Легенда про Колыванского змея и братьев Белоусовых

"Свобода ничего не стоит, если она не включает в себя свободу ошибаться." Махатма Ганди

На Фабричной сопке, в расщелине, змей живет. Калыванский змей, очень старый, давнишний. Люди говорят: чешуя у него вроде как рыбья, глаза зеленые,
навыкате. Глаза — по пятаку. Сам — длинный, с бастрык2. Каму покажется — тот человек вскорасти помирает. Их много, змеев, было в старинy. Непроходимые змеи были. И свистели они. Такой свист получался, как на фабрике гудок. Потом ушли дальше, в горы. Один этот остался — на Фабричной сопке. Тоже нет-нет да и крикнет, свистнет. Больше весной свистит, в темные ночи. Бывало так: у какого рабочего часов нет — пробудится ночью, будто гудок услышит. Бежит на фабрику, думает — случилось чо, а таял нет ничо, один караульный ходит, говорит: — Змей свистел. Змей, он с крепостных времен живет, с обязательного труда.
А были еще братья Белоусовы. Те были похлеще. Было их двенадцать братьев — все фабричные, все робили, все — силачи. Теперь таких нет.
Старшой Белоусов на покосе змея убил. Змей-то вышел и лег на каменную плиту. С виду — громаднейшее бревно. Белоусов не струсил, топором его — раз!
Хотел башку отсечь. С одного раза не отсек — змей проснулся, да как чихнет — искры полетели. Еще ударил — змей засвистел, завыл. С третьего раза отсек ему башку. Змей хоть безголовый, а живет. Обхватил его хвостом, давит, вырваться нельзя. Белоусов кричит: — Братухи, скорее!
Братья прибежали, народ сбежался. Едва отцепили змеиный-то хвост. Голову змеиную накинули на кол — аршина три-четыре в ней будет — понесли в Колыван, песню запели. Управляющий Лаулин из окна глянул, удивился.
— Давайте мине голову в кабинет!
Велел сделать из нее чучело. Шибко понравилось ему это. Зовет Белоусовых:
— Чтобы убить мне еще трех змеев! А то -задеру!
Те стали думать, запечалились. Где же убить трех змеев, разве убьешь?
Белоусовы были камнеломцы, камень ломали для фабрики. И ломали они все в одной каменоломне — крепко друг за друга держались, в том их сила была.
Вместе-то столько они камня ломали, сколь сто пятьдесят человек наломать не могли. Тогда велел управляющий разделить братьев — одного в одну каменоломню послать, другого — в другую. Думал он — затоскуют братья друг без друга, поскорее его повеленье выполнят, трех змеев убьют.
И видят Белоусовы: дело плохое. Старшой говорит:
— Так — бежать и эдак — бежать. Змеи загубят нас или управляющий задерет.
И ушли в горы. Управляющий ногами топает, погоню за ними отправил. Они — на конях, своих собственных, подстать им лошади были. Холзунский белок за
Коргоном знаешь? Там на конях не пробежать, шибко круто. Так они пешим кодом забежали на самый камень и арканами коней подняли на отъемы скал. А там — снова на коней. Казаки вернулись ни с чем, бороды чешут, головы крутят.
И стали Белоусовы жить за Коргоном, в белках, и в дремучих лесах. А были они мастера на все руки. Кузницу себе построили, наделали зверовых ружей,
длиннейших. Ствол делали на 2 аршина. Ни у кого таких ружей не было.
Согласились барантовать по деревням. Богатым мужикам от них было худо.
Ежели кто в них стрелит — пулю в ладонь ловили, а то — в подол рубахи, через плечо бросали. Бедный народ им не противен, и они были не противны народу.
Беглецам от народа уважение было.
Белоусовы ушли еще дальше в горы и стопудовый лом в расщелине скалы оставили — в знак памяти. Лом и теперь в той скале. И змеи ушли из этих мест.

История создания Змеиногорска уходит своими корнями в эпоху Петра I, неуемная энергия легендарного императора стала причиной возникновения города. В результате войны со Швецией Россия не смогла больше приобретать шведское железо – лучшее в Европе. Единственным выходом в сложившейся ситуации была добыча собственного железа. В 1697 году поступило распоряжение Петра о разведке всевозможных руд. Началось освоение предгорий Алтая.

релевантная информация:

Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages

мысли на память:

"Высший человек отличается от низшего своим бесстрашием и готовностью бросить вызов несчастью. Фридрих Ницше"


Алтай богат легендами, по одной из которых конец света должен пойти с известной здесь Змеиной горы, ознаменовавшись ее провалом. В 1786 году у местных жителей появились все основания полагать, что пророчество вот-вот исполнится: случилось землетрясение. Многие бежали, а кто остался, посчитали себя праведниками, которым, по преданию, суждено было выжить в катаклизме. Как позже выяснилось, те, кто бежал тогда из Змеиногорска – города, где жили шахтеры, работавшие на разработках — действительно опасались воздаяния за какие-то свои поступки, кои они считали грехами. На самом же деле конца света не случилось, зато разрушилась часть шахт и проходов к штольням, которыми испещрена Змеиная гора, что затруднило работу «черных копателей». Однако и сейчас здесь можно встретить людей, изучающих сохранившиеся ходы и проверяющих правдивость шахтерских баек. Если вы тоже ощущаете тягу к спелеологии, вам непременно нужно посетить эти места!

Related posts