Он бы не дал развалить СССР… но нелепая гибель Машерова изменила историю!
1-й секретарь ЦК партии Белоруссии П. М. Машеров, принадлежал к редкой когорте руководителей, его любил и уважал народ. Не было даже слухов, которые бы могли бросить тень на репутацию Петра Мироновича. В благодарность за заботливое отношение к республике, в народе его звали «наш Машеров».
В начале 80-х я был мальчишкой, но хорошо помню магазины со скудным товаром, слово «дефицит». Помню, как меня в магазин брала бабушка, потому что в одни руки не отпускали больше полкило колбасы. Помню, как на руках писали номер в очереди, помню давки, когда «выбрасывали» дефицит. И очень хорошо помню то удивление моей двоюрной сестры, которая приехала к нам из Белоруссии погостить. У них в Минске было все по-другому, и с продуктами и с промтоварами, говорили даже, что снабжение в Белоруссии было лучше, чем в Москве. И помню, как говорили про Машерова, что он настоящий хозяин, у него порядок.
Машеров одним из первых начал облетать колхозные поля на вертолете, делая неожиданные инспекции. Пётр Миронович мог приземлиться в какой-нибудь отдаленной деревеньки, поговорить с людьми и тут же на месте решить неотложные проблемы. Есть свидетельства, что после неурожая в республике Машеров не побоялся просить Брежнева не выполнять союзные поставки, чтобы оставить продукты в Белоруссии. В целом люди в БССР жили лучше, чем других республиках, и это неоспоримая заслуга лично Петра Мироновича.
Конечно, у Машерова были и ошибки, часто в вину ему ставят бездумное осушение белорусских болот, что тяжело отразилось на экологии. Но никто не мог его обвинить в личной корысти, лизоблюдстве, кумовстве. Пётр Миронович был одним из немногих, среди руководителей, кто воевал не в кабинете, а по-настоящему. Он ушел добровольцем на фронт в первый день войны. В августе 1941 года рядовой истребительного батальона Машеров попал в кружение, потом плен, побег, организация партизанского движения, два ранения.
Под руководством Машерова БССР пережила мощный экономический подъем, национальный доход вырос в несколько раз, была создана почти вся крупная индустрия республики. При личном содействии Петра Мироновича был построен метрополитен в Минске. В три раза была увеличена урожайность зерновых, республика вышла на продовольственное самообеспечение. Машеров продвигал в управление людей знающих и опытных, не обращая внимание на партийный опыт, как было с учёным-биологом Шевелухой.
Машеров был главным претендентом на пост Председателя Совета министров СССР, который освободился после отставки Косыгина. Пётр Миронович уже подготавливал семью к переезду в Москву, как случилась трагедия. 4 октября 1980 года правительственная «Чайка» в которой сидел Машеров столкнулась с грузовиком ГАЗ-53 перевозивший картофель. Пётр Миронович скончался по дороги в больницу.
Череда странных обстоятельств перед трагедией породила слухи о не случайности аварии. Машерова прочили в преемники стареющему Леониду Ильичу. Однако этому противился Андропов, который сам рвался к власти. В любом случае, даже если бы Машеров не смог «отодвинуть» Андропова, то после кончины самого Андропова кандидатура Петра Мироновича была бы вне конкуренции, скорее всего, и престарелый Черненко его бы поддержал.
Думаю, приход Машерова к руководству страны сохранил бы СССР. Пётр Миронович не был частью прогнившей брежневской партократии, как и сторонником прозападного Андропова. Его курс был на социализм с человеческим лицом, который он отчасти реализовал в Белоруссии. Но история развернулась по-другому, Горбачев – выдвиженец Андропова доделал то, что не успел сам Андропов.
"Летящий обгоняет идущего, идущий обгоняет ползущего, а ползущий обгоняет стоящего на месте. Бауржан Тойшибеков."