Почему погиб “Курск”?

"Я ошибался, но я никогда не допускал ошибки, утверждая, что никогда не ошибался." Джеймс Гордон Беннетт ©

Гибель “Курска”. Как халатность руководства убила людей. Почему произошла трагедия?

В чём была истинная причина трагедии 12 августа 2000 года подлодки и почему о ней почти никто не знает? Был ли шанс спасти моряков, которые выжили после взрыва на подлодке? Почему всё-таки взорвалась торпеда во время учений? Давайте разбираться!

Сегодня я хочу вам рассказать то, что смог найти про трагическую гибель российской подлодки ”Курск”; поделюсь с вами действительно авторитетным мнением Валерия Рязанцева, который на момент гибели подлодки был заместителем начальника главного управления боевой подготовки по военно-морскому флоту. Валерий Рязанцев написал книгу про аварию Курска, бОльшую часть информации я взял из этой книги.

Книга Валерия Рязанцева

Отдельно хочется сказать, что Рязанцев высказал своё мнение по поводу трагедии по приказу вышестоящего руководства. За своё видение трагедии Валерий Рязанцев потеряет свою карьеру.

Валерий высказал то, что от него не хотело услышать руководство – он сказал истинную правду, которая не устроила политическую сторону трагедии.

Валерий Рязанцев. Вице-адмирал. Источник:https://clck.ru/akuPw

Но, как всегда, обо всём по порядку.

Проблемы морского флота

Снежный шар трагедии начал копиться гораздо раньше, чем может показаться. У послереформенной России осталось очень много болячек, которые сыграли злую шутку во всей ситуации – банальная нехватка денег, которые были очень нужны ВМФ России.

Валерий Рязанцев легко описывает состояние флота на тот момент:

Корабли и подлодки просто стояли. Ни топлива, ни ремонта, ни персонала и подготовленных военнослужащих – ничего не было. Многие увольнялись, потому что работать в таких условиях было невозможно: денег нет, жильё невозможно получить, еды не дают.

Боеготовность флота падала с каждым днём, за два года до трагедии – в 1989 году, как пишет Рязанцев, он был на Северном флоте и наблюдал за готовностью 1-й флотилии подводных лодок, в которую входил Курск.

Подлодка "Курск" Источник: https://clck.ru/akuqh

Отдельно замечу, что все показатели, которые выдавала флотилия, были чрезвычайно завышены, особенно уровень торпедной подготовки, – со слов Валерия. Как он потом поясняет: он был абсолютно с этим не согласен из-за многочисленных нарушений устава.

Предпоследний поход

Разумеется, было запущено официальное расследование по факту гибели подлодки, как потом оно заявит – одна из первопричин была малая подготовка экипажа: они проводили лишь 12-14 суток в год под водой, за 3 года они лишь единожды провели упражнение с запуском торпеды.

За 9 месяцев до катастрофы подлодка отправилась в свой предпоследний поход. После его окончания, о нём говорили на всех телеканалах страны, это было настоящее чудо, да и тем более поход был в Средиземное море. После похода командира “Курска” Геннадия Лячина представят к званию Героя России, но, к сожалению, своё звание он получит уже посмертно.

Михаил Моцак, начальник штаба Северного флота, произнесёт пламенную речь в честь успешного завершения всех поставленных перед “Курском” задач. С этого дня подлодка простоит на одном месте 8 с половиной месяцев, из-за очередных проблем с финансированием флота.

После такого длительного простоя, весь экипаж должен повторно пройти подготовку для службы на подлодке, но этого, разумеется, не происходит; более того, большУю часть экипажа пришлось заменять, из-за многочисленных увольнений и переводов на другие подлодки. Новоиспечённый состав абсолютно не понимал устройства новой для себя техники. В это же время объявляются новые образцово-показательные учения флота, где “Курск” должен был произвести тренировочный залп торпедами “Кит” (Торпеда 65-76А) по мишеням противника, которые изображал собой крейсер “Пётр Великий”, но к этому я скоро вернусь.

Торпеда 65-76А (Кит). Как заявляли - самая мощная торпеда в мире. Источник: https://clck.ru/akvKh

Хронология событий

Материалы следствия:

Торпеды загрузили в подводную лодку за 9 дней до начала похода. Все торпеды стоят на специальных стеллажах и подключаются к системе дегазации, к такой системе начальник команды Эльдаров должен был подключить и “Кита”, но, поскольку сталкивается с таким типом торпед впервые, то не смог этого сделать, попросив о помощи торпедиста с соседней подлодки.

Всё прошло успешно, но это очередной раз показало абсолютную неподготовленность экипажа.

11 августа в 22:30 “Курск” в последний раз отходит от своего причала и отправляется в своё последнее плавание. Вместе с ним, на место учений отправляется крейсер “Пётр Великий”, на котором находился командующий Северным флотом Вячеслав Попов, и несколько других кораблей-мишеней.

  • По чётко составленному плану время атаки 12 августа было в пределах с 11:40 до 13:20 – “Курск” после обнаружения должен дать залп учебной торпедой по противнику.
  • В 11:30 акустические системы на Петре Великом улавливают шум, очень похожий на подводный взрыв. По правилам об этом сразу докладывают Вячеславу Попову, но, вдумайтесь, реакции никакой не было. Учения продолжаются.
  • После 13:20 “Курск” так и не дал торпедный залп и не вышел на связь. Реакции командования нет.

Вячеслав Рязанцев поясняет, что по нормативным документам Курск был обязан в течении часа (до 14:20 максимум) подняться на поверхность и доложить об результате стрельб, даже если их не было.

  • В 14:20 ничего не было доложено – в таком случае руководитель стрельб должен был объявить подлодку аварийной – этого не произошло.
  • Спустя три часа команда Петра Великого начала сбрасывать сигнальные мешки-бомбы, которые были обязательным условием для всплытия подлодки, но Курск так и не вышел на связь – никакой реакции от командования не последовало – подлодка до сих пор не объявлена аварийной.
  • Командующий Попов на вертолёте улетает с крейсера, зная, что с подлодкой что-то не так.
  • Спустя ещё три часа в небо была поднята авиация, которая ничего не обнаружила. И только после этого, когда все окончательно поняли, что что-то идёт не по плану, в 23:30 подлодку объявляют аварийной.
  • Только через двое суток информация доходит до граждан страны

Забавен тот факт, что людям говорили, что “Курск” лёг на дно моря, но проблема была в том, что подлодки проекта 949А “Антей”, к которым относился “Курск” на дно не могли лечь, потому что это не было предусмотрено их конструкцией. По ТВ говорили, что все живы – люди начали собираться и требовать правды.

Официальная версия трагедии

Как заявил военный следственный комитет – авария произошла из-за торпед “Кит”, которые погружались на подлодку. Рассказываю простым языком, в чём была проблема:
Нужно усвоить один фактор – “Кит” это торпеда, которая взрывалась благодаря мощнейшей реакции перекиси водорода со взрывчатым веществом. Так вот..

  1. Отсек учебной торпеды(без боевого заряда), где был баллон с перекисью водорода, был повреждён в месте сварочного шва.
  2. Из этого шва вытекла перекись, которая среагировала со смазкой в торпедном аппарате и лакокрасочным покрытием самой торпеды.
  3. Произошла мощнейшая реакция и взрыв из-за давления образовавшегося в аппарате.
  4. Из-за взрыва погибает весь экипаж, находящийся в первом отсеке подлодки. Также, взрыв разрушает носовую часть торпедного аппарата.
  5. Из-за этого начинается пожар, который длится 2 минуты и 18 секунд – за это время из-за температуры начинают взрываться боевые торпеды.

У Вячеслава Рязанцева возникает сразу несколько вопросов, но давайте по порядку:

  1. Почему за то время, пока подлодка полторы недели стояла с торпедами на борту, из якобы повреждённого шва не капала перекись, а за три часа в торпедном аппарате внезапно начались протечки.
  2. Как мог был произойти взрыв с дальнейшим пожаром, если в то время, когда торпеда готова к пуску и находится в торпедном аппарате, именно этот торпедный аппарат полностью заполнен водой?
  3. Почему безумно мощный поток воды, который поступал в первый отсек из-за пробоины, не потушил пожар, который длился целый 2 минуты, если гораздо раньше он бы заполнился водой?

Ответа на эти вопросы он уже никогда не получит, потому что правительство устраивает та версия, которую подстроило для них официальная следственная группа.

Более того, Рязанцев обнаружил поддельные документы о том, что были проведены работы по обезжириванию торпедных систем, которые не давали опорочить имя правительства. Была созвана комиссия, которая проверила, являются ли подписи комиссии поддельными – ответ был неутешительный – документы были подделаны.

Что было причиной по версии Рязанцева?

В торпедах используются баллоны с сжатым воздухом, в которых иногда падает давление – это абсолютно нормально. Давление восстанавливают благодаря трубопроводам с сжатым воздухом, который закачивают в баллоны торпеды. Но, по версии Рязанцева, по этому трубопроводу шёл технически грязный воздух, который был засорен частицами мелкой пыли и грязи.

Торпеда имела уникальное строение – у неё был предусмотрен кран, который должен быть закрыт во время хранения на стеллаже, чтобы сжатый воздух не вышел из баллона, но во время погружения в торпедный аппарат, его необходимо было открыть, но воздух всё равно не должен был покинуть баллон из-за дополнительной защиты, из-за которой и произошла трагедия.

Дополнительной защитой является курковый воздушный клапан, который срабатывает автоматически, когда торпеда выпускается из торпедного аппарата. Но если в торпедном аппарате он будет хоть чуть-чуть открыт, то весь грязный воздух из баллона начнёт поступать в отсек с окислителем(перекись водорода) – начнётся сильнейшая реакция, которая приведёт к мощному взрыву. Чтобы всего этого избежать в инструкции чётко прописано, что нужно особенно внимательно следить за курковым клапаном, во избежание аварийной ситуации, но неподготовленный экипаж, разумеется, ни о каких инструкциях не знал. Происходит мощный взрыв, который вывод из строя весь пункт управления подлодкой, который находился во втором отсеке – сразу после торпедного отсека! Подлодка начинает идти на дно. Ещё один взрыв.

А теперь кратко:

  • В торпеду закачивают грязный воздух
  • Курковый воздушный клапан оказывается открытым
  • Грязный воздух начинает реагировать с перекисью водорода
  • Взрыв
  • Пункт управления уничтожен
  • Подлодка падает носом на дно, детонируют боевые торпеды в носу
  • Первый и второй отсек подлодки больше не существуют

Выжившие в девятом отсеке. Можно ли было их спасти?

Многие СМИ говорят, что на подлодке в 9 отсеке были выжившие, которых можно было спасти, но так ли это? Говорят, что два с половиной дня фиксировались удары металла об металл, но Рязанцев вносит ясность в эти слова – удар передавался по аккумуляторному передатчику, на который был записан стук молотка.

Против того, что моряки жили 2 с половиной дня, говорит ещё один факт – слишком мало записок, их обнаружено всего 3 штуки:

Знаменитая записка капитана Колесникова. В память о трагедии группа ДДТ напишет песню.

Текст записки:

Ольга! я тебя люблю,
не переживай сильно.
Г.ь. привет. Моим привет.
еште
12 08 2000 15.15.
Здесь темно писать,но
наощупь попробую
шансов похоже нет, % 10-20
будем надеяться,
что кто-нибудь прочитает.
Здесь список л/с отсеков, которые
находятся в 9-м и будут
пытаться выйти.
Всем привет, отчаиваться
не надо
Колесников

Записка мичмана Борисова

Текст записки:

Милые мои Наташа и сынок Саша!!!
Если у вас это письма значит
меня нет
Я вас обоих очень люблю.
Наташа прости меня за всё.
Сашуля будь мужчиной.
Я вас крепко целую.

Записка капитана-лейтенанта Сергея Садиленко

Текст записки:

В 9-м отсеке 23 человека.
Самочувствие плохое.
Ослаблены действием СО (угарный газ — Авт.) при БЗЖ (борьба за живучесть — Авт.).
Давление в отсеке 0,6 кг/см2.
Кончаются В-64 (регенеративные патроны для получения кислорода — Авт.).
При выходе на поверхность не
выдержим компрессию.
Не хватает брасовых ремней ИДА (индивидуальный дыхательный аппарат — Авт.).
Отсутствуют карабины на стопор — фале.
Необходимо закрепить буй — вьюшку.
Протянем еще не более суток

Из-за длительной задержки спасти выживший экипаж больше невозможно. Все 118 членов экипажа умрут.

Через 8 дней к подлодке опустятся норвежские водолазы, которые будут помогать России в спасательной операции. Никого из выживших обнаружено не было.

Миф о том, что подлодка врезалась в американскую или вообще была ею подбита

Дело в том, что в официальной версии следствия нет никакого объяснения вмятинам и царапинам на корпусе подлодки. Из-за слуха многие по сей день думают, что подлодку потопили американцы, но этот миф можно легко развеять.

Зелёным выделена одна из вмятин

Помните, я говорил, что подлодка пошла носом ко дну, а когда коснулась его, то произошёл новый взрыв? – Так вот, из-за этого взрыва подлодку отбросило ударной волной и её корпус был разбит из-за объектов, которые лежали на дне моря. Вот и весь секрет.

Источник: Канал Яндекс-Дзен “Обо всём по порядку!

Related posts