Локомобиль — инженерное чудо эпохи паровых двигателей!

Локомобиль — инженерное чудо эпохи паровых двигателей!

«Мама, смотри какой паровоз!», — сказал мальчик лет двенадцати, во время экскурсии в Музее истории развития горного производства имени Акинфия Демидова, указывая на большую машину с трубой и колесами, и в самом деле напоминающую творение братьев Черепановых. «Не паровоз, а локомобиль – передвижная паросиловая установка, на колесном ходу», — поправила мальчика экскурсовод.

Локомобиль в современной экспозиции МБУК «Музей истории развития горного производства имени Акинфия Демидова»
Очередной, совместный, интересный исследовательский материал подготовил и прислал исследователь истории Змеиногорска Станислав Семенцов

из серии «Это нашей истории строки«.

И паровоз, и локомобиль родом из XIX века – «эпохи пара». У локомобиля как и у паровоза есть своя паровая машина, но катить по рельсам он не мог, да и ни к чему это – у него были свои задачи: приводить в движение молотилки, мельницы, дробилки, соломорезки, вращать генератор для выработки электричества и др.

Локомобиль — Сувенирная открытка МБУК «Музей истории развития горного производства имени Акинфия Демидова» города Змеиногорска, Змеиногорского района, Алтайского края.
В начале первых таких тружеников стали производить за рубежом, а позже и в Российской Империи.

В 1875 году в селе Людиново Жиздринского уезда Калужской губернии на Мальцовском машиностроительном литейном заводе, который был основан в XVIII веке Никитой Никитовичем Демидовым, начали строить стационарные и передвижные локомобили.

В Змеиногорске один из первых локомобилей появился в октябре 1884 года.

Это было техническое чудо «эпохи пара» английского производства. Вес локомобиля составлял 350 пудов (5,7 тонн). Катила его по российским грунтовым дорогам большая упряжка лошадей. «Иностранец» трудился Змеиногорском сереброплавильном заводе.

В 1893 -1894 годах сереброплавильный завод в Змеиногорске был закрыт и перепрофилирован в электролитную фабрику для изготовления электролизной меди и серебра.

Для этого было выстроено новое здание, а выщелачивание началось с декабря 1895 года. На новой фабрике имелись из оборудования паровой двигатель мощностью 20 лошадиных сил, локомобиль (5 лошадиных сил), вододействующая турбина 935 лошадиных сил), два колеса, по 10 лошадиных сил каждое, две динамо-машины. Для электролиза применялись 32 ванны из сосновых досок, обшитых внутри свинцовыми листами. Черно-белые чертежи того самого локомобиля и по сей день хранятся в государственном краеведческом архиве Алтайского края (ГААК Ф.50 Оп.19 Д.149-150).

Чертеж локомобиля, сооруженного на Змеиногорской опытной выщелачивательной фабрике (ГААК Ф.50 Оп.19 Д.149 )

Чертеж локомобиля Змеевской опытной выщелачивательной фабрики (ГААК Ф.50 Оп.19 Д.150 )
Сохранилась ли эта паровая машина или же как и многие механизмы того времени уже давно отправилась на переплавку, не известно. Однако свою роль в истории промышленности Змеиногорска она, безусловно, сыграла.

После революции, когда промышленность страны Советов только «становилась на ноги» 14 ноября 1925 года был заключен концессионный договор между СССР и акционерным обществом The Lena Goldfields Limited. Британский банковский консорциум получал право на добычу золота и полиметаллических руд на Алтае в течение 50 лет.

Договор был невыгодный, ведь согласно ему англичане получали 93% добытого металла! Впрочем, концессионеры сорвали условия договора, и в 1930 году советское правительство ликвидировало концессию.

Когда в 1933 году на Змеиногорском месторождении было решено возобновить добычу полезных ископаемых, то выяснилось, что помимо прочего недвижимого имущества, от концессионеров остался локомобиль «Вольф» в целых 120 лошадиных сил!

А что же с тем самым локомобилем, что стоит около музея? Откуда он?

И на это тоже нашелся ответ! Как-то один из знакомых мне путешественников, приглашая меня в поход, показал мне отрывок из книги о том, что Змеиногорском районе у Белорецкого рудника стоят два локомотива! «Локомотивы в лесу? Где нет железной дороги! Зачем они там? Не может такого быть!», — написал ему я удивленно в ответ.

Так и вышло! Действительно, на Белорецком руднике были ни какие не локомотивы, а локомобили, которых лошадьми доставили туда по лесным дорогам.

Причем, экспонируемый в нашем музее «Локомобиль передвижной», это именно один из тех двух локомобилей, что работали на Белорецком месторождении, давая свет в дома жителей и в производственные помещения с 1950 по 1961 годы.

В те годы Белорецкое месторождение рассматривалось совместно с Инским как сырьевая база Западно-Сибирского металлургического комбината. Однако после обнаружения других, более доступных для разработки месторождений, поселок забросили.

Дома разрушились, зарос аэродром, лесная река, снеся мосты, подмыла берег, где было сложено различное оборудование, которое не успели или не смогли вовремя вывезти.

Так один из локомобилей оказался стоящим прямо в воде недалеко от места, где раньше работал, а второй, которому повезло еще меньше, долго стоял разломанный на склоне горы.

Об этом стало известно главному геологу РАЭ Вениамину Михайловичу Чекалину.

Он поделился своими мыслями о том, что неплохо бы доставить хотя бы один из локомобилей в музей для экспонирования. Это был 1982 год, когда основная экспозиция нашего музея еще только формировалась.

Об этой идее вспомнили, когда Колыванский завод был передан в ведение «Автодора», начальником которого был Леонид Адамович Хвоинский.

При очередном его приезде в Змеиногорск он дал слово помочь с решением этого вопроса. «Останки» локомобилей от Белорецкого месторождения были отвезены в Ново-Алтайское ДРСУ, где их отреставрировали. Своё слово Леонид Адамович Хвоинский сдержал.

17 мая 2006 года — локомобиль марки «П» (предположительно, 1914 года выпуска) занял свое место на видовой площадке около змеиногорского музея, где им могут полюбоваться все желающие.

Локомобиль, сразу после реставрации 2006 года.

Локомобиль в экспозиции Змеиногорского музея, на заднем плане виден электровоз, которого сейчас нет в музее. Снимок приблизительно 2006-2007 год.

Related posts

Leave a Comment