О железной дороге в Змеиногорске…

Как Змеиногорцы в Великую Отечественную войну узкоколейку построили?

Мы уже не раз писали о великом техническом изобретении нашего земляка Петра Козьмича Фролова, в начале XIX века построившего чугунную дорогу для доставки руды на Змеиногорский сереброплавильный завод. По мнению ряда исследователей, в конце того же века она была остановлена и разобрана. «Погодите-ка, а что мы тогда видели своими глазами?» — скажут змеиногорские старожилы. А вот что — узкоколейную конно-самокатную железную дорогу горного цеха Змеиногорского рудника!

Сохранившаяся насыпь узкоколейной конно-самокатной железной дороги горного цеха Змеиногорского рудника.

Очередной, интересный исследовательский материал подготовил и прислал исследователь истории Змеиногорска Станислав Семенцов из серии Это истории нашей строки

Забытый трудовой подвиг Великой Отечественной войны

Как писал в своей книге «История Змеиногорска, XX век» В. А. Моисеев в конце 1942 года была реконструирована, а по-существу построена заново железная дорога от рудника до обогатительной фабрики. Она называлась «Узкоколейная конно-самокатная железная дорога горного цеха Змеиногорского рудника». Ее частично проложили по насыпи чугунно-рельсовой дороги П.К. Фролова.

Снимок рельса узкоколейной конно-самокатной железной дороги, использовавшегося для укрепления скатов Большого разноса от оползней.

Руководство рудника писало, что «все строительство приходилось проводить на базе изыскания местных материалов и ресурсов». На строящийся объект не было получено по нарядам ни одного килограмма рельс и железа. Все это было изыскано на месте.
Расстояние от бункера горного цеха до бункера обогатительной фабрики составляло 2280 метров, из них 1621 метр груженый состав из трех вагонеток на колесном ходу двигался самокатом, а 659 метров от моста на реке Корбалихе до фабрики — на конной тяге. Порожние вагонетки также доставлялись конной откаткой. В обороте постоянно находилось 6 составов по три вагона в каждом. Во время цикла в движении было два состава груженых и два порожних, один стоял под погрузкой, а еще один — разгружался. Нарушение цикла грозило задержками в доставке руды.
Скорость самоката летом составляла 1,7 м/с, зимой — 1,5 м/с, скорость конной откатки летом 1,3 м/с, зимой — 1,1 м/с. Годовая производительность составляла в среднем 78 тыс. тонн. Зимой из-за буранов, при заносе рельсов на 2-3 см, транспортировка руды прекращалась. Во время продолжительных буранов горняки делали настоящие снежные галереи, по которым проезжал состав.
Только представьте, насколько был тяжел этот труд! Работать на холоде с обледеневшим металлом! Грузить тяжелейшую руду! Но, тогда действовал девиз – «Все для фронта, все для Победы!».

Черкашин, Швецов - Стахановцы

Змеиногорские стахановцы за счет повышения норм выработки собрали средства на танковую колонну «Советский старатель». А еще благодаря вкладу змеиногорской молодежи были построены танковая колонна «Комсомолец Алтая», отряд торпедных катеров «Алтайский комсомолец», проводились «Недели помощи Ленинграду»…

Фрагмент топографического плана Змеиногорска 1947 года (на котором видна узкоколейная дорога)
Фрагмент топографического плана Змеиногорска 1948 года (на котором видна узкоколейная дорога)
Фрагмент топографического плана Змеиногорска 1962 года (на котором видна узкоколейная дорога). У нас есть сомнения, что это 1962 год. На карте нет дат. Так она была зарегистрирована.

«Старое» и «новое» техническое чудо…

Если сравнивать изобретение Петра Козьмича Фролова и «возрожденную» узкоколейку, то кроме явного сходства можно найти и некоторые отличия. С одной стороны, это, конечно, форма рельсов, устройство рудничных вагонеток. Длина рудовозной чугунной дороги составляла 1867 метров, а количество вагонеток в одном составе было три, «новая» узкоколейка была длиннее — 2280 метров, а в одном составе могло быть до четырех вагонеток. Также новая линия была проложена чуть в стороне от Фроловской. Для нее пришлось строить большую насыпь, сохранившуюся и по сей день. Увы, местные жители так и норовят превратить это место в свалку, а сама она густо зарастает сорной растительностью. К счастью, место трудового подвига змеиногорцев не забыто — в октябре 2019 года учащиеся 8 — 11 классы МБОУ «Змеиногорская СОШ № 3» провели здесь акцию «Сохраним культурное наследие малой Родины» — они очистили ее от листвы и кустарников. Это место постоянно посещают краевые съемочные группы, готовящие документальные фильмы, а также специалисты краевой администрации, занимающиеся охраной памятников архитектуры.
Хочется верить, что со временем насыпь, построенная руками змеиногорцев в годы Великой Отечественной войны, все-таки обретет охранный статус и прочно войдет во все городские туристические маршруты…

Змеиногорский Кунстштат | История Змеиногорска

Related posts

Leave a Comment