Почему все любят Карла Маркса?

"Слабые люди всю жизнь стараются быть не хуже других. Сильным во что бы то ни стало нужно стать лучше всех." Борис Акунин

Почему все любят Карла Маркса?

Карла Маркса любят все – и его сторонники и его противники. А знаете  – почему? Да потому что Маркс понятен, он гениально прост в самом хорошем смысле этого слова. Поэтому его легко любить и просто критиковать! Отсюда такая  популярность и здесь же кроются перспективы! О них сегодня и поговорим.

Да, Маркс написал кучу томов, как пшеницу обменивают на сюртуки, но это все детали, заметки на полях. Основных идеи всего две и они очень простые.

1. Частная собственность на средства производства порождает эксплуатацию человека человеком, отчуждение труда и несправедливость.
2. Человек не является самостоятельным социальным субъектом – он лишь результат определенных “общественых отношений”. 

Вот, собственно, и все. Остальные философские и экономические идеи с необходимостью  вытекают из этих двух тезисов.

То есть, по Марксу, нет никакого смысла перевоспитывать ни отдельных людей, ни отдельные группы. Бесполезно объяснять эксплуататорам, что они плохие и надо бы им перестать изымать прибавочную стоимость, так как  их сознание «затуманено» частной собственностью. С другой стороны, нет надобности как то специально воспитывать коммунистическое сознание после революции, так как правильный экономический базис “сделает это” в фоновом режиме.

Необходимо, таким образом, насильственно изменить экономический базис общества и вот тогда эксплуатация и несправедливость будут объективно уничтожены.

Однако опыт СССР показал, что общественная собственность на средства производства не убрала эксплуатацию и отчуждение труда. Производство выросло, потребление тоже, а несправедливость осталась. Значит ли это, что Маркс больше не актуален? Вовсе не значит! Самый очевидный ответ – социализм в СССР строили не по Марксу. Тут за уши крестьян притянули, тут заплатку поставили, здесь исказили.

Теперь, задним числом, понятно, что Ленин, помимо своей воли, не коммунизм строил, а страну спасал. Отсюда НЭП, диктатура одной партии и вот это все. Однако все это лирика. Да и критиковать всегда легко, а ты попробуй сделай!

В итоге, есть несколько путей развития теории.

1. Можно разрабатывать проблематику форм собственности
2. Можно развивать тему  форм производства
3. Можно поиграть с формами управления и социальной структурой.

Хотя, формально, по Марксу, только первые два пункта относятся к “бытию, которое определяет сознание“, мне, как известно, наиболее импонируют “управленческие игры”. Правда, в молодости я увлекался производственной тематикой (Маклюэн, НТР и прочее, прочее прочее), но как то без особого успеха. Ну а по вопросам форм собственности и так всем известно, что нет на свете более неблагодарной темы. Это как под танк броситься или “на сельское хозяйство” при Хрущеве попасть.

А вот если не циклиться на форме собственности? Не пытаться натянуть марксизм “на глобус”?

Смотрите, у нас пока нет примеров, как производство или форма собственности дают реальный прорыв в освобождении человека. А вот примеры, как синтетическая “социальная структура”  дает быстрый “результат”, у нас есть.

В своем прошлом посте я рассказал про Высоцк, искусственный город под Ленинградом. За счет того, что поселок включает в себя только 1000 человек и все знают друг друга “в лицо”, искусственно поддерживается занятость населения, происходит объективное  переформатирование социальных связей.  Не углубляясь в детали, можно сказать, что в данном случае социальная структура является тем самым “бытием, которое определяет сознание”.

Понятно, что глобально такой  формат бьет по уровню производства и потребления, но мы же коммунизм не ради жратвы и айфончиков строим.
В итоге,  живя в мире, “который построил Маркс”, хочется вспомнить самый известный тезис Карла: Философы лишь различным образом объясняли мир; но дело заключается в том, чтобы изменить его..

Нигде в мире не было построено такого грандиозного сооружения, как Змеиногорская гидросиловая установка. Она была единственной в мире не только по масштабу, но и по типу сооружения на протяжении XVIII- XIV вв. В Змеиногорске сохранились: штольни, водоотливной канал от плотины до Екатерининской шахты, в подземных горизонтах сохранилось единственное в мире сооружение- водоналивное колесо. Город посещали, в нем жили и работали выдающие люди России и Европы.

релевантная информация

Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages

мысли на память

"Летящий обгоняет идущего, идущий обгоняет ползущего, а ползущий обгоняет стоящего на месте. Бауржан Тойшибеков."

RT на русском Новости RT на русском языке

Related posts