О чем же рассказывали жители Онгудая пару веков назад?

"Не опускай руки, ибо рискуешь сделать это за минуту до того, как произойдёт чудо." Амели Нотомб

Алтай. И о чем же рассказывали жители Онгудая пару веков назад?

Сказки, предложенные вам для ознакомления, показывают то, что интересовало жителей Онгудая в те далекие времена.

Большая часть сказок связана с феноменом «шамана», но и небесные тела также интересовали простых жителей.

Я выбрала из большого перечня сказки только жителей Онгудая.

Всего оказалось 7 записей:

Фото Ольга Шадрина

Джарканат (летучая мышь) прежде был камом (шаманом). Джаячи-хан призвал кама Джарканата камлать над своим больным сыном. Джарканат покамлал и объявил, что нужно поднести жертву Ерлик-хану из 9 черных лысых коней, 9 черных быков и 9 черных баранов. Джаячи-хан велел заколоть животных, но не доверял каму. Когда тот стал камлать сам пошел за ним следом в подземное царство Ерлика.

Ерлик-хан не принял жертву. По тогдашнему обычаю следовало, если хотят, чтобы больной человек выздоровел, а Ерлик животную жертву не принимает, вместо больного человека надо принести в жертву здорового человека. Джарканат вернулся от Ерлик-хана и сказал Джаячи-хану, что Ерлик-хан не принял жертву.

– Зачем же ты не остался сам у него (т.е. не отдал себя в жертву)?- спросил Джаячи-хан.

– Летай же ты после этого только ночью, и пусть от тебя не будет людям никакой пользы.

Пöчöк, крещеный Алтаец с. Ангудай.

Джельбеген очень губил людей. Учьбурхан, т. е три бога, советовались между собой, что делать. Солнце сказало: «Я бы спустилось на землю, но от моего жара люди сгорят»

Месяц сказал: «От жара, пожалуй, сгорят, но мой холод может быть стерпят». Он спустился и застал Джельбегеня евшим ягоды на черемухе. Месяц схватил его вместе с кустом, посадил за пазуху и унес с собой на небо. От джельбегенева прожорства уцелело только восемь человек; из них и расплодились люди.

Почук, крещеный Алтаец в с. Ангудай в Алтае

Коголь-Майман охотился за уч-мыйгаком. Одна звезда из Ориона – собака Коголя, другая – его беркут, третья – стрела; остальные три звезды – хвост Уч-мыйгака. Этому Коголь-Майману молятся звероловы и просят об удаче.

Енчу, Алтаец, шаман. С. Ангудай

Земля состоит из семи слоев; на каждом народ. В сказках говорится: джеты кат джердынг дже сокты – пробил семь слоев земли.

Алексей, крещеный Телеут. С. Ангудай

У Тэнгрэ-Буркана есть Каджир-Буура (т.е., верблюд). Его коренной зуб (азу тыжи) есть молния. У Каджира на спине четыре горба (терт оркеш), которые соответствуют четырем днам неба (терт туб).

Почук, крещеный Алтаец, С. Ангудай.

Молния называется курдайдынг ялыш, гром – курдайдынг кукурт. Если бьет молния, значит, Кудай (небо) уносит с земли бурундука (корюк) на небо; зачем-то он ему нужен.

Найба, Алтаец в Ангудае.

Четыре канна (царя) держатся за «небесную пуговицу», тэнгринынг тобчiсы; этим крепится мир.

Четыре эти кана: Кункырь-каан, Еден пуду каан, Чаган-каан и Амырсананынг улы Темiрсана.

Почук, крещеный Алтаец. С. Ангудай

Село Онгудай. Фото Ольга Шадрина

Очерки Северо-Западной Монголии.

Результаты путешествия, исполненного в 1879 году по поручению Императорского Русского Географического Общества

Членом-сотрудником оного

Г. Н. Потаниным

Выпуск 4

Материалы этнографические

С. Петербург

Типография В. Киршбаума, в д. М-ва Финансов, на Дворцовой площади

1883 г.

Путешествия продолжаются… Ольга Шадрина. фото автора



"«Сначала жизнь мне дали не спросясь. Потом невязка в чувствах началась. Теперь же гонят вон, уйду, согласен. Но замысел не ясен: где же связь?». Омар Хайям"

Related posts