Первые «Кировцы» – совершенно забытые…

"Реальность - это галлюцинация, вызванная недостатком алкоголя в крови." Уинстон Черчилль

Первые «Кировцы» – совершенно забытые…

В Советском Союзе, загадав загадку: «Какого цвета самый мощный трактор?», можно было не сомневаться – ответ будет «желтый». В огромной стране все, от детворы до стариков, знали, что такое «Кировец». На протяжении многих лет именно К-700 был символом тракторной мощи, и только специалисты делили его на модификации – для большинства же он имел одно «имя» и одно «лицо».

И только те, кто постарше, помнили более ранние версии могучего трактора, имевшие не «кирпичный», а «заостренный» капот. Но и они вряд ли сказали бы, что существовали более ранние модификации, облик которых был совсем иным…

Первые «Кировцы» - мощные, стильные и совершенно забытые

История нового трактора началось в привычной, в общем-то, для СССР манере – осенью 1959 года во время поездки в США «генсек» КПСС Н.С. Хрущев увидел трактор John Deer. Как следствие, советские конструкторы тут же получили задачу изготовить аналогичный трактор, не уступающий, а лучше, конечно же, превосходящий «американца». И работа закипела.

Создание перспективной модели возглавил конструктор Кировского завода Виталий Поляченко. Уже в ноябре 1961 года был готов эскизный проект нового трактора, в январе 1962 года разработан технический проект, а в мае – и его чертежи.

Воплощенный в металле аппарат несколько отличался от первоначальных макетов. «Рубленые» формы были сглажены, а рисунок декоративной решетки стал менее агрессивным. В целом, дизайн трактора можно было назвать «стильным» – особый шарм придавала крыша кабины с козырьком, напоминавшая кепку.

Первые «Кировцы» - мощные, стильные и совершенно забытые

Трактор, получивший название К-700 «Кировец», относился к 5 тяговому классу. Его основной задачей было существенно ускорить обработку полей. Предполагалось, что новая машина должна возделывать в 2,5 раза больше площадей, чем самый массовый советский трактор того времени – ДТ-54.

В результате на свет появился гигант высотой 3, длиной 6,95 и шириной 2,44 метра. Специально для него пришлось разрабатывать целый ряд новых машин и орудий, чтобы «Кировец» смог применить свою мощь в полной мере.

Основным двигателем для К-700 стал 8-цилиндровый V-образный турбодизель ЯМЗ-238НБ мощностью 220 л.с. В паре с коробкой передач, имевшей 16 ступеней вперед и 8 назад, двигатель обеспечивал трактору уверенную работу со всеми сельхозорудиями на скоростях от 2,9 до 33,8 км/ч.

Была и попытка сделать модификацию с газотурбинным двигателем. Однако дальше экспериментов дело так и не пошло.

Сборка первого экземпляра К-700 была завершена в 5:30 утра 13 июля 1962 года. Выгонял машину из цеха слесарь Сергей Катыкин. Как водится, на разных фотографиях «Кировец» №1 выглядит по-разному. Где-то на нем даже не стоят стекла, а где-то с места на место кочует фирменная эмблема.

К сожалению, ни на одном из снимков первенца нет «в работе». Такое ощущение, что переносить «тяготы и лишения» на испытаниях ему и вовсе не довелось.

Однако, это не так. На самом деле уже 20 июля 1962 года первый «Кировец» оказался на полях пригородного совхоза «им. А.А. Жданова», что под Красным Селом. Посмотреть на то, как гигант проложит первую борозду 8-корпусным плугом, прикатила вся «верхушка» руководства Ленинграда во главе с секретарем ЦК КПСС Ф.Р. Козловым.

Первые «Кировцы» - мощные, стильные и совершенно забытые

Зато полно рабочих фотографий других опытных образцов.

Так уже в августе в совхоз «им. А.А. Жданова» прикатили второй и третий экземпляр «Кировцев». В процессе испытаний они зарекомендовали себя очень хорошо, учитывая, что это были все же опытные образцы. А все обнаруженные недоработки заводчане оперативно исправили в течение месяца.

Уже к концу августа четыре опытных К-700 были готовы к более серьезным испытаниям вдали от заводских стен. Было принято решение отправить трактора поднимать целину. В результате две машины оказались на Целинной машиноиспытательной станции в Целинограде, а еще две – на Северном Кавказе в  Зернограде.

В лучших традициях к 7 ноября досрочно были собраны шестой и седьмой экземпляры «Кировца». Они приняли участие в демонстрации на Дворцовой площади, после чего были переданы в Одессу для проведения ускоренных прочностных испытаний.

Мне так и не удалось найти точной информации, сколько же всего было выпущено экземпляров в самом первом исполнении, имевших обратный наклон фронтальной части капота и кабину «с кепочкой». Едва ли их число превысило полтора десятка.

В любом случае на главной демонстрационной площадке страны ВДНХ уже красовался доработанный вариант, с более простой кабиной и прямым «фасадом».

Как только К-700 пошел в серию, его стали привлекать ко всем работам в сельском хозяйстве. Он ходил с навесными и полуприцепными многокорпусными плугами, таскал за собой «батареи» сеялок и много чего еще.

В Ростове специально из расчета на «Кировец» создали прицепной комбайн РСМ-10 «Ростов». Он должен был по производительности превосходить самоходный СК-3 в два раза, обмолачивая до 6 кг зерна в секунду.

Первые «Кировцы» - мощные, стильные и совершенно забытые

Кроме привычных задач по полевым работам, новый трактор обкатывали и на других направлениях. Если судить по фотографиям, «стильные» К-700 успели побыть тягачами для прицепов. А в селе Овсянка на деревообрабатывающем заводе «Кировец» трудился пучковозом.

Если опираться на одно из первых руководств по эксплуатации трактора К-700, то всего в «стильном» исполнении было выпущено 800 тракторов. Затем прежнюю кабину сменил более «угловатый» по дизайну вариант. Новая версия была просторнее, удобнее и функциональнее. Именно она стала внешним символом «Кировца», оставаясь неизменной даже после обновления общего облика трактора…



"Cпокойствие — сильнее эмоций. Молчание — громче крика. Равнодушие — страшнее войны. Мартин Лютер"

Related posts