Опасный Алтай: клещи, “местные”… и ракеты с Байконура!

"Наше сознание - это все. Вы становитесь тем, о чем думаете." Будда

Опасный Алтай: клещи, “местные”… и ракеты с Байконура!

Алтай — одно из самых красивых мест в России. Но что он скрывает?

Фото №1 - Опасный Алтай: клещи, местные и ракеты с Байконура
Вид на Северо-Чуйский хребет
Фото Марина Скотникова

Основатель и один из гидов Siberian Expeditions Родион Житин рассказал о главных опасностях, которые можно встретить на Алтае, его самом ярком впечатлении за 15 лет путешествий, а также дал советы тем, кто только собирается узнать Сибирь.

Закаленные клещи и редкие медведи

По словам Родионаглавная опасность на Алтае, с которой может встретиться каждый, — это клещи. Сезон клещей на Алтае начинается с мая и заканчивается в конце июня. Наряду с таежными в этом месте водится очень много пастбищных клещей, которые по размерам больше обычных и практически не боятся большинства современных репеллентов.

«Видел, как такой пастбищный клещ полз по штанине, полностью покрытой средством. Я в него еще струей спрея брызнул, а он продолжил ползти. Любой таежный умер бы. Это действительно опасность, потому что, если вы не одеты соответствующе, он с большой вероятностью вас укусит», — предупреждает гид.

Иногда наступает и второй сезон клещей. Он, как отмечает путешественник, может пройти в сентябре. «В прошлом году ходили по „Марсианским пейзажам“, где не видел раньше клещей и не ожидал их увидеть в конце сентября. В какой-то момент один участник группы заметил на другом клеща, а тот заметил на нем. Мы все остановились и стали исследовать друг друга. И каждый снял друг с друга клещей по десять. Я стал думать, откуда в этой полупустынной местности, где почти нет травы, клещи. Оказалось, что на каждой редкой травинке, что торчала вокруг, сидело по три-четыре клеща. Это, видимо, связано с тем, что был очень теплый сентябрь», — поделился Житин.

Ракетный дождь: правда или миф?

Фото №8 - Опасный Алтай: клещи, местные и ракеты с Байконура
Фото Bill Ingalls/NASA/Getty Images

В интернете можно найти информацию о том, что на Алтае всюду разбросаны ступени ракет, падающие при запуске с космодрома Байконур, а еще о том, что это влияет на экологию и может отразиться на здоровье. По словам Житина, обломки ракет — это не совсем миф, но и не совсем правда.

«Они падают в Усть-Канский район и на Чулышманское нагорье, там, где Алтайский заповедник. Где Чулышманское нагорье группы не ходят практически, а в Усть-Канском районе бывают туристы и велопоходы проходят. И в теории, если обломок упал в какой-нибудь ручей, он осадками топлива может за короткое время его очень сильно загрязнить. И если выпить такой воды, возможен даже летальный исход. Но это больше в теории, на практике я о таких случаях не слышал, хотя в сети встречается много статей на эту тему, — рассказывает гид. — Реальность же такова: обломки действительно валяются, люди их встречают. У меня друзья их находили. Но, чтобы кто-то от этого действительно пострадал, лично я не слышал».

Что ожидать от местных жителей

Фото №9 - Опасный Алтай: клещи, местные и ракеты с Байконура
Фото Родион Житин

«Там ходят возле магазинов, но, как правило, больше, чем просить на бутылку, они не решаются. А раньше, когда мы начинали в 2006 году, реально приходилось прятаться по кустам. Я ездил тогда на велосипеде и в Акташе, сейчас это узловой туристический пункт, среди поселка нас пытались ограбить, чудом драки избежали с алтайцами. Сейчас это уже в прошлом, местные поняли, что туристы — друзья. Но переломный момент длился долго, лет 10–15», — утверждает Житин.

Под конец путешествия он уже рассказал, как поменялось поведение жителей по отношению к туристам в 2021 году.

«Местные жители в этом году на мосту, где Бельтир, поставили что-то вроде блокпоста и всем приезжающим путешественникам предлагают пересесть на их машины. А если хочешь поехать на своей, то плати по 1 тыс. рублей или угрожают проблемами. В Улагане — большое село, такого не сделаешь, но перед Улаганом есть село Акташ, там очень многие останавливаются закупиться или перекусить в кафе, а местные высматривают людей. К обычным машинам могут не придираться, а если какой-то микроавтобус, гиды, то тоже предлагают пересесть в Улагане на их машины или заплатить. Были случаи, когда люди отказывались от такого рэкета, и им пробивали колеса», — передает гид.

«Если ты запланировал путешествие, не хотелось бы ссор с местными, тем более, чтобы колеса пробивали. А на их уазики пересаживаться тоже не всегда хочешь, много людей путешествуют на комфортных машинах и сесть с каким-то пастухом, который как сумасшедший водит, тоже не очень хочется», — добавил Житин.

Вязкие поляны, вероятность потеряться и самые частые травмы

Фото №10 - Опасный Алтай: клещи, местные и ракеты с Байконура
Фото Марина Скотникова

Еще одна не самая очевидная опасность для новичков на Алтае — поляна с влажным газоном может стать ловушкой для автомобиля.

«У меня был такой случай: водитель решил срезать и поехать по полянке, где был небольшой ручей. Но, когда он поехал по ручейку, то по самое брюхо колесами в эту поляну зарылся. Значит, стоит уазик по брюхо в поляне, в бок ему бьет ручей и вокруг уже целое озеро. И машину нужно из этой поляны откапывать, а у травы очень хорошо развита корневая система и деревьев рядом нет. Не очень хорошая ситуация», — описывает свой опыт Житин.

Также гид рассказал, что люди периодические отбиваются от групп, но у него такой практики почти не было.

«Да, такое происходит постоянно, но у меня нет такого по одной причине, что я соблюдаю простую технологию: у первого и у последнего из группы рация. И если какой-то перекресток на тропе, то первый ждет всю остальную группу, а последний контролирует, чтобы никто никуда не отошел. Здесь так мало кто делает. Часто тропы расходятся, они могут потом сходиться в одной точке, но, например, через километр или два-три километра, это может навести на людей панику. Такое бывает часто на Шавлинских озерах», — сказал путешественник.

Житин утверждает, что заблудиться можно и на ровном месте. «Был случай: нужно было подняться на открытую гору, где леса нет, и ты просто идешь по травянистому склону. Нас было трое, я подумал, что рации даже некому раздавать, просто все рядом пойдем. И одна девушка, которая в стороне шла, зашла за перегиб рельефа и пошла дальше вверх, а мы с другой девушкой отставали. Мы сзади ее видели прекрасно, а она нас нет, раций нет, я ей кричу, а она меня не слышит. Расстояние и ветер заглушали все. Она подумала, что пошла куда-то не туда или что-то случилось. Смотрю, она вбок и вниз пошла, а я сделать ничего не могу», — вспоминает Житин.

Самыми распространенными травмами, как отметил гид, можно назвать мозоли и легкие пищевые отравления: «Возможно из-за грибов. Но чаще просто по неопределенным причинам, потому что в походе могут быть грязные руки, возможно где-то что-то подпортилось, а часто — личная непереносимость каких-то продуктов, о которой человек не знал. Как правило, в походах едят не так, как дома».

Самое яркое впечатление об Алтае

+1

Этот вопрос оказался самыми сложным для гида. По словам Родиона, пока он обдумывал ответ, его мысли всегда возвращались к первым впечатлениям об этом месте.

«Мои мысли возвращались к первым впечатлениям об Алтае и к той атмосфере, которую он подарил тогда и которую я до сих пор пытаюсь найти. Все началось с того, что Алтай предстал передо мной как terra incognita („неизвестная земля“) в мои 19 лет после второго курса, когда я сюда осознанно в первый раз поехал с родителями. И всё вокруг было абсолютно загадочным. Потом, когда я ездил сюда с велопоходами, когда первый раз увидел петроглифы, читал путеводители, всегда было ощущение некой тайны. И, наверное, именно это и есть самое яркое впечатление — поиск чего-то такого неизведанного, именно Алтай был одним из катализаторов этого чувства, — рассказывает Житин. — Сейчас этого меньше. Я хоть и увидел много красивого и до сих пор здесь, но мне приходится иногда что-то высасывать из пальца для себя. Это связано с тем, что у меня работа такая, я вижу многие места много раз, но это не страшно. Страшнее, что все становится доступнее. Если взять любую рекламу тура, то создается впечатление, что это прям дикие-дикие места, но на самом деле, если приехать в сезон, здесь хуже, чем на Красной площади».

По словам Житина, на данный момент при поисках «таинственного» ему приходится заезжать куда-то вглубь региона или придумывать особенные цели. «Сначала мне нравились пейзажи, потом переключился на животный мир, этнографию, геологию. И, признаться, Алтай этим исправно кормит. Первые же поездки дарили ощущение, что я просто попал в приключенческий фильм. Такой вот азиатский Индиана Джонс. Особенно юг горного Алтая — Чуйская Степь, где я прямо сейчас нахожусь, где петроглифы, руны, какие-то необычные редкие животные, археологические объекты, которых нет ни на одной карте».

Советы для начинающих путешественников, мечтающих посетить Алтай

  • Прививка от клещевого энцефалита

«Важно ехать уже с иммунитетом, так как здесь потом бегать и искать, где поставить себе иммуноглобулин, вообще не вариант. И страховку здесь тоже особо некому показывать. Если беспокоит проблема клещей, ее нужно решать дома. Полагаться на местную медицинскую инфраструктуру не стоит. Но достаточно много тут клещей и без энцефалита, но с боррелиозом. От них спасет только одежда: спецодежда или очень плотное прилегание одежды к телу: кофту в штаны, штаны в носки. Благодаря этому остается больше времени на то, чтобы заметить клеща, ползущего вверх. Плюс, если прохладно, он ползет еле-еле. Но летом все же стоит подходить к походу без фанатизма», — советует Житин.

  • Зимняя резина на автомобиле и навыки вождения

«Нужно учитывать, что дороги на Алтае горные и зима может длиться или даже внезапно приходить вплоть до июня месяца. То есть весь май резина зимняя, с октября опять зимняя. Все зависит от маршрута, конечно, возможно и с середины сентября опять ее придется менять. Плюс нужно уметь ездить по серпантину. Нужно быть опытным или хотя бы ознакомиться с теорией такого вождения», — отметил гид.

Житин советует, например, на спуске тормозить двигателем, на автомате поставить двойку, на особо крутых перевалах периодически останавливаться, открывать капот и остужать машину. Или после остановки сразу не глушить машину, а дать мотору 5–10 минут поработать, чтобы не было резкого перепада температуры.

Также перед поездкой на машине ее нужно подготовить, так как в горах автосервисов почти нет.

  • Доброжелательность

«Вести себя с местными лучше уважительно. Возможно, какие-то цены могут показаться завышенными, особенно на трансферы, но торговаться особо не стоит, потому что, во-первых, здесь это не работает, а во-вторых, если вникнуть в суть вещей, то в принципе цены скорее оправданы», — объяснил Родион.

  • Питание

«Кафе все в основном на Алтае ужасные, кроме нескольких туристических зон, где кормят более-менее. Также найти еду для вегетарианцев — большая проблема. Для них практически ничего нет. То есть нужно быть к этому готовыми и лучше иметь либо свой запас продуктов, желательно с газовой плитой, либо таблетки от отравления. С хорошей едой в кафе будут проблемы», — предупреждает путешественник.

  • Одежда

«Одежда должна быть соответствующей, так как погода здесь непредсказуемая. Прогноз погоды, конечно, в большинстве случаев правдивый, но он может измениться и к этому нужно быть готовыми. То есть нужно понимать, что вы едете в горы», — заключил Житин.



"Высший человек отличается от низшего своим бесстрашием и готовностью бросить вызов несчастью. Фридрих Ницше"

Related posts