Кунстштат Екатерининской шахты

"Каждый хочет изменить человечество, но никто не задумывается о том, как изменить себя." Лев Толстой

ВХОД В ЕКАТЕРИНИНСКУЮ ШАХТУ

Кунстштат в парке "60 - летия ВЛКСМ", примерно начало 80-х годов ХХ века. Фотографию предоставил Дмитрий Сечин из семейного альбома Занина Николая. Справа на камне мемориальная плита объекта

Объект Культурного Наследия Регионального Значения
памятник технического зодчества XVIII века
охраняется Государством
Регистрационный номер: 221711240550055
Категория историко-культурного значения: Регионального значения
Дата создания: 1786 г.
Автор: Козьма Дмитриевич Фролов (1726 — 1800)
Документы о постановке на охрану:
— Постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания «Об историко-культурном наследии Алтайского края» №169 от 28 февраля 1994 года.
— Приказ Министерства культуры Российской Федерации о регистрации объекта культурного наследия №129304-р от 1 декабря 2017 года.
По проекту Козьмы Дмитриевича Фролова в работе шахты использовались вододействующие машины для откачки грунтовых вод и подъема руды. Вода на колеса поступала с пруда по деривационному каналу, длина которого составляла около 2 км., с перепадом высот до 40м. Одно из колес для откачки грунтовых вод было диаметром 13,6 м. Колесо для поднятия руды с нижних горизонтов было диаметром 4м.

Данную историческую работу выполнил ученик МБОУ «Барановская СОШ» — ОБЫДЕННОВ ДМИТРИЙ СЕРГЕЕВИЧ

Дмитрий Сергеевич собрал огромный материал про данный объект культурного наследия Змеиногорска. Провел анализ между различными эпохами, историческими документами, провел работу на местности. В этой работе вместилась не вся информация, так как про этот объект можно написать целую книгу. Дмитрий Сергеевич написал исторический реферат, мы надеемся, что он продолжит изучение объектов культурного наследия города Змеиногорска. Надеемся, что данный материал Вам будет интересен.

Мемориальная плита объекта. Сейчас находится на стене спасения в МБУК "Музей истории развития горного производства им. Акинфия Демидова" города Змеиногорска

«Стена спасения» музея «приютила» около десятка различных мемориальных досок, которые в разное время были отлиты в честь того или иного значимого исторического события или исторического места г. Змеиногорска. Разными путями попали эти доски на стену музея. Некоторые были сданы в металлолом в лихие 90 года XX века, другие долгое время хранились у жителей или в организациях города. Но именно здесь на стене «спасения» началась их вторая жизнь, не менее почетная – они стали музейными экспонатами и как многие другие экспонаты, отражающие историю XVIII–XX вв. пополнили музейные фонды. Так и мемориальная плита нашего объекта нашла приют в музее и стала экспонатом.

ОШИБКА В НАЗВАНИИ ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

Комичность и глупость данной ситуации не только в том, что объект получил неправильное название «Вход в Екатерининскую шахту» в 1973 году (через крышу никто в дом не входит). Вход в Екатерининскую трейбшахту был непосредственно у самой шахты, в строении над самой шахтой, через современную дорогу от останков Кунстштата Екатерининской шахты.
Екатерининская трейбшахта была поделена на три секции:
— лестницы для подъема и спуска людей;
— ствол для подъема руды и спуска строительных материалов;
— секция насосов для откачки воды.

«… Трейбшахта, Фердершахта и Цiехшахта (Treibeschacht, Förderschacht, Ziehschacht; puit d’extraction) суть подъемныя шахты, чрезъ которыя производится извлеченiе рудь и горнокаменныхъ породъ изъ внутренности на поверхность рудника, посредствомъ различныхъ машинъ, болѣе водою и лошадьми. …»

Григорий Спасский, «Горный Словарь», Ч.3, 1843г., Москва, стр. 105

Этот «фейк прирос» к названию объекта на всю жизнь. Многие туристы, гости Змеиногорска читают название и думают, что это истина. Самое печальное, что так считают многие современные историки, которые не пытались углубиться в суть проблемы и работать на местности. Это говорит о не изученности данного объекта или о том, что объект «НИКОМУ НЕ НУЖЕН». Этот Объект Культурного Наследия в любой момент может исчезнуть, как произошло со многими объектами Змеиногорска за последнее время. И не рассказать настоящую историю.

На всех чертежах и планах XVIII – XIX веков этот объект называется «Кунстштат Екатерининской шахты». Название kunststadt имеет немецкие корни и в XIX веке считалось устаревшим. Оно состоит из двух немецких слов kunst – искусство и stadt – место.
«Шатер» наземная постройка над Екатерининской трейбшахте

План и профиль вододействуемой рудоподъемой машины Екатерининской шахты Змеиногорского рудника. Подлинник. 1811 г. ГААК Ф. 50 Оп. 19 Д. 136

Колесо изображенное на этом чертеже, это рудоподъемная машина, колесо двойного направления вращения, для спуска и поднятия. Вот где был вход в Екатерининскую трейбшахту. Этот объект находился через современную дорогу возле Екатерининского Кунстштата.

Чтобы понять, какой смысл несет в себе это слово, мы начали изучать труды исследователей и историков XVIII – начала XX века, планы и чертежи Змеиногорского рудника той же эпохи, посетили МБУК «Музей истории развития горного производства имени Акинфия Демидова» города Змеиногорска, начали переписку с музеем рудника Раммельсберг. В котором находятся такие же водоподъемные колеса. И музей непосредственно связан с горным делом в Германии. Обратились за помощью в архивы и музеи которые могли бы помочь нам в изучении этого вопроса.

Профиль Змеиногорского рудника 1795 года. ЦХАФ АК Ф. 50. Оп. 18. Д. 1753. (13) - Кунстштат Екатерининской шахты, (4) - Екатерининская шахта. (35) - Вознесенский Кунстштат.
Наземные строения Змеиногорского рудника 1804 года. ЦХАФ АК Ф. 50. Оп. 18. Д. 1762. Возле Екатерининского Кунстштата находится сама шахта с наземной постройкой и входом в нее. А вот попасть в Кунстштат можно было со стороны шахты или деривационного канала

Чтобы понять, что это за слово «Кунстштат» и что оно обозначает, мы обратились к Горному Словарю часть I написанному в 1841 году Григорием Спасским.

ГРИГОРИЙ ИВАНОВИЧ СПАССКИЙ (1783 — 1864)

Спасский Григорий Иванович

(1783, Егорьевск, Рязанская губерния — 29 апреля 1864, Москва) — русский историк, исследователь Сибири, член-корреспондент Петербургской академии наук (1810). В 1809 году по «желанию своему и склонности» был зачислен в штат колывано-воскресенских заводов с переименованием из губернских секретарей в соответствующий горный чин — «берггешворена».

Проведя большую часть своей горной службы в Змеиногорском руднике, он в 1817 году был назначен сопровождать караван серебра в Петербург, и уже не возвратился в Сибирь, поскольку получил повышение — был определен в горную экспедицию Кабинета Его Величества, с оставлением в штате заводов. На Змеиногорском руднике часто выполнял обязанности управляющего рудника. Написал фундаментальный труд «Горный Словарь в трех томах» 1841 – 1843 годах.

Горный Словарь, Часть 1, 1841 года, стр. 220

Кунстшахта. См. Шахта.
Кунстштадъ. Такъ называется (въ Змѣингогор. р.), то мѣето, гдѣ находится большое гидравлическое колесо, служащее для выливки изъ рудника воды.

Всего один словарь и сам Григорий Спасский, который непосредственно служил на руднике дает правильное, объемное и полное название и назначение Объекта Культурного Наследия. Мы обратили внимание на слово Кунстшахта!

Горный Словарь, Часть 3, 1843 года, стр. 105

1) Кунстшахта (Kunstschacht, Pumpenschacht, Wasserschacht; puit pour l’elevation des eaux, puit pour у placer uue pompe, puit d epuissement), называемая также (на Урал. з.) водяною шахтою, въ которой установляются и дѣйствуютъ водоотливныя машины, и она бываетъ обширнѣе другихъ шахтъ, имѣя ширины отъ 5/8 до 1, а длины отъ 1 3/4 до 2 и 3 саженъ.

Продолжая изучать слова в горном деле с приставкой «Кунст», мы увидели должности людей работающих на этих объектах:

Роспись горно-заводских чинов и их обязанностей Его Императорского Величества собственных Колывано-Воскресенских горных заводов (по рекапитуляции 1799 года)

— кунст-штейгер – машинный горный мастер (заведующий водоотливными машинами)
— унтер-кунст-штейгер – его помощник
Кунстштейгер — м., горн., устар. (нем. Kunstschteiger). Горный мастер, заведующий гидравлическими механизмами и устройствами. — В больших рудниках есть ещё звание кунстштейгера, над гидравлическим машинным устройством. ГСС, 1843, 3: 121; Горных чиновников и служителей состоит по списку: оберштейгеров 2, кунстштейгеров 1. Ф. 28, о. 1, св. 2, д. 2, л. 144 об. (1824 г.)

Место и должности связаны с водоотливными машинами и в XIX веке слово считалось уже устаревшим. За более подробной информацией мы обратились в немецкий музей горного дела Раммельсберг. С нами связался сотрудник музея доктор Оливер Джанк. Действительно само слово относится к старым немецким словам. Нам тоже не смогли сразу ответить на этот вопрос. После долгих обсуждений мы пришли к версии, что, скорее всего это слово имеет приставку «Кунст» по следующим причинам. В горном деле в XVIII веках считалось самым сложным – это убрать грунтовые воды, которые постоянно скапливались на низких горизонтах шахты, затапливали штольни и мешали работе. И человек, которому было под силу справиться с этой проблемой, был искуснейшим мастером своего дела. Это величайшее искусство горного дела! Водоотливные машины, которые работали за счет воды и откачивали воду с нижних горизонтов шахты.

ГЕОРГИЙ АГРИКОЛА (1494 — 1555)

Агрикола Георгий

Георгий Агрикола (лат. Georgius Agricola, наст. Имя — Георг Павер (нем. Georg Pawer) или Бауэр (от нем. Bauer — «крестьянин»; 24 марта 1494, Глаухау — 21 ноября 1555, Хемниц) — немецкий учёный, считающийся одним из отцов минералогии.

Сама постройка водоотливных колес в руднике очень древняя наука. Ни для кого не секрет, что горному делу нас обучали саксонцы, немцы. Их книги были настольными книгами наших научных мужей и рудознатцев. Одна из таких книг — Георгия Агрикола была руководством к рудному делу.

Колесо верхней машины (А). Ее насос (В). Желоб (С). Колесо нижней машины (D). Ее насос (Е). Второй желоб (F). De re metallica libri XII – стр. 146

Его книга вышедшая после его смерти «De re metallica libri XII» — «О Горном деле и металлургии в двенадцати книгах» 1556 году стала настольной книгой всех рудознатцев в XVIII веке. Возможно она лежала на столе у самого Акинфия Демидова и Козьмы Фролова. Это фундаментальный труд с подробным описанием и чертежами.

Эта книга полностью описывает весь процесс от поиска руды до обустройства и работы рудника. В ней на странице 146 — 147 он описывает водоотливные колеса, сам каскад, насосы для откачки воды. Колесо на рисунке один в один наше колесо и наш каскад колес. На странице 146 показан каскад колес и автоматизация рудника.

Верхний вал (А). Водяное колесо, приводимое в движение водой ручья (В). Зубчатое колесо (С). Второй вал (D). Цевочная шестерня (Е). Цапфа кривошипа (F). Группа иасосов (G). De re metallica libri XII – стр.147

ОПИСАНИЕ ЕКАТЕРИНИНСКОГО КУНСТШТАТА

ИВАН ФИЛИППОВИЧ ГЕРМАН (1755 — 1815)

Герман Иван Филиппович

Одним из первых, кто кратко описал водоотливную машину Екатерининской шахты, был Иван Филиппович Герман (при рождении Бенедикт Иоганн Франц фон Герман, нем. Benedict Franz Johann von Herrmann; 14 марта 1755, Мариахоф — 31 января (11 февраля) 1815, Санкт-Петербург) — горный инженер, профессор технологии Венского университета (1755—1815).

По заданию Академии наук Герман собирал материалы о горно-металлургическом производстве в Сибири. Он объехал и изучил сибирские, особенно Колывано-Воскресенские рудники и заводы. Всего, по сведениям исследователей, Герман в 1785–1811 гг. совершил пять экспедиций в Колывано-Воскресенский горный округ. Он был женат (с 1787 г.) на Елизавете Качке – дочери начальника алтайских заводов Гаврииле Качки, с которой имел 7 детей.

Материалы своих путешествий по Сибири И.Ф. Герман с 1797 года стал издавать в России на немецком языке под названием «Минералогические поездки в Сибирь в годы 1783–1796» (3 части). Также в трех частях было издано «Сочинение о сибирских рудниках и заводах», в котором содержится хроника становления и развития Колывано-Воскресенских заводов с 1720 по 1795 гг.
В своей книге Иван Филиппович пишет следующее:

«Сочинения о сибирских рудниках и заводах, собранные надворным советником и академиком Иваном Германом» 1789 года, часть 2, стр. 178

« …. Екатерининская водовыливательная вододѣствуемая машина построена для выливанiя воды изъ нижнихъ горныхъ работъ до Гавриловскаго орта, по которому вылитая вода течетъ къ почвѣ, выше сего описанной Вознесенской машины. При сей машинѣ находятся такъ же и запасные насосы, дабы естьли Вознесенская не въ состоянiи выливать до верьху воды, то бы сею можно было вмѣсто оной употребить. Сiя машина состоитъ изъ наливнаго колеса, имѣющаго въ дiаметрѣ 23 аршина, и въ валу коего укрѣпленъ коленчатой щипъ, на коемъ утвержденъ движущейся горизонтальной брусъ (лежачiй штангъ) и на концѣ сего укрѣплены насосные шесты. …»

План и профиль водоотливательного при Екатерининской шахте с показанием кладки составлен в 1787 году. ЦХАФ АК Ф.50 О.21 Д.1296

ВИКТОР СЕМЕНОВИЧ ВИРГИНСКИЙ (1908 — 1989)

Виргинский Виктор Семенович

Псевдоним, настоящая фамилия — Гуревич — советский историк, специалист в области истории естествознания и техники, доктор исторических наук (1951), профессор Московского педагогического государственного университета (1954). Собравший и описавший огромный исторический материал о Фроловых и их изобретениях.
Написал серию интереснейших исторических работ:
1936 — История техники железнодорожного транспорта.
1940 — Возникновение железных дорог в России до начала 40-х годов XIX века
1957 — Творцы новой техники в крепостной России
1968 — П.К. Фролов
В своей книге, Виктор Семенович выразил сомнение в правильности описания размеров колеса.

«Замечательные русские изобретатели Фроловы», Издатель: Москва, Машгиз, Дата: 1950, стр. 62

« … Наиболее раннее (хотя и неполное) описание величественной гидротехнической системы, созданной Фроловым на Зменогорском руднике, было дано И. Ф. Германом в уже цитированной выше работе 1797 г. Это описание содержало ошибки. Так, например, был преуменьшен диаметр колеса водоотливной установки Екатерининской шахты. Крупнейшим же недостатком работы Германа было то, что он не счел необходимым хотя бы упомянуть имя творца всех этих «слоновых» машин. … ».

Виктор Семенович высказал свое мнение, «интерпретацию», но изучая труды многих исследователей XVIII начало XX веков, мы не раз заметим в описании расхождение диаметра водоотливных колес. На этот вопрос нам ответил доктор Оливер Джанк из немецкого музея горного дела. Мы остановимся на этом более подробно позже.

Подробно о Змеиногорских сооружениях рассказал горный инженер А. Карпинский в 1827 году (информацию о нем найти не удалось). Подобно Спасскому Карпинский сам работал на Зменогорском руднике (в первые десятилетия XIX в.) и изучил сооружения Фролова во всех деталях. В 20-х гг. XIX в. Вся система прекрасно функционировала.

А. Карпинский «Биографическое известие о жизни К. Д. Фролова» («Горный журнал», 1827, кн. VII). Стр.166

« … Екатерининское колесо имѣетъ въ діаметрѣ до 8 сажень: поднимая воду изъ 100 сажень глубины, оно пропускаетъ оную подъ машину Вознесенскую, а сія, по поднятіи, провождаетъ воду изъ рудніка подземнымъ ходомъ, называемымъ Крестительскою штольною, 600 сажень длины имѣющею. Сіи устройства увѣнчались успѣхомъ во всемъ пространствѣ сего слова и доставили Фролову въ 1780 году орденъ Св. Владимира 4 степени. … »

Через несколько лет после Карпинского подробное описание Зменогорской системы гидросиловых установок дал инженер А. Кулибин, сотрудник горного ведомства, который также наблюдал сооружения Фролова в действии. Обширная статья Кулибина под названием «Описание Колывано-Воскресенских заводов по 1833 год» печаталась (без подписи) в ряде номеров «Горного журнала» за 1836 г.

Александр Иванович Кулибин (1798 — 1837)

— русский горный инженер, краевед, поэт, историк Алтайских заводов. Сын знаменитого механика-самоучки И. П. Кулибина. В связи с передачей рудников и заводов в аренду Министерству финансов (1830) министр Е. Ф. Канкрин пожелал иметь подробное их описание. Это было поручено сделать А. И. Кулибину. В 1834 году он представил «Описание Колывано-Воскресенских заводов по 1833 г.» Император Николай I «за отлично-усердную службу и труд по составлению описания Колывано-Воскресенских заводов» наградил А. И. Кулибина орденом Святого Владимира 4-й степени.

А. Кулибин. «Описание Колывано-Воскресенских заводов», «Горный журнал», 1836, часть V. Стр. 331-333

« … Екатерининская водоотливная машина пущена въ дѣйствіе въ 1785 году. Она находится внутри рудника и движется водою, пропущенною изъ подъ колеса Екатерининской рудоподъемной машины по штольнѣ съ деревяннымъ укрѣпленіемъ на 31 саженъ. При концѣ сей штольны, на 12-й сажени отъ поверхности, сдѣланъ кожухъ, выложенный гранитнымъ камнемъ, въ коемъ устроено колесо, 61/2 саженъ въ діаметрѣ, шириною между ободьевъ 1 арш., укрѣпленное на лежачемъ валу съ желѣзнымъ кривошипомъ въ одинъ арш. На кривошипѣ надета поварня, укрѣплеиная желѣзными нащечинами къ концу бруса, коего другой конецъ прикрѣпленъ къ лежачему брусу на вертикальномъ болтѣ, соединенномъ со срощенными тягами, движимыми по блокамъ до Екатерининской шахты на 25 саженъ въ особенной штольнѣ съ каменнымъ укрѣшеніемъ. Надъ шахтою положены горизонтально два бруса поставленными на нихъ въ прямую линію двумя полукрестками, или трехугольниками, нижніе концы или углы коихъ имѣютъ желѣзныя оси, на подшипникахъ лежащiя, а верхніе соединены желѣзными полосами. Къ вертикальнымъ прикрѣплены болтами лежачія тяги; къ горизонтальнымъ же привѣшены на бауты желѣзныя тяги, укрѣпленныя въ деревянныхъ брусьяхъ, называемыя головами висячихъ штанговъ. Самыя штанги опущены до 84 саженной глубины съ поверхности: отъ почвы Александровской штольны или съ 48 сажени, посредствомъ крымзъ и къ нимъ прикрѣпленныхъ золотниковъ, приводятъ въ дѣйствіе два ряда по 9, всего 18 насосовъ. Длина ихъ 4 сажени , насосныя трубы до клапана 2 сажени 21/2 аршина, діаметръ З1/2 дюйма, выше же клапана 83/4 дюймовъ. Вода пускается на колесо по желобу, длиною 21/2 аршинъ, шириною въ 10 вершковъ, имѣющему паденіе на 9 верш.; при глубинѣ ея въ желобѣ на 3 дюйма, колесо обращается въ одну минуту З1/2 раза, или въ 24 часа 5040 разъ, и приводитъ въ движеніе посредствомъ кривошипа, чрезъ лежачія штанги и полукрестки, висячія штанги, къ которымъ прикрѣплены поршни насосовъ, отливающіе воды въ одиу минуту 111/12 кубическихъ футовъ, а въ 24 часа 16.320 кубическихъ футовъ. Вода сія по Александровской штольнѣ течетъ подъ Вознесенскую машину. … »

«Чертеж старого Вознесенского кунсштадта», автор берггешворен Иван Мейшнер. Подлинник. 05 сентября 1790 г. ГААК Ф. 50 Оп. 19 Д. 133

Мы видим, что разные исследователи в разное время видели разные водоотливные колеса. Герман – 23 аршина в диаметре (16,36 метра), Карпинский — 8 сажень в диаметре (17,07 метра), Кулибин — 61/2 сажень в диаметре (13,87 метра). Что интересно, что Виктор Семёнович Виргинский не обвиняет Кулибина в том, что он занизил размеры водоотливного колеса по сравнению с Германом. Причин может быть много. Мы задали этот вопрос немецким специалистам. Ответ нас удивил, он оказался очень прост. Свежесобранное водоотливное колесо при влажности древесины 15% весит около 10,5 тонн, со временем оно набирает вес из-за воды и становиться очень тяжелым. Что бы убрать увеличивающуюся силу трения колесо подвешивают, для чего и служат крюки в крыше купола Кунстштата, но со временем даже это не спасает. Колесо тяжелеет, уменьшается КПД и перестает вращаться. Плюс с течением времени колесо разрушается. Раз в четыре года его меняют, поэтому каждый исследователь видел то, что увидел. Не факт, что каждый раз водоотливное колесо делали точно по размеру. Для замены водоотливных колес также служат крюки в крыше купола, они служат как кран-балки при сборке и установке колеса.

Этот факт подтверждает еще один документ — К концу первого десятилетия постепенно ветшают и приходит в негодность рудо- и водоподъемные установки, созданные К.Д. Фроловым. Управляющий Змеиногорским рудником С.А. Аистов в мае 1808 года сообщал в Канцелярию К.К. Беру, что не смотря на проведенный в 1807 году ремонт «Вознесенское колесо по совершенной оного обветшалости … вовсе уже отказывает и по рыхлости дерева укрепление не держит …» В конце июня в начале июля 1808 года старое колесо было снято и на водоотливной установке поставлено новое верхнебойное колесо. ЦХАФ АК. Ф.1 Оп. 2 Д. 913 Л. 49-49 об. 65. Из этого документа видно, что замены водоотливных колес на Змеиногорском руднике производились. И диаметры могли быть разными. Известный немецкий ученый К.Ф.Ледебур приезжавший в Змеиногорск в 1829 году, описывает колесо «Слоновой машины» 19 аршин в диаметре.

Мы не понимаем, почему известный, уважаемый историк на основании своей «интерпретации» осуждает неверность суждения коллеги, который непосредственно видел это колесо и когда есть прямые доказательства того, что размеры колес менялись. Мы привели только малую часть описания водоподъемного колеса Екатерининской шахты.

Мы понимаем насколько грандиозно и уникально данное сооружение, оно имеет огромную историю и множество оригинальных первичных документов. Но что нам досталось в наследство после длинной и богатой истории кунстштата и самого рудника. И как объект превратился во вход в Екатерининскую шахту?

ПОЯВЛЕНИЕ КУНСТШТАТА В СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ

Шли века, Змеиногорские горы и рудники меняли владельцев, на руднике работала австрийская компания «Турн и Таксис» до начала Первой Мировой Войны, на Алтае прошла Гражданская война, сменилась страна. В 30-х годах XX века происходит повторный запуск Змеиногорского рудника. После запуска Змеиногорского рудника в 1935 году, в наши края приехала военная экспедиция Куйбышевской военной инженерной академии в 1938 году для изучения построек рудника во главе с профессором Виктором Данилевским.

ВИКТОР ВАСИЛЬЕВИЧ ДАНИЛЕВСКИЙ (1898 — 1960)

Данилевский Виктор Васильевич

(4 сентября 1898, с. Яреськи, Полтавская губерния (теперь — в Шишацком районе, Полтавская область, Украина) — 9 августа 1960, Ленинград) — советский историк техники, писатель, книговед, педагог, профессор истории техники (1928), действительный член АН УССР (1948), дважды лауреат Сталинской премии (1942, 1948).

Экспедиция Виктора Данилевского в 1938 году – это бесценный исторический материал, мы продолжаем разыскивать материалы этой экспедиции, особенно фотографии, планы, чертежи. Наш объект получил описание в двух трудах Виктора Васильевича. Можно сказать, что эта экспедиция зафиксировала объект в его виде, который нам сейчас недоступен.

Вестник Военно-Инженерной Академии РККА имени В.В.Куйбышева № 25, Москва, 1939 год. Данилевский В. В., Алтайская экспедиция ВИА РККА 1938 г., стр. 141

« … Наличие в нашем распоряжении многих планов Змеиногорска XVIII в., выкопированных в Ленинграде в ЦГАНХ, позволило восстановить на местности расположение Змеиногорской крепости, а также и производственных сооружений XVIII в., вплоть до отдельных шахт, похверков(1). Великолепно сохранилась здесь плотина на р. Змеевке (в XVIII в. — плотина второго похверка), значительно усиленная впоследствии. Сохранилось здесь много остатков знаменитой гидросиловой установки К. Д. Фролова, не имевшей равных себе в XVIII в. Сохранились водоотливные штольни и кунсштаты(2) (на глубине около 50 м), в которых были установлены циклопические водяные колеса. … »

« … (2) Кунстштаты — подземные выработки, в которых были установлены гидравлические колеса рудоподъемных и водоотливных машин. Высота таких подземных выработок кунстштатов К. Д. Фролова составляет до 20 м. … »

Данилевский В.В., Русская Техника, Ленинград, 1947, Стр. 289 — 290

« … В начале восьмидесятых годов XVIII в. Фролов создал на Алтае инженерное сооружение иного назначения. В Змеиной горе, глубоко под землею: в шахтах, штольнях и других горных проходках, прорезывающих висячий бок знаменитого Змеиногорского месторождения драгоценных металлов, нам пришлось видеть в 1938 г, остатки того, что создал К. Д. Фролов. Свет рудничной бленды-карбидки (фонарь шахтеров) не мог преодолеть тьму огромных подземных камер, где когда-то вращались циклопические водяные колеса. Местами здесь сохранились остатки могучих тяг и шатунов, действовавших в горизонтальных, наклонных и вертикальных выработках. … »

« … От Екатерининского рудоподъемника все та же вода текла под землей к водоподъемной машине Екатерининской шахты и приводила здесь в действие водяное водоподъемное колесо диаметром в 17 метров. От Екатерининского водоподъемника все те же струи неслись под землей к рудо- и водоподъемной установке Вознесенской шахты и приводили здесь в движение водяное колесо диаметром в 16 метров. … »

Кунстштат Екатерининской шахты

Виктор Васильевич был последним человеком, исследователем, который произвел большую историческую работу. Он собрал материалы с архивов Москвы, Ленинграда, Екатеринбурга, Новосибирска, Барнаула. Была произведена полевая работа в Змеиногорске в 1938 году совместно с армейскими инженерами. Впоследствии была произведена камеральная обработка собранного материала. Виктор Васильевич особо подчеркнул бездействие Властей в отношении сохранения объектов культурного значения, а также их безграмотность в истории. Наша мечта получить доступ к этим исследованиям. Виктор Васильевич единственный из всех известных нам историков провел грамотно изучение объектов. Он работал совместно с архивами, историками, инженерами, представителями горного производства, изучил документы на местности. Это восхищает! Человек, который дал описание историческим объектам не сидя в кабинете за тысячи верст.

НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ ВЕТРОВ

Ветров Николай Алексеевич

Вместе с Данилевским в экспедиции работал Ветров Николай Алексеевич, краевед, главный маркшейдер Змеиногорского рудника с 1935 по 1965 год, Член Общества Охраны Памятников и Культуры, заслуженный пенсионер рудника. В МБУК «Музей истории развития горного производства имени Акинфия Демидова» города Змеиногорска, Змеиногорского района Алтайского края есть его фонд, в котором хранятся его воспоминания, предложения, докладные записки, рукописи. В музее есть также экспонаты, переданные в музей Николаем Алексеевичем. Его трудами пользуются многие историки.

В своих рукописных тетрадях и докладах Николай Алексеевич рассказал, что концессия «Турн и Таксис» в 1905 году произвела взрывы внутри шахты. Так они пытались перекрыть проходы к запасам руды. Взрывы и завалы были продуманы. «Турн и Таксис» мечтала вернуться на разработку Змеевой горы, но, Первая Мировая Война помешала им это сделать.

Ветров Н.А. «Технико Экономическая Записка к вопросу организации туризма на бывший Змеиногорский рудник периода 18 -19 столетия», Змеиногорск, от 20 августа 1969 года., стр. 2

« … Необходимо особо отметить, что как в карьере так и под землей современные горные работы производились без учета сохранения или реставрации исторических объектов. Значительная часть таковых как уникальная камера водосилового каскада Фролова, водоподводящие и иные выработки находящегося внутри рудного массива были вскрыты и отработаны карьером, чего нельзя было избежать. Подорваны работами концессии 1905г с применением высокобризонтного динамита. При ведении современной отработки доступа в них не было в результате обрушений (Николай Алексеевич говорит про последний взрыв в 1949 году, который на всегда перекрыл доступ к Екатерининскому кунстштату и уничтожил Вознесенский кунстштат). …. В ее стволе (Вознесенской шахты) и нижней камере водоналивного колеса «Кабинет» не оставил уникальной армировки и системы водоотливной цепи. Здесь были обнаружены лишь отдельные металлические детали: вал, подшипники, трубы, некоторые инструменты. Большая часть их была в краевой музей. Некоторые массивные детали в трудный военный период сохранить не удалось. (Николай Алексеевич в своих рукописях рассказывает, что водоотливные колеса во время ВОВ были разобраны на дрова) … »

Кунстштат Екатерининской шахты

Николай Алексеевич в своей записке пишет процесс восстановления рудника для туризма, на странице 8 – 9 он рассказывает о «Кунсткамере» Только в тетрадях Николая Алексеевича встречается такое название «Кунстштата».

« … Проектирование восстановления этих объектов можно только на основании документации «Кабинета» с учетом изложенного. Две верхних камеры каскада Фролова так же в рыхлых породах и не обследовалась. Современными работами была вскрыта только расположенная на подходе к ним «Кунст Камер» впереди которой завал. Восстановление этих камер каскада так же можно только на основании документации «Кабинета». При этом следует учесть, что камеры закреплены прочным сводом сухой каменной кладки и вероятно не обрушены как кунсткамера. Признаков обрушения камер на поверхности нет. … »

Из тетрадей Николая Алексеевича мы узнали, что ниже 6-го горизонта работы в Советское время не проводились. Что рудник полностью откачивали дважды для разведки. Один раз в 1938 году, для работы военной экспедиции Данилевского и в 1955 году. Во время последней погиб рабочий сорвавшись вниз. После этого шахту ни разу полностью не откачивали. Что водоотливные колеса были разобраны на дрова местными жителями во время Великой Отечественной Войны. В шахте были произведены как минимум два взрыва, во времена концессии «Турн и Таксис» перед их уходом, и в 1949 году, для добычи руды открытым способом в разносе. Последний взрыв закрыл доступ к «Екатерининскому Кунстштату» и утратил «Вознесенский Кунстштат». Николай Алексеевич рассказал подробно, как можно попасть на нижние горизонты. Он единственный кто из краеведов называл «Кунстштат» — «Кунсткамерой». Название здания «Змеиногороского Волостного Управления» — «Бергамтом» тоже принадлежит ему. Почему он так его называл, нам неизвестно. В 1965 году на рудном поле, современный городской парк «60 лет ВЛКСМ», был вскрыт «Екатерининский Кунстштат» с остатками подземных каналов. Николай Алексеевич рассказал, что во время работы рудника в Советский период, ни кто не сохранял историческую целостность. Почти все было уничтожено до 7-го горизонта. Но все же остались предметы восхищения, к которым нужно быть внимательным, заниматься их обследованием, и реставрировать их.

МБУК «Музей» КП-841 инв.-VIIIв-32. Надпись на обороте: Сейчас эта камера в зоне городского парка. Горный цех. Вскрытый 1965 году. Тут была камера водяного колеса которое приводило в действие пильную мельницу
МБУК «Музей» КП-841 инв.-VIIIв-31 Надпись на обороте фотографии: подземная штольня, через которую вода подавалась на рабочее колесо в камеру. Вскрыта в июле 1965 года. Змеиногорский рудник.

ТАИСА ИВАНОВНА АГАПОВА (1919 – 2007)

Агапова Таиса Ивановна

В 1969 году к нам в Змеиногорск приезжает Таиса Ивановна Агапова, профессор, доктор исторических наук, заведующая кафедрой истории СССР Института культуры, член Центрального совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры г.Краснодар. Вставал вопрос про создание «Золотого кольца Алтая». Данная тема публиковалась в журнале «Техника Молодежи №4, 1978 год». Таиса Ивановна вместе с Ветровым Николаем Алексеевичем и главным инженером В. Дмитриевым спускались вниз. Таиса Ивановна также затронула тему нашего Кунстштата, она рассказывает про еще один взрыв в 1956 году. Таиса Ивановна дважды посетила Змеиногорск, спускалась вниз рудника и видела останки сооружений К.Д.Фролова.

«Техника Молодежи №4, 1978 год». стр. 46

« … А гидросиловые установки, сконструированные К.Фроловым, пережив свое время, простояли в заброшенных штольнях до 1956 года. А потом… горько об этом писать, но что было, то было, и сделанного не исправить! В том году в Екатерининской штольне – там, где К.Фролов в свое время установил самое крупное и самое мощное колесо, — появилась компания незадачливых головотяпов, которым, видно, по ошибке выдали документы геологов. Они задумали отыскать запасы серебряной руды, которые рудознатцы прошлого якобы не разобрали до конца, «оставив» потомкам. И, недолго думая, они заложили в штольню солидный заряд взрывчатки… Руды, как и следовало ожидать, в штольне не оказалось. А на месте одно из лучших памятников техники XVIII века ныне зияет безобразный кратер глубиной 250 метров. Так были варварски уничтожены бесценные механизмы К.Фролова и подземные сооружения, изготовленные русскими умельцами. Позже останки деревянных конструкций растащили на дрова. А ведь еще 20 лет назад местные мальчишки спускались в старинные штольни, с замирающим сердцем бродили по темным горизонтам, спотыкаясь о брошенные давным-давно тачки, кайла, обушки, а иногда и кандалы. И все это можно было сохранить! … »

Истории взрывов, в 1914 году, в 1949 году, в 1956 году объясняет, что водоотливных колес давно уже нет, их разобрали на дрова. И почему у купола Екатерининского Кунстштата отсутствует одна треть купола. Почему куски камней разбросаны возле Кунстштата, и что за черная копоть на камнях сухой кладки Козьмы Дмитриевича Фролова. Когда Кунстштат откопали в 1965 году была уже дыра в куполе. После 1965 года, после торжественных речей о сохранении объектов культурного наследия, после пиара на всех уровнях, при бездействии Властей, все осталось на уровне разговоров. Про наш объект забыли надолго.

ПОЯВЛЕНИЕ НАЗВАНИЯ «ВХОД / ГРОТ / ЕКАТЕРИНИНСКОЙ ШАХТЫ»

МАЙСТРОВ ЛЕОНИД ЕФИМОВИЧ (1920 — 1982)

Агапова Таиса Ивановна

В 1973 году снова вспомнили о нашем объекте, его решили поставить на учет и паспортизировать. Номер приказа и постановления мы не смогли найти. Но в МБУК «Музей истории развития горного производства имени Акинфия Демидова» города Змеиногорска, Змеиногорского района Алтайского края хранится копия паспорта нашего объекта составленного 20 ноября 1973 года. Составленного Майстровым Леонидом Ефимовичем старшим Научным Сотрудником ИИЕиТ АН СССР. Советский историк науки и техники. Окончил Воронежский государственный университет (1945). Преподавал в Московском финансовом институте (с 1954). Работал в Институте истории естествознания и техники Академии наук СССР (с 1962).

Этот паспорт интересен тем, что он составлен в 1973 году. Вопросов к нему не меньше, чем к самому «Кунстштату». Что интересно, раз есть этот паспорт, значит, есть и другие паспорта на другие наши объекты культурно наследия составленные в тоже время. Очень интересно с ними ознакомиться. Паспорт составил ученый из Москвы, интерес к нашим объектам был очень велик.
Название памятникаВход / грот / Екатерининской шахты.
Датировка памятникаКонец XVIII века
Исторические сведения: В 80-ч годах XVIII века, К.Д.Фролов построил свою грандиозную гидротехническую систему /см. паспорт «Змеиногорский рудник. Комплекс» 2.1№-1.1.14/. Водоналивные колеса диаметром более 17м. приводили в движение сложные механизмы подъема воды и руды из нижних выработок. Для установки всех этих сооружений Фролову пришлось строить довольно большие подземные помещения. Все это вызвало необходимость улучшить безопасность работ. Фролов стал заменять деревянные крепи каменными столбами. С 1781г. Он стал строить наклонные каменные лестницы для спуска в забои. В 1783г. Фролов облицевал гранитом огромные помещения, высеченные внутри горы для установки водоналивных колес. До 1795г. На Змеиногорском руднике было много выработок одето в камень. Каменные лестницы спускались до самых глубоких разработок, камнем были укреплены все камеры водоналивных колес. В этот в период /конец XVIII века/ был построен и вход Екатерининской шахты, в виде грота сложенного из крупных камней. Вход сделан настолько мастерски и удачно, что он сохранился до настоящего времени.

Перестройки и утраты, изменившие первоначальный облик памятникаШтреки Екатерининской шахты завалены. На некотором расстоянии начала входа провал.
Реставрационные работыне проводились.
Краткое описание: Вход Екатерининской шахты напоминает скорлупу ореха, сложенную из больших, грубо обработанных камней. Длина грота 12м., ширина 5м. С восточной стороны находился вход в шахту с поверхности рудника. Из грота вниз ведут два штрека. Крепление горных выработок камнем было впервые применено в конце XVIIIв. К.Д.Фроловым на Змеиногорском руднике.
В настоящее время доступ в рудник практически невозможен, поэтому грот входа Екатерининской шахты являются единственным доступным наблюдению примером крепления горных проходок на руднике. Это делает его интересным памятником истории горного дела Алтая.

Чертеж из Паспорта Объекта Культурного Наследия 1973 года. Он не соответствует ни одному нам известных исторических чертежей. Благодаря паспорту «Кунстштат» стал называться Входом / Гротом

Описание памятника: Вход Екатерининской шахты в плане представляет овал 9 и шириной 5 м, ориентированный с запада на восток. Вход напоминает грот, сложенный из крупных грубо обработанных камней. Войти в грот можно с западной стороны. Из восточной и западной частей грота уходят вниз два штрека. Штреки имеют деревянное крепление в виде квадратного сруба. Дерево сильно сгнило, штреки завалены. Вход в Екатерининскую шахту является единственным сохранившимся сооружением Змеиногорского рудника. Он находится в ста метрах восточнее большого разноса рудника /см. план Змеиногорского рудника в паспорте «Змеиная гора» 2.1/3.6/№ 1.1.14/
Общая оценка общественной, научно-исторической и художественной значимости памятника: Вход Екатерининской шахты является единственным для наблюдения примером крепления горных выработок, введение впервые на Змеиногорском руднике К.Д.Фроловым.
Основная библиография, архивные источники, иконографический материал:
1. В.С.Виргинский, Н.Я.Савельев. Строительство вододействующих устройств на Алтае в XVIII веке. Машгиз. М., 1955.
2. Архив геологической партии Змеиногорского рудоуправления.

Благодаря этому паспорту и заключению Леонида Ефимовича, наш Кунстштат начал называться входом в Екатерининскую шахту. В этом паспорте много неточностей и несовпадений с историческими документами. Вот так один документ может изменить жизнь целого объекта. Мы не смогли найти, зачем и как составлялся этот паспорт, мы продолжим его изучение.

ПОПЫТКА ВОССТАНОВЛЕНИЯ ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

Шло время, и только в 1994 году, спустя 21 год после составления паспорта, согласно Постановлению Алтайского краевого Законодательного Собрания «Об историко-культурном наследии Алтайского края» №169 от 28 февраля 1994 года. Наш памятник был принят на сохранение с названием, что это вход. Шло время, и ни кто не изучал этот объект кроме одного человека, Филипповича Михаила Михайловича. Он мечтал создать уникальный объект для туризма. Михаил Михайлович был не только Главой Администрации города Змеиногорска, он был горным инженером, который долгое время работал на руководящих должностях рудника. Он помог городскому музею стать филиалом Алтайского Краеведческого, особое внимание уделял истории и сохранению горного комплекса XVIII века. Из интервью Михаила Михайловича:

Возрождение Змеиногорска не за горами
Галина КРИСМАН

 С чего, на ваш взгляд, нужно начать восстановление исторических памятников?
— Более 200 лет население Змеиногорска жило горнодобывающей промышленностью, и этот дух сохранился до наших дней. Сейчас в планах — расчистка камеры, в которой находится Екатерининская шахта, до размера более десяти метров. В ней когда-то стояло колесо диаметром девять с половиной метров. По поводу уровня второй камеры, размером более 20 метров, существуют разные версии. Одни источники говорят, что она находится на одном уровне с первой, другие — что уровень ее гораздо ниже. Очистим камеру, обнажим Екатерининский ствол, посмотрим его состояние. Если он окажется действительно крепким (крепление его осуществлялось лиственницей), пойдем дальше, до следующей камеры. Если это нам удастся, то уже будет что показывать и появится возможность работать дальше. Попытаемся открыть устье Крестительской штольни. Дело в том, что хорошо сохранился горный пруд, построенный в 1786 году, плотина, а также выработки, по которым вода из пруда подавалась на гидротехнические сооружения ствола Екатерининской шахты. С помощью водяных колес приводились в движение механизмы и насосы для откачки воды с глубины 220 метров. Проблема в том, что сами колеса вряд ли сохранились:
Кроме того мы участвуем в программе «Малые города России», организованной институтом «Открытое общество». У нас есть грант на составление стратегического плана города. В этом вопросе обещал помочь зав. кафедрой экономической географии и картографии АГУ В. В. Руцкий, который вместе со своими студентами будет выполнять часть работы.

Михаил Михайлович мечтал возродить водоотливное колесо Екатерининского Кунстштата. Он проводил расчеты. После его смерти, его расчеты были переданы в МБУК «Музей истории горного производства имени Акинфия Демидова» города Змеиногорска Змеиногорского района Алтайского края. Сокращенно МБУК «Музей». Документы без номера.

Чертеж Филипповича М.М. для восстановления объекта. МБКУ «Музей» Б/Н

На этом рисунке четко видно нахождение всех объектов. Сам Кунстштат был под землей, на него поступала вода. Вход в Екатерининскую шахту был на самой шахте, через дорогу.

Чертеж Филипповича М.М. для восстановления объекта. МБКУ «Музей» Б/Н
Чертеж Филипповича М.М. для восстановления объекта. МБКУ «Музей» Б/Н

На этом чертеже хорошо видно, что объект в корне отличается от того объекта, который был нарисован в паспорте 1973 года. Это не грот и не вход. Это камера!!! Недостающий кусок купола, был утерян при взрывах. Впоследствии его вскрыли работами на рудном поле в 1965 году. Михаил Михайлович мечтал воскресить этот объект. Он произвел все необходимые расчеты.

Чертеж Наливного колеса Екатерининской водоотливной машины. Разработал Кузнецов. МБУК «Музей» Б/Н
Расчеты Филиппович М.М. МБУК «Музей» Б/Н

Михаил Михайлович произвел расчеты данного колеса и его стоимости. Строительство такого колеса из сосны влажностью 15% обошлось бы в те времена в 72 450 рублей. Вес такого колеса 10,5 тонн!!!

Михаил Михайлович пытался сделать все, для восстановления этого объекта, но помешало два обстоятельства. Первое, это вода! Раньше, она уходила через «Крестильную штольню» в речку Змеевку. После землетрясения в 2007 году вход в нее был завален.

Работники, которые работали с Михаилом Михайловичем рассказали, что при попытке поднять грунт в Екатерининском кунстштате услышали свист воды. Было решение пока не трогать Кунстштат. Произвести более детальное обследование кунстштата, понять от куда вода и куда она идет. Вода каждую весну подмывает грунт кунстштата, плюс есть подземное течение.

Второе, это скоропостижный уход из жизни Филипповича Михаила Михайловича. Это полностью остановило восстановительные работы.

С Екатерининским Кунстштатом было создано много проектов для создания туристического кластера Змеиногорска и привлечения туристов со всего мира. Все эти замыслы ушли вместе с Михаилом Михайловичем. Больше ни кто не пробовал воссоздать, реставрировать, реконструировать данный объект. Сейчас модно только говорить, и ничего не делать.

КАК МОГ ВЫГЛЯДЕТЬ НАШ ОБЪЕКТ, ЕСЛИ БЫ ЕГО ВОССТАНОВИЛИ

Водоналивное колесо двухстороннее для подъема и спуска. Такое колесо стояло у нас на «Ломоносовской» рудоподъемной машине Екатерининской шахты.

После Филипповича Михаила Михайловича ни кто не пытался заняться восстановительными работами. Мы могли бы только мечтать увидеть красоту Екатерининского кунстштата сделанного Козьмой Дмитриевичем Фроловым.

Нам опять помогли немцы. Рудник РАММЕЛЬСБЕРГ (Rammeisberg) — колчеданно-полиметаллическое месторождение в ФРГ (земля Нижняя Саксония), в северной части горного массива Гарц, близ г. Гослар. Разрабатывалось в бронзовом веке, рудник действует с 968 с перерывами. Объект всемирного наследия ЮНЕСКО. Когда люди действительно чего то хотят, они это добиваются. А когда только говорят о любви к малой родине и сохранности памятников, они исчезают.

Мы начали переписку с сотрудниками музея горного дела в Раммельсберг. Сравнили чертежи, узнали, что наши колеса имеют одинаковое строение и одинаковое время постройки. Они так же использовали два вида колес. И у них сохранились как старинные колеса, так они построили новые для показа принципа работы колес туристам. Они рассказали нам, что колеса меняют раз в четыре года, так как колесо тяжелеет с годами от воды. Для чего крюки в куполе кунстштата и помогли нам перевести слово Кунстштат.

Вот так мог выглядеть наш Екатерининский Кунстштат, и привлекать туристов всего мира в Змеиногорск. Вместе с туристами привлекать деньги в бюджет города и района. Но это ни кому не нужно. Дальше разговоров, обнесения сеткой рабицей, и установки пару раз баннеров, ничего не делается для сохранения объекта.

С 1993 года разрабатывались различные проекты, был разработан проект подземного музея. Люди мечтали попасть в подземный город. Изучая Кунстштат, мы увидели часть этих проектов. Это завораживает.

Увидев немецкий музей, было больно от того, что они смогли это сделать, сохранить, приумножить, показать людям. У нас только одни слова.

Водоналивное колесо двухстороннее для подъема и спуска. Такое колесо стояло у нас на «Ломоносовской» рудоподъемной машине Екатерининской шахты.
Вот такое колесо стояло в самом Кунстштате Екатерининской шахты. Мы могли бы воссоздать наше, но дальше разговоров дело не пошло.

СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ

С 1949 года Змеиногорские памятники ставили на учет и охрану, в 1965 году вскрыли Екатерининский Кунстштат, с 1973 года Объект Культурного Наследия имеет исторический паспорт, с 1994 года поставлен на учет.

Что было сделано за все время для сохранения этого памятника? Поставлена сетка рабица, поставили два баннера. Второй баннер прожил два года с момента установки и был испорчен.

Первый Баннер
Два года назад был установлен второй баннер, уже поврежден вандалами

Мы еще можем увидеть сухую кладку Козьмы Дмитриевича Фролова, (1) замковый камень распирающий ряд камней по дуге.

(2) Крепление на котором подвешивали колесо, чтобы убрать силу трения и использовали для ремонта и замены колеса. (3) Самый центральный камень всей конструкции, это центр Кунстштата, этот камень замыкал весь свод купола. С Правой стороны (5) постоянно течет вода, которая течет с так называемого «святого источника», на самом деле это вода идущая с плотины Фролова по останкам деривационного канала, которая размывает грунт внутри Кунстштата. Один из камней (4) постоянно выходит вперед с наклоном на правую сторону. По фотографиям сделанным в разный период последнего времени, хорошо заметно отклонение наклона. Ни кто не замеряет его изменения за год, ни фиксирует. Все объекты гидросиловой установки Фролова не законсервированы, что способствует их постоянному изменению и разрушению. «Вода камень точит!!!» Постоянные весенние воды и вода с святого источника рано или поздно сделают свое дело. Однажды камень под номером (4) сорвется и пробьет грунт, возможно, вызовет обрушение. Это будет последний день объекта культурного наследия. После этого его закроют, забетонируют, и больше его ни кто не увидит. В итоге потеряем еще один объект культурного наследия Змеиногорска и получим стандартную отписку от контролирующих органов о том, что это как то само сбой произошло. «Как Вы яхту назовете, так она и поплывет». Не знание конструктивной особенности объекта, без детального его обследования горнодобывающей организацией, без сканирования его пустот, мы потеряем его в ближайшее время. Остается только любоваться его красотой, пока есть возможность. Вот такой вот уникальный Вход в Екатерининскую шахту!

Кунстштат Екатерининской шахты
Кунстштат Екатерининской шахты
Кунстштат Екатерининской шахты

Нигде в мире не было построено такого грандиозного сооружения, как Змеиногорская гидросиловая установка. Она была единственной в мире не только по масштабу, но и по типу сооружения на протяжении XVIII- XIV вв. В Змеиногорске сохранились: штольни, водоотливной канал от плотины до Екатерининской шахты, в подземных горизонтах сохранилось единственное в мире сооружение- водоналивное колесо. Город посещали, в нем жили и работали выдающие люди России и Европы.

релевантная информация:

Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages

мысли на память:

"Пришел я к горестному мнению от наблюдений долгих лет: вся сволочь склонна к единению, а все порядочные — нет. Игорь Губерман"


1816 году была начата постройка первой железной дороги в Сибири от Змеиногорского рудника до завода на расстоянии двух верст. Она предназначалась для перевозки руды и строилась пять лет, каждая верста обошлась Кабинету в 6,0 тысяч рублей.
В 1822 году Сибирь в административном отношении была разделена на Западную и Восточную. Губернским городом Томской губернии стала Колывань, переименованная из Чаусского острога, а село Белоглазово было переименовано в Чарыш, который стал окружным городом Томской губернии. В 1827 году Чарыш вновь стал селом, а вместо него окружным городом назначен Бийск. Горному начальству было предоставлено право сосланных на горные заводы преступников за плохое поведение удалять без суда в Иркутскую губернию на поселение. А незаконнорожденных детей солдатских жен и дочерей, находящихся на горных заводах, приписывать к этим заводам.
В июле 1828 году штаб-лекарь Брыков в своем сочинении «Поездка в Змеиногорский рудник и Колыванскую шлифовальную фабрику» так описывал здание сереброплавильного завода: «При входе в нижний этаж завода, где в то время плавили свинцовые руды, лица, как рабочих, так и пришедших с нами людей показались нам бледными зелено-желтыми. Это происходит, вероятно, от отделяющегося при плавке руды хлора. Угли во многих печах от горения колчеданов и серы издавали синий пламень, серный запах был довольно чувствителен, а от серного удушливого газа дыхание несколько затруднялось. В верхнем этаже соблюдается чистота, стены хорошо выштукатурены и побелены. По средине огромного с большими окнами освещенного зала находится лестница, ведущая на хоры, с которых можно видеть каким образом проведены в печи трубы, служащие вместо мехов для раздувания углей»

Related posts