Почему власть не может выполнить свои обещания?

"Я не провалил тест. Я просто нашел сто способов написать его неправильно." Бенджамин Франклин ©
[rt_reading_time label="Время на прочтение:" postfix="минут(ы)" postfix_singular="минуты"]

Почему власть не может выполнить свои обещания?

Фото открытых источников                    М.Мишустин
Фото открытых источников М.Мишустин

Когда разрушали Советский Союз, то одним из лозунгов был: «долой плановую экономику, да здравствует рынок», он накормит и сам всё отрегулирует. Не получилось, не смог.

Напомним роль советских пятилеток без политических оценок.

Пятилетние планы развития СССР или «пятилетки» — экономические планы предполагавшие быстрое развитие экономики СССР. Разрабатывались они централизованно в общенациональном масштабе Госпланом СССР.

Первый пятилетний план (1928—1932г.г.) был разработан как продолжение и развитие идей долгосрочного плана ГОЭЛРО и превращение СССР из аграрной страны в развитую индустриальную. Вторая пятилетки — 1933-1937 годы. Третья началась в 1938 году.

Всего было 13 пятилетних планов. Это были законы для страны, для всех. Неисполнение весьма строго наказывалось в определённые исторические периоды.

Руководство России всё-таки пришло к выводу о необходимости разработки плана развития страны. И такая разработка началась в июле 2006 года по поручению Президента России. «Стратегию 2020» (официально: «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года») разрабатывали (не безвозмездно, то есть не даром) более 1000 экспертов под руководством Мау В. ( доход в 2018 году — 64, 5 млн., недвижимость — 8 383 м2) и Кузьминова Я. (доход в 2018 году — 53, 5 млн., недвижимость — 1 955 м2).

Фото открытых источников             Мау В.
Фото открытых источников Мау В.

На площадках НИУ ВШЭ и РАНХ и ГС были созданы 21 экспертная группа. Группы провели несколько сотен заседаний, обсуждений и дискуссий. В подготовке «Стратегии» участвовали, в частности, Евгений Ясин, А.Яковлев, Лев Якобсон, Евсей Гурвич, Владимир Гимпельсон, Исаак Фрумкин, Александр Аузан, Михаил Блинкин, Борис Рудник, Татьяна Клячко и другие.

Разработанный ими документ и в обиходе получивший наименование «Стратегия 2020», утверждённый 17 ноября 2008 года, декларировал цели, которые следовало достичь к 2020 году.

Фото открытых источников.         Кузьминов Я.
Фото открытых источников. Кузьминов Я.

Только в периоде с 2007 по 2012 год «Стратегия 2020» предполагала: — увеличение ожидаемой продолжительности жизни на 2,5 года; рост ВВП на 37—38 % и рост производительности труда на 40—41 %; снижение энергоёмкости ВВП на 17-19 %; роста реальных доходов населения на 53-54 % и инвестиций в основной капитал на 80—85 % и т. д.

Ввиду отсутствия организационно-управленческих конкретных шагов и законопроектов для реализации Стратегии 2020, а также возникшего кризиса 2008 года (о котором Правительство и Совет Федерации были предупреждены в 2006 году) по состоянию на 2020 год программа осталась нереализованной. Сами понимаете, для современных управленцев — тот кризис, это что-то наподобии Великой Отечественной войны.

По состоянию на 2018 год ни одна из этих целей достигнута не была.

Фото открытых источников.  Солонько И.
Фото открытых источников. Солонько И.

Мы обратились к доктору философских наук, автору ряда книг по теории управления Солонько Игорю Викторовичу с просьбой разъяснить причины неисполнения государственной Программы. И вот, что он нам ответил на наш вопрос:

— Уже более 20 лет российскому народу многое обещали: даже догнать и перегнать Португалию по уровню жизни, выполнить долгосрочную стратегическую программу развития России до 2020 года. Об этой программе не говорили, разве что только утюги. Руководство же правящей партией об этой программе говорили ежедневно и круглосуточно. В частности, был такой лидер у них как Грызлов.

— Солонько И.В.:

Рассмотрим ситуацию, то есть неисполнение ни многочисленный данных народу обещаний, ни исполнение государственной Программы «Стратегия 2020» с точки зрения теории управления.

Любая система работает устойчиво, если она замкнута, то есть имеет прямые и обратные связи. Если есть только прямые связи, а обратных связей нет, то система устойчиво работать не сможет, она будет неэффективна и пойдёт «в разнос» и станет рассыпаться. Что мы и видим, чувствуем сегодня.

Когда пишется какой-то закон или государственная программа, к примеру, та же «Стратегия 2020», в текст этого документа должна быть вставлена система защиты, которая и определяет прямые и обратные связи.

Фото открытых источников. Когда пишется какой-то закон или государственная программа,...
Фото открытых источников. Когда пишется какой-то закон или государственная программа,…

Приведём конкретный пример. Если вы разрабатываете закон «О стратегическом прогнозировании социально-экономического развития», значит в нём должны быть прописаны контрольно-отчётные параметры этого развития и процедуры ежегодного (периодического) отчета исполнения о достигнутых результатах.

Уже прошел 2020 год. Должен напомнить, что разработка стоила денег для российского налогоплательщика.

Где публичные слушания? Где оценка результатов её исполнения или неисполнения? Почему что-то не получилось? Каковы причины? Завышены или не обоснованы параметры программы? Кто их составлял или определял? Кто ответственен за исполнение государственного документа? И в чем заключается эта ответственность?

Ответов на все эти вопросы нет и по сей день.

В итоге никто, и это очевидно, не контролировал результаты исполнения Программы как на всех этапах, как и в целом.

Повторюсь: не бывает устойчивой системы без прямых и обратных связей. У нас же большинство законов и программ пишется так, чтобы они не были выполнены ни при каких условиях (умышленно или нет – другая тема). Но при этом большое число специалистов получают значительные денежные вознаграждения за разработки этих «документов», «программ», «законов» и прочего.

Фото открытых источников. Виктор Вексельберг и Аркадий Дворкович
Фото открытых источников. Виктор Вексельберг и Аркадий Дворкович

Еще один момент. 28 сентября 2010 года принят Федеральный закон № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково», регулирующий создание и функционирование этого центра. (Справка наша: Председателем совета директоров фонда «Сколково» является Виктор Вексельберг. Председателем фонда «Сколково» является Аркадий Дворкович)

Центр есть, а результаты не впечатляют. Какая у нас ключевая проблема, почему эти инновации не работают? На этот вопрос ответа от власть имущих не найти.

У нас в России есть гениальные и талантливые люди, инженеры, изобретатели. У нас есть «ниша на рынке» под эти изобретения, но эту цепочку у нас некому замкнуть. Эта цепочка называется «научно-внедренческий цикл».

Более того, слово «инновация» — это то, что уже внедрено в производство и уже имеет некий экономический или/и социальный эффект (справка наша из Википедии: «Иннова́ция, нововведе́ние —внедрённое или внедряемое новшество. Иннова́ция —введённый в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс).

А вот слово «нова́ция», от латинского novatio — изменение, обновление, и обозначает совсем другое.

Проще и другими словами: новацией называют нечто уникальное, появившееся недавно и предлагаемое для дальнейшего эффективного применения.

А под инновацией понимают использование или употребление новации.

Фото открытых источников.   Ничего не поняли..., вообще
Фото открытых источников. Ничего не поняли…, вообще

А у нас некоторые «дуболомы» всё ещё продолжают писать, а другие говорить, что они «инновации» внедряют.

О чём это говорит? Это свидетельствует о всеобщей управленческой безграмотности. И откуда же у нас будут хорошие результаты, если у нас даже на этом государственном уровне такая безграмотность присутствует.

Мы не добьёмся ничего хорошего, пока не станем управленчески грамотными. А управление – это основа организации жизни и существования государства, общества, семьи, человека.

Фото открытых источников.
Фото открытых источников.

Related posts

Leave a Comment

15 − одиннадцать =