Некоторые негативные моменты в поездках по Алтаю!

"Свобода ничего не стоит, если она не включает в себя свободу ошибаться." Махатма Ганди

Некоторые негативные моменты в поездках по Алтаю!

В своих статьях я не раз воспевал Алтай, как одно из самых интересных направлений для путешествий по России.

Но у любой медали есть обратная сторона, и я считаю, что по своему опыту должен предупредить тех, кто ни разу сюда не ездил о том, что их может ждать, если приехать неподготовленными. В первой части рассказываю об общих неудобствах, едете вы самостоятельно, или в тургруппе, или организуете тур для группы.

Алтай 2020. Красиво, но телефон в этом месте пригодится только для фотографирования.
Алтай 2020. Красиво, но телефон в этом месте пригодится только для фотографирования.

1) Сотовая связь. Живу сейчас в Томске, до этого жил в СПб, сразу бросается в глаза отсутствие в Сибири связи за городом практически везде: выезжаешь на трассу Томск-Новосибирск – и всё, связи больше нет. То же и про Кемеровскую область, и про Красноярский край и т.д.

Связь появляется местами, у населенных пунктов. Алтай – тем более, не исключение. Знаю, что любители поспорить “найдут” связь в любом месте, но я предполагаю, что у человека с собой не 4 симки от разных операторов, а так, чтобы один оператор покрывал более-менее основную часть Республики Алтай – такого нет. Тем более интернет 4G, про него можно забыть.

Все самые главные красоты: Белуха, Мультинские, Шавлинские, Кучерлинские, Каракольские озера, Марс, Южный берег Телецкого озера с долиной реки Чулышман и Каменными грибами, водопад Учар, Актру, Укок – удалены от населенных пунктов, поэтому там нет вообще ничего, никакой связи с цивилизацией, тем более, сотовой. Но это ладно, за этим туда и идут с палатками.

Алтай 2020. А нужна ли она, эта связь, когда вокруг такая природа?
Алтай 2020. А нужна ли она, эта связь, когда вокруг такая природа?

Базы отдыха для заброски в эти места, тоже не все могут похвастаться уверенным приёмом, да и постоянным электричеством многие тоже не могут – в лучшем случае от генератора по вечерам. Это уже хуже.

Огромные участки дорог: по Чуйскому тракту в сторону Акташа и дальше, также трассы в сторону Телецкого озера, в сторону Мульты – связь бывает моментами, с перебоями, тут зависит от операторов.

Вай-фай – только в крупных недешевых отелях и базах, в основном – в районе от Аи до Чемала.

В общем, если вы собираетесь на Алтай, лучше настраиваться, что будет “цифровой детокс” (как сейчас туроператоры модно называют отсутствие связи). Может, это и не плохо: здесь надо созерцать, лучше в тишине, не отвлекаясь. Но готовым к этому надо быть, хотя бы предупредить родственников, чтобы вас не потеряли.

2) Кафе и рестораны. Здесь, как нигде больше, актуальна поговорка “Места знать надо!”. Если вы случайно заходите в первое попавшееся кафе, шансы вкусно поесть – минимальны.

Приведу примеры нашей поездки в поселок Ая в этом году:

  • По дороге от Айского моста в сторону посёлка Ая зашли в самое приглянувшееся, красиво оформленное кафе. Заказали две пасты: Карбонару и с лососем. Каждая – по 400 с лишним рублей – это ценник неплохого питерского ресторана. Получаем самые дешевые, слипшиеся макароны, с 3-5 кусочками дешевой ветчины/лосося из консервов, залитые или нежирными сливками, или жирным молоком так, что больше напоминают молочный суп из школьного детства. Оценка – отвратительно.
Август 2020. Кафе, в котором мы заказывали "пасту"
Август 2020. Кафе, в котором мы заказывали “пасту”
  • В тот же день приезжаем на Манжерок, после подъемника решаем перекусить, там рядом целая аллея из стильно оформленных павильонов с красивыми вывесками и манящими названиями. Заходим туда, где обещают пельмени. Берем на двоих – порцию мантов и порцию вареников – всё типа домашнее, плюс 2 стакана морса. Платим рублей 800-900, сейчас уже не помню, получаем маленькие порции разогретых в микроволновке, ранее отваренных пельменей и мантов, морс разбавленный почти до состояния воды. В мантах один лук, мяса почти нет, в варениках с картошкой – плохо растворенное порошковое пюре.
Манжерок 2020. Всё новое, красивое, но в кафе - не вкусно
Манжерок 2020. Всё новое, красивое, но в кафе – не вкусно
  • Вечером шел дождь, взяли такси доехать до цивилизации – Айского моста, в 9 вечера почти всё закрыто, одно узбекское кафе работало. Очень любезно, гостеприимно, недорого (редкость для Алтая!), поэтому настрой был сверхположительный, но … так невкусно сделать плов и лагман надо умудриться. При том, что мы были голодные, не понравилось ничего. В принципе, если бы в конце мне на зуб не попалось зернышко зиры, я бы и не понял, что это плов – рис с мясом, с минимумом специй, разогретый в микроволновке. Хоть и порция большая, и мяса много. Не буду называть кафе, так как здесь, в отличие от двух вышеописанных мест, с нами были хотя бы вежливы.
"Плов" в кафе в районе Аи
“Плов” в кафе в районе Аи

Потом мы съездили из Аи по нескольким, ранее организованным маршрутам, с питанием, поэтому больше не испытывали себя алтайским общепитом. Тоже могу сказать и про две прошлогодние поездки – готовили сами. Как и в последний день этой поездки, закупившись в Марии Ра.

Но на прощание я не мог не съесть чебурек, хотя в прошлом году уже дважды разочаровывался в них в разных местах на Алтае (на рынках возле Сростков и где-то по пути на Чемал). Многие же говорят, что съесть чебурек – это обязательная программа по Алтаю, чуть ли не символ. В этот раз я попробовал его у Айского моста – результат тот же – аппетитный, горячий, хрустящий, большой, но лука в начинке процентов 70. Вот тут то я понял, почему многие сибиряки любят пирожки/чебуреки с картошкой. Хотя, многие рекомендуют чебуречную в Бийске, через 2 недели обязательно попробую там.

Не хочу говорить за весь Алтай. Уверен, что есть хорошие кафе и рестораны, в ближайшую поездку в конце сентября, намереваюсь с компанией посетить ряд заведений, которые реально рекомендуют – обязательно отчитаюсь, для объективности. Но совет – лучше тщательнее готовиться, если собираетесь питаться в кафе – изучайте вопрос, смотрите отзывы.

3) Туалеты. Простите за то, что затрагиваю эту тему, но накипело. На туристических маршрутах с рюкзаком – понятное дело – мы не Европа, так в России везде, туалет – в ближайших кустах. На недорогих базах – общий туалет на улице, с дыркой в полу. В недорогих придорожных кафе – тоже. В большинстве – не убрано, и освещения нет. Поэтому, извините за подробности, ночью не все в эту дырку попадают. Иногда заходишь и думаешь – потерплю-ка я, пожалуй. До Томска.

4) Такси. Если вы думаете, что можете от базы доехать до какой-то локации на такси, а потом оттуда вызвать такси через приложение – вы глубоко заблуждаетесь. Во-первых, потому что интернета там, куда вы приедете, может не быть. Во-вторых, потому что большинство таксистов не устанавливают у себя приложения. Лучше сразу ищите телефоны местных служб такси, и договаривайтесь, где вас забрать сильно заранее.

Цены на такси: от Аи до Манжерока (13км) – 800 рублей в один конец, туда – через Яндекс.Такси, назад через него было не вызвать, шел проливной дождь, думали, что там и останемся (мы переместились к озеру, там машин не было, назад к подъемнику под дождем идти не хотелось). Повезло, что кого-то туда привезли на такси, эту машину и поймали, таксист объяснил, что на Яндекс.Такси здесь лучше не рассчитывать.

Сидим на Манжерокском озере, прячемся от дождя в беседке, фотографируем красоту, а такси - нет.
Сидим на Манжерокском озере, прячемся от дождя в беседке, фотографируем красоту, а такси – нет.

От Аи до Элекмонара (60км) к месту начала заброски на Караколы – по Яндекс.Такси было 2700 в один конец, мы договорились с организаторами о трансфере за 2500 в оба конца, причем это они сами ехали туда из Аи)) А так бы было: заброска на ГАЗ-66 – 12 часов вся экскурсия – 4000 рублей на двоих, доставка до места заброски – 5400 рублей на двоих. Можно брать сразу экскурсию из Аи, но по сумме также и выйдет, они оттуда дороже. А вот если бы я это знал заранее, то ночёвку перед поездкой на Каракольские озёра выбрал бы в Чемальском районе. Но не предполагал такого хода со стороны организаторов, они заранее не предупреждали.

Справедливости ради, скажу, что местные жители – очень отзывчивые, большинство подвозили нас на коротких промежутках – бесплатно, и очень приветствовали, что мы – неорганизованные туристы. Если у вас куча времени, можете вообще попробовать автостоп) Но всё же, я рекомендую, если у вас неорганизованный маршрут с перемещениями – брать сразу в аэропорту машину в аренду.

5) Цены. В принципе, про них всё становится ясно из пунктов про кафе и про такси. На размещение, кстати, цены более-менее адекватны. Но, если есть хоть какой-то очаг цивилизации (Парк-отель Ая, Корона Алтая, Шале Телецкое, и т.д.), ценник просто поражает. Там, где уровень сервиса явно выше среднего по Алтаю, цены – московские, или лондонские, или швейцарские – кому что ближе)) Встречаются ценники и 56 тысяч за номер в сутки, и 78 тысяч, и главное – всё занято. Ничего против не имею, пусть будет и цивильный отдых, но хочется, чтобы в основной массе были предложения где-то посередине между фанерным домиком и люксовым шале. А тут, в основном, или так, или так.

Парк-отель Ая. Только войти, чтобы попасть на пляж маленького одноименного озера - 500 рублей с человека. Можно обойти вокруг, но там нет нормального пляжа.
Парк-отель Ая. Только войти, чтобы попасть на пляж маленького одноименного озера – 500 рублей с человека. Можно обойти вокруг, но там нет нормального пляжа.

А вот почему образуется такое соотношение “цена-качество”, я расскажу в следующей части. Подписывайтесь на канал!

P.S. Не думайте, что я отговариваю ехать на Алтай – сам туда езжу, восхищаюсь им, и друзей зову. Но просто с наскока организовать туда поездку не получится – либо покупка организованного тура, где за вас обо всем позаботятся (но за это надо платить), либо поход, а туда идут люди неприхотливые, либо тщательно продуманная организация самостоятельного путешествия.

Источник



"Летящий обгоняет идущего, идущий обгоняет ползущего, а ползущий обгоняет стоящего на месте. Бауржан Тойшибеков."

Related posts