Мои деды тут родились и умерли, и я тут умру!

"Запомните, что не достичь успеха – иногда тоже большая удача." Далай Лама ©

Как живут алтайские казахи на краю России?

Далеко не все россияне знают, что Алтай — это вовсе не один из российских краев и их даже не два. Ведь есть еще Алтай монгольский, китайских и казахстанский. Ну а живут в этих всех Алтаях казахи, со всех четырех сторон.

Последние села самой большой страны — Кош-Агач, Жана-Аул и Ташанта, находятся они в степи и фактически на краю России. Как и чем живут в этих местах алтайские казахи – в этом репортаже.

Борьба за Чуйскую степь  

Казахи -народ кочевой, поэтому перемещались они по разным территориям много веков, в XIX веке несколько сотен казахов перешли через перевал и оказались в Чуйской степи. Так началось освоение кочевыми казахами российского Алтая. Хотя в Алтаях монгольском, китайском и казахстанском тоже живут именно казахи. До всех соседних государств — рукой подать практически в прямом смысле.

Чуйская степь — место невероятно красивое и, на первый взгляд, невероятно непригодное для жизни. Зимой температура может опускать до минус 60, в июле в среднем всего 15 градусов. Поставишь юрту — продувать будет со всех сторон. Посадишь картошку — ничего  не вырастет. В общем, что двигало казахами, которые пришли сюда пару сотен лет назад — непонятно. Не только же из-за красивых пейзажей?

Ближе к 90-м годам происходило все больше межэтнических конфликтов между алтайцами и казахами и в какой-то момент последние даже приняли решение о возвращении на историческую родину. Начались массовые переезды, которые спустя пару лет закончились, алтайские казахи не нашли себе места в современном Казахстане и начали возвращаться в уже родную для себя Чуйскую степь.

Сегодня большую часть населения Кош-Агачского района составляют именно казахи, а в местных школах преподают казахский как родной язык.

Районный центр алтайских казахов Кош-Агач

Традиционно журналисты, путешественники и экскурсоводы называют село Кош-Агач крайней точкой России, но это не совсем верно, просто остальные деревни и села настолько малы, что обычно даже не заслуживают внимания всех вышеперечисленных людей. А Кош-Агач является районным центром с населением около 11 тысяч человек, большинство из которых, конечно, казахи.

Но даже до Кош-Агача доезжают немногие туристы, и тому есть несколько причин. Потому что туристы не понимают, что там делать. Потому что сами местные не понимают, что делать с этими самыми туристами.

Конечно, в Кош-Агаче даже есть пара гостиниц родом откуда-то со стоянок дальнобойщиков 90-х годов, парочка кафешек, размещенных прямо в гаражах, и что-то вроде одного частного туристического комплекса, в котором местный депутат предлагает гостям покататься на верблюде, посмотреть на дойку кобыл и выпить кумыса(и это действительно может быть интересно).

В общем, в отличие от остального Алтая туризмом алтайские казахи не живут. А чем же живут?

Пообщаться с местными жителями и выяснить оказалось затеей не самой легковыполнимой. Во-первых, на улицах села почти никого, просто нет людей и все. Во-вторых, никто общаться в общем-то и не хочет, что удивительно. Обычно в таких отдаленных уголках чужаки сразу привлекают к себе внимание, появляются местные, которые хотят показать всю местную красоту, пожаловаться на разбитую дорогу, ну, или просто спросить, как там в вашей Москве. Здесь же почти никого, но с кем-то все же поговорить удалось, на условиях анонимности и с запретом на фотографирование.

Заводов нет, никакого производства нет, живем только на одном сельском хозяйстве, все скотом занимаемся. Ну, есть школы, детские сады, полиция, пограничная служба, только государственные учреждения короче. Зарплата в среднем 30 тысяч, но мясо свое, молоко свое, поэтому покупать можно вообще только муку, сахар, да соль.

Сильно тут не пьют. У нас же ислам, основная часть молодежи не бухает. А вообще молодежь уезжает на севера, на вахту, уедут, там работают. Сюда только в отпуск приезжают. Но большинство возвращаются потом в итоге.

 

Про возвращение в родную степь вообще интересная история, казахи вроде бы кочевой народ, но вот покидать свои родные земли они больше категорически не готовы, и для многих эта тема практически табу. Например, владелец туристического комплекса с лошадьми и верблюдами Келдос Маткеримов категорично настроен против даже любого разговора про уехать с родной земли.

Эта земля — священная. Именно здесь, где стоит Кош-Агач. Мои предки тут родились и умерли, и я тут родился и умру, и мои дети будут здесь всегда жить. Я в Новосибирск еду и больше трех дней не могу там находиться. Особенно летом, жарко, все течет, липнет. У нас здесь такого нет, у нас всегда ветерок. Можно сгореть, но потеть не будешь. Комаров нет, клопов, тараканов нету.

Если дети Келдоса не захотят оставаться в Чуйской степи, то он обещает их заставить. Но дети пока что вроде бы хотят, так что пока все без насилия.

Из инфраструктуры в Кош-Агаче есть шикарная дорога, правда, всего одна, но зато какая! Все дело в том, что стоит село на трассе «Чуйский тракт», которая начинается в Новосибирске и идет до самой Монголии. Можно сказать, эта трасса одна из визитных карточек вообще всей России, так что состояние у нее идеальное. В остальном же Кош-Агаче в основном щебенка.

Центральные место села сконцентрированы в одном месте — администрация с памятником Ленину, самое яркое здание в селе, представляющее собой ядовитого цвета супермаркет, и неожиданно очень неплохой школьный стадион, на котором вечерами тусуются и взрослые и дети.

Свет вырубают постоянно

Вблизи Кош-Агача несколько лет назад открыли мощную солнечную электростанцию, одну из крупнейших в стране. И это не спроста, несмотря на суровый и холодный климат, в Кош-Агаче 300 солнечных дней в году, и это официально одно из самых солнечных мест в стране.

При этом местные уверяют, что солнечную энергию в своих домах они не особо заметили. Далее цитата.

Фигня это все, отмывание денег. Сейчас свет вырубили и все, и мы будем без света сидеть. Свет приходит по ЛЭП, одна эта станция не работает. Говорят, у нас накопителей нету. Отвечают, что они просто чуть увеличивают мощность той энергии, которая приходит по ЛЭП. А нафига нам эта мощная энергия, если у нас заводов нет, ничего нет? Они так и замолчали А свет часто вырубают, перебои постоянно.

Зато с водой проблем в Кош-Агаче у местных жителей нет, потому что водопровода нет. И каждый владелец частного дома сам придумывает, как обеспечить себя водой. А когда делаешь для себя, то стараешься чуть больше. Поэтому с водой проблем нет.

Настоящий край России

Действительно крайняя точка России находится от Кош-Агача в сорока минутах езды. И это село Ташанта, в котором живет около пяти сотен человек. В основном все казахи, как и во всем районе. По территории села передвигаться можно только с документами, а иностранцам вообще нельзя, ну, или надо получить специальный пропуск, за тридцать дней до визита. Потому что приграничная территория, потому что дальше — Монголия.

Заняться в Ташанте нечем еще больше, чем в Кош-Агаче. Половина домов стоят заброшенными, на улицах снова никого, лишь парочка детей играют в то ли заброшенных, то ли принадлежащих кому-то машинах. Ощущение какого-то Припяти, не меньше. Чтобы было веселее — местные обшивают дома сайдингом. Так легко отличить заброшенный дом от жилого.

При этом в Ташанте есть целый многоквартирный дом, которого нет даже в районном центре. Построили его для семей пограничников. Большинство жителей занимаются обслуживанием границы, другой работы тут просто нет и быть не может.

Еще в Ташанте есть противочумная станция. Потому что рядом Монголия, а там в последнее время участились зарегистрированные случаи чумы. На Алтае пока все обходится только учениями. Встретил на улице медсестру, которая, как и все алтайские казахи фотографироваться отказалась. А еще рассказала, что жизнью в Ташанте довольна и никуда уезжать даже не думает, потому что тут дом.

Самое колоритное село алтайских казахов

Между Кош-Агачем и Ташантой есть еще одно небольшое село со странным названием Жана-Аул. Там тоже решительно ничего не происходит, казахи пасут коров, лошадей, верблюдов и некуда не собираются уезжать. На самом деле, именно это самое атмосферное и колоритное село всего района.

Всего парочка улиц с милыми домами в национальных узорах, мечеть и школа. И бесконечная степь во все стороны. Хочется просто встать посреди села, закрыть глаза и медитировать. Может, так и справляются местные?

Related posts