Популярная ошибка мышления: после — значит впоследствии
Хаузер и Спондинг на глазах обезьян прятали за занавеской нож и яблоко. После чего доставали из-за занавески две половинки яблока. Приматы, знакомые с режущей функцией ножа, воспринимали ситуацию спокойно. Но когда за занавеской прятали яблоко и стакан воды – а доставали две половинки яблока – обезьяны удивлялись.
Мы поумнее обезьян, но также с детства привыкли видеть во всем причину и следствие. Автоматически обнаруживаем логические связи. Человеку сложно признать случайность окружающего мира. Поэтому он стремится его упорядочить.
Самый распространенный тип заблуждений причинно-следственной связи: после – значит впоследствии. Мозг человека автоматически настроен на поиск причины и следствия. На этом основаны практически все суеверия. Нам плевать на факты. Человек способен увязать вместе и убедить себя в чем угодно. Отсюда рождаются все суеверия: упала ложка — кто-то придет, черная кошка — к несчастью.
А в мире маркетинга возникает конфликт. Компания, понимающая технические тонкости продукта, видит объективные причинно-следственные связи. А у клиента все проще: «Нажал на кнопку – программа не работает. Плохая программа».
Клиенту все равно, что программа несовместима с его антивирусом, не способна идти на слабом процессоре и что все это написано в инструкции. Этих связей покупатель не видит и не хочет видеть. В юзабилити-тестировании учитывайте — то, что произошло в прошлом, человек автоматически считает причиной того, что происходит сейчас. Даже если это и не так.
© Николай Молчанов, МГУ, кандидат психологических наук, Executive MBA в INSEAD, 18 лет практического опыта. CEO Eldey Group.
мысли на память
"Когда ты родился, ты плакал, а мир улыбался. Так проживи жизнь так, чтобы умирая, ты улыбался, а мир плакал… Тупак Шакур"