Почему ностальгируют по СССР?


Почему ностальгируют по СССР?

Со времени распада Советского Союза прошло уже почти 30 лет. Изменились и страна, и мир. А стали ли другими люди? Чтобы понять это, нужно взглянуть на советского человека и попытаться понять его.

Поговорить о ностальгии по СССР и простом советском гражданине мы решили с Денисом Викторовичем Драгунским, писателем и журналистом.

— Денис Викторович, Вы родились в 1950-м году и непосредственно можете оценить годы зрелого Союза, которые у многих сегодня вызывают острые приступы ностальгии. С чем это связано? Воспоминания об утраченном рае либо все же тоска по молодости?

— На мой взгляд, причин тут несколько. Первая и главная – неуютная жизнь свободного человека. Как минимум два поколения советских людей выросли и воспитались в отсутствие свободы, привыкли к несвободе, полюбили ее. Есть распространенное заблуждение: дескать, советские люди отдавали свободу в обмен на пускай скудные, но стабильные социальные гарантии. Не буду особо останавливаться на структуре этих гарантий – тут больше пропаганды, чем реальности, но это долгий разговор. Потому что советские и бывшие советские люди не могут вместить в голову, что все эти гарантии – квартиры, дотированные цены на продовольствие, медицина и отдых – все это жалкие крохи из той изъятой прибавочной стоимости, созданной трудом народа и эксплуатацией природных богатств.

Советские и постсоветские люди воспринимают государство как некоего сверхбогача, который в 1950-1980-е годы был добрый и раздавал деньги, а теперь стал злой и не дает. Тут, мне кажется, мы имеем дело то ли с необратимой, фатальной мозгопромытостью, то ли с т.н. «полинезийским типом политического сознания», когда лидер не избираем, не сменяем, а сакрален и вечен.

1968 год
1968 год

Но вернемся к свободе. Так вот, насчет обмена свободы на миску баланды. На самом деле все наоборот. Советские люди согласны были на миску баланды – в обмен на несвободу. То есть на полную личную безответственность.
Итак, главным мотором ностальгии по СССР является «шок свободы».

Второй момент – это, конечно, тоска по собственной молодости.
Третий момент я когда-то назвал «контрреволюцией внуков». Нечто подобное происходило в Иране. Модернизаторские проекты иногда оборачиваются ностальгией по прошлому, причем агентами этой ностальгии становятся, грубо говоря, «деды», которые обращаются к «внукам» через головы модернизаторов-«отцов».

Советская молодость. Получение аттестата.
Советская молодость. Получение аттестата.
Наконец, огромную роль играет пропаганда. Очевидно, власть черпает – точнее, пытается черпать – свою легитимность в советских временах, в Победе и в Гагарине. Скоро, боюсь, дело дойдет до Магнитки, а там и до коллективизации. Отсюда и настойчивая советчина, льющаяся со всех экранов. Молодые люди, родившиеся при позднем Ельцине и раннем Путине, убеждены, что в СССР был рай земной, всё бесплатно, в космос летали и нас все боялись. Когда я говорю, что ксерокс стоял за железной дверью, что выехать за границу было нельзя без «выездной визы» и комиссии райкома партии – двадцатилетние люди говорят, что это выдумки. Пропаганда не всесильна, но очень могущественна.

— В 60-х и 70-х старшее поколение высказывалось ли о том, что лучше было «тогда», в 20-х-30-х? В чем был нерв ностальгии и неприятия современности?

— Конечно, нет. Не было такого нерва. Ничего подобного не было. Тогдашнее старшее поколение видело все ужасы 1920-1930-х и 1940-х своими глазами. Среди старшего поколения практически все были ветеранами войны, сполна хлебнувшими ее страшной реальности. Живы были еще ветераны коллективизации, и очень много было ветеранов если не ГУЛАГа как такового (хотя и таких было немало), то всяких прочих репрессий, чисток, высылок, запретов на профессию и т.д. Люди помнили карточную систему (она была до 1947 года), конфискационные денежные реформы, помнили платное обучение в старших классах и в вузах.

День Победы не был государственным праздником до 1965 года, но и после он был задушевным собранием однополчан, а не фанфарным парадом с идиотскими лозунгами вроде «можем повторить». Люди наслаждались миром и относительным покоем, скромным, но все же ростом благополучия. Счастливы были, что государство хоть чуточку разжало свои железные челюсти (в частности, перестало каждый год отнимать месячную зарплату в виде обязательных покупок гособлигаций). Никому и в голову не могло прийти тосковать о 1920-1940-х.

— Считается, что в СССР не было свободы слова. В чем это проявлялось на самом деле? Испытывали ли люди вообще потребность в какой-то дополнительной свободе?

О потребности в политической и экономической свободе я говорил в ответе на первый вопрос. В подавляющем большинстве – нет, не испытывали.
Свобода слова, особенно в плане свободы культуры – особая статья. В 1967 году Корней Чуковский записывал в своем дневнике:

«Свобода слова нужна очень ограниченному кругу людей, а большинство – даже из интеллигентов – врачи, геологи, инженеры, летчики, архитекторы, плотники, каменщики, шоферы делают свое дело и без нее».

Однако и эти люди испытывали на своем опыте отсутствие свободы слова. Прежде всего это касалось кинофильмов и книгоиздания. Цензурная политика СССР отсекала людей от мирового культурного процесса во всем его многообразии. Философам запрещали читать «буржуазных философов», психологам – «буржуазных психологов» (то есть классиков науки). Интеллигентным людям не показывали (или едва показывали, на фестивальных просмотрах) Феллини и Антониони, не давали книг Селина и Джойса, картин Уорхолла и Ротко. А массовому потребителю культуры не позволяли в свое удовольствие глядеть голливудские боевики и французские мелодрамы, читать детективы и фэнтези, дамские романы и триллеры.

А что уж говорить о возможности высказаться о своих невзгодах, или о радости прочитать в газете правдивую статью о нашей жизни! Это было очень важно. Вспомните огромные тиражи перестроечных газет и журналов. Люди хотели узнать правду. Так что советские люди, пусть не всегда осознанно, сильно стремились к свободе слова.

Источник

Почва под Змеиногорском золотоносная. Это место при Петре Великом купцы Демидовы, ставшие первыми заводчиками на Урале. Каменные дома, за исключением построенных при Советской власти, все демидовские. Они же построили плотину на речке, образовав, таким образом, водохранилище. Здесь у Демидовых были шахты, где добывали золото. Говорят, что доныне сохранился подземный ход из конторы Демидовых прямо в шахты. И теперь в шахтах добывают золото…

информация по теме

Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages

мысли на память

"- Если ты опять собираешься сказать, что делал это для семьи... - Я делал для себя. Мне нравилось. И получалось. И я жил... Полной жизнью! Во все тяжкие"

Related posts