помещение


первый




«Бездеятельность иногда приводит к катастрофической безрезультатности!» Станислав Ежи Лец






В Змеиногорска было много сделано, такие шедевры, которыми можно, без ложной скромности, гордится. Была построена, в 1806 году Петром Фроловым, первая в России железная дорога. Иваном Ползуновым построена единственная в Сибири деривационная (слово “деривация” в переводе с латыни означает “отведение”) установка, действовавшая до 1785 года. Рукотворный пруд, который возник по проекту, отца Петра Фролова, Козьмы Фролова, до сих пор радует гостей и жителей Змеиногорска. Запас воды, который возник в водохранилище после сооружения плотины, через сложный лабиринт подземных, вырубленных вручную каторжниками в каменной толще “сибирских руд”, водопроводных каналов общей длинной около 2,6 “подземных” километров, стал движущей силой для шести огромных водяных колес, установленных во глубине Змеиной горы. Эти колеса, через систему, шнеков и противовесов, приводили в движение сложнейший механизм, который полностью механизировал подъем руды и откачку “подземной” воды, из недр.




Известный немецкий ученый К.Ф. Ледебур, приезжавший в 1829 г. в Змеиногорск и спускавшийся в рудник, так описывал свои впечатления: «При тусклом свете рудничных лампочек вглядываешься в темные ходы, из которых появляются темные фигуры и проходят мимо; рабочие, хорошо зная расположение рудничных ходов и коридоров, обычно не пользуются своими фонариками. Движение огромных водяных колес, особенно «Слоновой машины» 19 аршин в диаметре производит ужасный шум. Подземная вода поднимается на высоту 60-70 сажен. Шум этот слышен задолго до того, как приближаешься к колесам; не без страха проходит новый человек мимо колес по доскам, омываемым водою, положенным кое-где в качестве мостиков над подземными водами, и наблюдает на близком расстоянии за быстрым вращением колес.

Здесь действуют также две кузницы, одна на глубине 17, другая -30 сажен. В них идет оживленная работа, и мрачные скалистые своды, освященные заревом горнов, производят необычайно эффективное впечатление. А падение молота на наковальню здесь, в этом скалистом помещении, вызывает особое звучание».

Подробнее…

История создания Змеиногорска уходит своими корнями в эпоху Петра I, неуемная энергия легендарного императора стала причиной возникновения города. В результате войны со Швецией Россия не смогла больше приобретать шведское железо – лучшее в Европе. Единственным выходом в сложившейся ситуации была добыча собственного железа. В 1697 году поступило распоряжение Петра о разведке всевозможных руд. Началось освоение предгорий Алтая.