных деятелей. Насколько мне известно, они публиковались всего один раз — уже после смерти автора, но ещё до распада Советского Союза, в журнале «Энергия: экономика, технология, экология». Главный вывод в лекциях, в которых рассматривались затраты и сопутствующие потери на советском транспорте, следующий. Основным конструктивным элементом всех советских транспортных средств (железнодорожных, водных и автомобильных) является железо. У него два принципиальных недостатка — подверженность коррозии и большая масса. При этом само железо дёшево и легкодоступно.

При рассмотрении всего транспортного цикла доставки любых грузов выясняется, что транспорт, из-за своей тяжести (массы вагонов, автомобилей, и т.д.), в значительной мере возит «сам себя». То есть на доставку непосредственно груза уходит не очень большая доля всех затрат. Слишком много тратится на сам транспорт, его постройку, ремонт и амортизационные расходы. КПД советского транспорта очень низок. Учитывая масштабы страны и расстояния в ней, это негативно сказывается на эффективности всей экономики. Можно повысить культуру производства средств транспорта, это даст снижение его массы на несколько процентов и соответственно понизит общие расходы. Но при текущих конструкционных материалах многого ждать не приходится.

Радикально изменить ситуацию может лишь массовый переход на лёгкие нержавеющие сплавы на основе алюминия, титана, магния. Но они редки и дороги. Поэтому необходима государственная программа строительства большого количества заводов, которые бы обеспечили страну лёгкими сплавами в нужных количествах. Из-за эффекта масштаба, эти материалы станут дешевле. Их применение в транспорте вскоре многократно окупится. Но переработка руд этих металлов очень энергоёмкая. Для этих заводов потребуется много новых электростанций.

Какими будут эти электростанции? Быстро увеличить добычу угля, нефти или газа в потребных количествах невозможно или крайне дорого. Удобные места для строительства больших ГЭС закончились. Единственный возможный вариант — массовое строительство АЭС. Отсюда и название легасовского плана: «АЭТАМ». Атомная Энергия — титан, алюминий, магний. После её реализации, основным конструкционным элементом в СССР стали бы лёгкие сплавы, в то время массово применявшиеся лишь в военной технике из-за своей дороговизны.

Про эту программу, в разработке которой кроме В.А. Легасова принимали участие ещё несколько советских инженеров и учёных, была публикация в журнале «Наука и жизнь», в конце 1980 — начале 90-х годов. В сети найти о ней информацию мне не удалось. Между тем её изучение было бы весьма полезно, как минимум чтобы получить представление о поисках путей выхода из экономического тупика, в котором оказался поздний СССР. И представлениях советских инженеров о возможных способах не-рыночного повышения экономической эффективности планового хозяйства.

Легасов в Чернобыле.
Легасов в Чернобыле.

В конце апреля 1986 года произошла Чернобыльская катастрофа. Она полностью заняла всё оставшееся время продуктивной работы академика Легасова, а также вызвала в советском обществе и всём мире резко негативное отношение к атомным электростанциям. По сути, программа «АЭТАМ» становилась заведомо нереализуемой в сложившихся обстоятельствах. Возможно, осознание этого факта стало одной из причин ухода из жизни её главного разработчика, Валерия Алексеевича Легасова.

Источник






Поделиться ссылкой:


Объявление беZплатно: + Ваше Объявление




Мысль на память: Можете отчитаться за каждый заработанный миллион, кроме первого.


ИНФОРМАЦИЯ БЕzПЛАТНО: + Ваша Информация

Zmeinogorsk.RU$: ^Град ОбречЁнный^ -Информация- Земля Неизвестная!?

Уzнать: Этот День в Истории+



Related posts

Leave a Comment

два + двадцать =