На фото изумительный по красоте Петропавловский собор?

"Змея, которая не может сменить кожу, гибнет. То же и с умами, которым мешают менять мнения: они перестают быть умами." Фридрих Ницше

Алтай. Эта фотография меня поразила?

На фото изумительный по красоте Петропавловский собор. Он украшал центр Кош-Агача летом 1911 года.

Что меня поразило?

Во-первых, на фоне «простой» местности высится такое сложное строение. Под простой имею в виду орографию: ровное днище межгорной котловины, обрамленное где-то на горизонте грядами гор.

Во-вторых, это невероятного великолепия церковь располагается среди немногочисленных одноэтажных, редкорасставленных домов простой архитектуры.

В-третьих, почти все дома русского типа с крышами, наличниками, ставнями.

В-четвертых, поразила дорога, что упирается прямо в храм. Сразу на память пришло изречение: «дорога к храму».

В-пятых, всадник на коне. Какова его роль в этом кадре?

В–шестых, это небо. На снимке видно, что на нем есть облачность, хотя в Чуйской степи в основном ясно в любое время года.

В-седьмых, на улице пусто. Кроме всадника нет никого.

И подытожу: глядя на фотографию, складывалось полное ощущение, что это «нестыковка миров». Или фотомонтаж.

А вы как думаете?

Лето 1911 г.

Это фото наталкивает на и другие вопросы. Например о возможностях церкви и купечества того времени, чьими трудами была осуществлена постройка такого уровня церкви в глубине Алтая и с минимальным населением. Оправдывала ли цель средства?

«…На юге Горного Алтая православие впервые появилось в середине 19 века. В тот периода русские купцы стали осваивать путь в Монголию по Чуйской вьючной тропе. И миссионеры стали совершать поездки в эти места.

Миссионерский стан в Кош-Агаче открыт в семидесятых годах 19 века, когда здесь построен был первый православный храм. Русских тогда в этом районе было немного. Почти все они жили компактно в самом Кош-Агаче и на станциях Чуйского тракта.

Подавляющее большинство населения оставались язычниками. Миссионерская проповедь здесь шла чрезвычайно трудно. Сказывалась отдаленность местности. Трудно было найти штатного миссионера в самый отдаленный Кош-Агачский стан.

Серьезным препятствием для распространения христианства было противодействие со стороны зажиточных язычников. Богатые инородцы боялись, что если окрестится много жителей, то в Чуйской степи появится миссионерское селение, а значит, степень их влияния значительно ослабнет.

Несмотря на угрозы с каждым годом число крещеных коренных жителей увеличивалось.

В 1877 г. в Чуйском отделении числилось 278 крещеных.

В 1889 г. в Чуйском отделении миссии было уже 375 новокрещенных кочевников из 1358 жителей района.

В 1912 году было 1571 крещеных жителей.

В начале 20 века на территории современного Кош-Агача действовало пять православных храмов.

  1. Кош-Агач. Храм в честь апостолов Петра и Павла. Освящен 23 мая 1871 г. Перестроен с расширением в 1908 г. Церковная школа открыта в 1899 г.
  2. Кызыл-Шин (Кокоря) – молитвенный дом в честь святого Николая, построенный в 1894 г.
  3. Карагем – молитвенный дом, в честь вмч. Пантелеимона построен в 1901 г. Церковная школа открыта в 1889 г.
  4. Курай – храм в честь св. Александра Невского, построенный в 1903 г.
  5. Бельтир – молитвенный дом построен в 1911 г.

В советское время храмы и молитвенные дома Кош-Агачского района были разрушены, но все места, где были храмы, сохранились в памяти верующих и на данный момент известны» (П. Тайченачев)

Петропавловская церковь была построена в 1870 году на средства Томского губернатора Германа Густавовича Лерхе и русских купцов. 5 июня 1871 года была освящена преосвященнейшим Платоном, Епископом Томским и Семипалатинским. С 1877 года имелся постоянный штат: один священник и один псаломщик.

Церковь была деревянная.

Прямоугольную форму здания нарушали ризалиты с фронтонными завершениями. Основной объем покрывал граненый купол с лантерной. Над парадным входом возвышалась колокольня с ярко выраженным эклектическим декором.

Храм полностью сгорел в начале 20 века и был перестроен на средства сельчан.

Доподлинно не известно то, когда именно была утрачена Петропавловская церковь: в годы Гражданской войны, в 1930- е или во время Великой Отечественной войны.

Фото 1909 г. Из фондов Алтайского государственного музея. автор Дмитрий Авров.

Возрождение церкви состоялось в начале 2000 – х. Ее построили на месте воинского кладбища. Это бревенчатое здание в шатровом стиле. Рядом с ним расположен мемориальный комплекс, где похоронены ветераны, милиционеры и военнослужащие. Самым старым захоронением является могила красногвардейцев, павших за установление советской власти в Кош-Агаче.

С 2012 года идет строительство нового здания Петро-Павловского храма по чертежам, сделанным на основе проекта храма дореволюционного.

Путешествия продолжаются… Ольга Шадрина. Архивное фото.



"«Сначала жизнь мне дали не спросясь. Потом невязка в чувствах началась. Теперь же гонят вон, уйду, согласен. Но замысел не ясен: где же связь?». Омар Хайям"

Related posts