Москву была основана на месте силы…, «Дьяковцами»!?

"Мир делится на два класса — одни веруют в невероятное, другие совершают невозможное." Оскар Уайлд ZM
Добавить информацию в закладки (Bookmark)(0)

Москву была основана на месте силы…, «Дьяковцами»!?

Мало кто из Москвичей задумывается, что Москва могла возникнуть не на территории современного Кремля и существовали поселения задолго до возникновения Киевской Руси. Одно из таких мест — Дьяково городище на территории Коломенского. Само городище окружено неприступным естественным рвом, а единственный склон по которому можно на него взобраться спускается к излучине Москва-реки. Около реки находятся чудные пойменные луга, на которых дьяковцы откармливали своих лошадей, коров, свиней.

Именно на таких местах дьяковцы основывали свои поселения — у излучины реки на высоком холме, являвшимся местом силы. Второе поселение дьковцев на территории Москвы находится на Боровицком холме, там, где позже появился московский Кремль. Так, на всей территории современной Москвы известно 10 городищ, то есть на эту территорию приходилось около 1000 человек (считая в среднем 100 человек на городище). Жители городища осваивали территорию примерно в радиусе 3 км от него, где у них были охотничьи угодья, пастбища, поля, впоследствии и селища, в том числе сезонные (места доек, полевые станы).

Поселение возникло около 6 века до нашей эры и просуществовало до 5 века нашей эры. Известно, что древние славяне любили горки как место для ритуалов, связанных с солнцем и плодородием. Но первые дьяковцы по-видимому были финно-угорскими предками меря.

План дьяковских городищ
План дьяковских городищ

Дьяковская культура (как и родственная ей городецкая культура) была потомком культуры текстильной (сетчатой) керамики. В свое время, двинувшись на запад, дьяковцы сменили абашевскую и фатьяновскую культуры, причем археология свидетельствует об ожесточенной борьбе между дьяковцами и индоевропейцами-фатьяновцами. Носителей дьяковской культуры обычно считают предками племён мери и веси, тогда как племена родственной ей городецкой культуры были предками муромы, мещеры и мордвы. Но уже около 2 века до нашей эры начинается наслоение балто-славянских племен на места проживания дьяковцев.

Соотношение дьяковцев со славянами – еще более сложный вопрос. Поселения дьяковского типа пришли в запустение на несколько веков раньше, чем в их окрестностях стали селиться первые славяне. Например, вятичи по данным археологов обосновались на Дьяковом городище и в его окрестностях только в XI-XII веках. Как объяснить «пустой» промежуток в несколько столетий, непонятно до сих пор.

Дьяковцы жили родовым строем. Каждый род, состоявший из нескольких больших семей и насчитывавший в среднем около сотни человек, жил в особом городище; стада скота, содержавшиеся в общем загоне, составляли родовую собственность и главное родовое богатство. Для дьяковской культуры характерна так называемая «текстильная» лепная керамика, скифские металлические украшения.

Специфичны для дьяковской культуры глиняные грузики неясного назначения. Они имеют конусовидную форму, с внутренним каналом, на котором часто заметны следы потертостей и даже нитей. Основания всегда фигурное, украшенное рубчиками. До сих пор нет единого мнения, что же это такое.

Другой спорной находкой являются глиняные таблички, украшенные точечным узором. Чем они были – первыми книгами, где в виде символов запечатлевались некие события? Или своеобразным «паспортом» — тамгой определенного рода?

У дьяковцев предметами культа служили глиняные женские статуэтки, символы в виде двух соединенных вершинами треугольников. Среди образов выделяется фигура с высоко поднятыми вверх руками.

Отдельно стоит упомянуть о так называемых Синих камнях – огромных, весом в несколько тонн, валунах с углублением в форме круга или «глаза». Эти камни служили дьяковцам во время совершения ритуальных обрядов, а вода, скапливающаяся в углублениях-чашах, считалась целебной. Интересно, что и сейчас два таких валуна – «Гусь» и «Дева» сохранились рядом с Дьяковым городищем. Как известно, что водоплавающая птица, гусь или утка в легендах финно-угров являлась священным животным, которая участвовала в сотворении мира. Топономика лишний раз доказывает, что дьяковцы не были славянами.

По палеоботаническим данным некогда здесь произрастали хвойные леса с вкраплениями дубрав, березы, липы, ивы. Пойменная растительность отличалась исключительным видовым разнообразием, поэтому многие виды позже были занесены в красную книгу Москвы. К сожалению, начиная с 2019 г парк Коломенское попал под программу благоустройства и всю растительность в парке, включая краснокнижную, стали выкашивать, из-за чего происходит стремительная деградация естественного разнотравья, теряется исторический облик и видовое разнообразие.

Подобные дьяковы городища встречаются и в других местах основания русских городов, видимо славянам тоже нравилось селиться на холме у излучины реки. Но одно из самых замечательных мест, где пока не стригут траву и сохраняется дух давно ушедших времен — лысая гора в Гороховце.

Этноmix






Поделиться ссылкой:


Объявление беZплатно: + Ваше Объявление




Мысль на память: Хорошее управление состоит в том, чтобы показывать обычным людям, как сделать работу превосходных людей.


ИНФОРМАЦИЯ БЕzПЛАТНО: + Ваша Информация

Zmeinogorsk.RU$: ^Град ОбречЁнный^ -Информация- Земля Неизвестная!?

Уzнать: Этот День в Истории+



Related posts

Leave a Comment

4 × два =