Почему на святки на Руси ходили ряженые

"Вы никогда не пересечете океан, если не наберетесь мужества потерять берег из виду." Христофор Колумб

Почему на святки на Руси ходили ряженые

Обычай «рядиться» возник еще во времена древнего славянства и частично сохранился с приходом христианства. Речь идет об обрядовом перевоплощении, изменении внешнего облика при помощи масок, одежды и других атрибутов. Практиковалось это всеми славянскими народами. Хотя сегодня многие подобные обряды могут показаться странными и даже шокирующими.

Оргии под масками

На Руси чаще всего рядились (колядовали) на Святки, Масленицу, Пасху. Ряженые в разнообразных масках – «козы», «аиста», «черта», «еврея» – ходили от дома к дому, показывая театрализованные представления, исполняя колядки – особые обрядовые песни. Изначально они символизировали своим обличьем спустившиеся на землю в канун праздника души умерших предков. Их необходимо было задобрить, чтобы это принесло благополучие дому и семье, изобилие, хорошие урожаи и т.п. Именно поэтому ряженых принято было угощать различной снедью.



Помимо масок, скрывали лица под волосами, закутывали голову в платок, надвигали на глаза меховую шапку, чернили лица сажей или дегтем, мазали свеклой, белилами, обсыпали мукой. На вологодском диалекте выражение «закрывать глаза» значило «рядиться». Как сообщает Ю.В. Бромлей в статье «Народные знания», в деревне Трифоново Ивановского района говорили, что «если глаз не закроешь, дак все грехи не спадут».



Есть сведения о том, что некоторые древнеславянские ритуалы ряженья носили сексуальный характер. Меняя обличье, люди как бы теряли свое истинное лицо, превращались в тех, кого они изображали. И в этом обличье они могли, скажем, вступать в половые отношения, не состоя в браке, с чужими мужьями и женами. Возможно, это было связано с культом плодородия, испокон веков ассоциировавшимся с сексуальной и детородной сферой.

Фаллическая символика у кукеров

У болгар обряд ряженья на Святки или Масленицу называется кукер и связан с культом плодородия. Сами ряженые также называют себя кукерами.



Как свидетельствует А.А. Плотникова в статье «Кукеры» (Большая российская энциклопедия, 2010), кукерами являются исключительно мужчины, преимущественно холостые. Обычно они надевают одежду из шкур, вывернутую мехом наружу, и маски, украшенные разноцветными монистами, зеркальцами, рогами, перьями. Одежда у них увешана колокольчиками разной величины, в руках они держат деревянные сабли, кончики которых окрашены красным: это символическое изображение фаллоса.



В процессе колядования одни кукеры играют роль «мужей», а другие – «жен». Пары изображают любострастие, затем «жены» разыгрывают беременность и роды. Ритуал завершается обрядовой пахотой, во время которой высеивается зерно. Так матушку-Землю призывают дать хороший урожай.

«Похищение невесты» и драки у сурвакаров

У болгар и македонцев в ночь на 1 (14 января по новому стилю) отмечается праздник под названием Сурваки, он же Васильев день. В эту ночь дружины, состоящие из молодых парней и даже детей (их называют сурвакарами) обходят дома соседей с веточками кизилового дерева (само название праздника происходит от «суров» – «сырая ветка дерева»). Сурвакары желают хозяевам здоровья, благополучия и плодородия. Кроме того, они совершают ритуалы очищения от злых сил и призывают добрые силы.



Как сообщает А.В. Гура в работе «Свадьба символическая» («Славянские древности. Этнолингвистический словарь»), в некоторых местах один из сурвакаров изображал невесту и был соответствующе одет, а два его товарища играли роль «жениха» и «девера». Они брали «невесту» под руки и устраивали танец перед хозяином дома. Затем «невеста» должна была поцеловать хозяину руку и получить от него деньги. В «Советской этнографии» (1946) говорится, что в некоторых случаях инсценировалось умыкание «невесты»: по поверью, ее похищение предрекало урожайный год.



Еще у сурвакаров бытовала довольно странная традиция. Как свидетельствует С.А. Токарев в работе «Этнографические наблюдения в Балканских странах» (1946), если встречались две дружины сурвакаров, то они должны были вступить в драку друг с другом, причем отнюдь не в шутку. Запрещалось обходить дома в чужой деревне. У села Дивля, неподалеку от Радомира, есть даже местность под названием «Сурвакарски гроб». По преданию, однажды во время драки между двумя дружинами сурвакаров один из них был убит.

Чучело волка у вучаров

Вучаренье – по словам А.А. Плотниковой («Этнолингвистическая география Южной Славии», 2004), название обряда происходит от сербского «вук» («волк»). Практиковался он в Сербии, среди сербского населения Боснии, Хорватии, Косово, а также в Черногории и Македонии.



Суть его в следующем. Зимой, когда удавалось убить волка, резавшего скот у крестьян, вучар (тот, кто убил волка) вместе со своими товарищами в ряженом виде навещали дома соседей, приветствуя хозяев, за что те одаривали их. С собой они носили чучело убитого волка, набитое пенькой и насаженное на палку. Как сообщает Н.И. Толстой в статье «Вучары» («Славянские древности: Этнолингвистический словарь»), данный ритуал играл защитную роль: крестьяне как бы откупались подношениями от других хищников, которые могли напасть на скот.

Звончары, пугающие духов

Этот древний обычай когда-то практиковался по всей Хорватии, а в настоящее время сохранился, в частности, в Каставицком крае.



В Мясопуст накануне Великого поста молодые парни в восточной Хорватии надевали на себя шкуры и маски рогатых животных, навешивали большие коровьи колокольчики и ходили по улицам, стараясь издавать как можно больше шума и звона. Это делалось, чтобы отогнать злых духов, которые в это время, по поверью, находятся где-то рядом. В Западной Хорватии ряженые надевали вместо маски шляпу, украшенную цветами и лентами, поскольку Западная Хорватия входила в состав Италии, где действовал запрет на то, чтобы люди рядились в животных. Обычно в каждой деревне была своя группа звончаров. Помимо отпугивания духов, таким образом стремились еще и прогнать зиму, привлечь плодородие.



"Нужно научиться принимать боль и использовать ее как топливо в нашем странствии. Кэндзи Миядзава"

Related posts