В каждой профессии есть таланты, посредственности и бездари.

"Как бы высоко не оценивали вас, всегда имейте мужество сказать себе: «Я невежда»." Иван Павлов

Культура объединяет?

«Ну что за вопрос, конечно, объединяет!» — полагает большинство. Однако мнение большинства не является автоматическим доказательством истинности того или иного мнения, суждения или утверждения.

«Ну что за вопрос, конечно, объединяет!» — полагает большинство. Однако мнение большинства не является автоматическим доказательством истинности того или иного мнения, суждения или утверждения. Очень часто большинство как раз ошибается. И это совершенно нормально. Это естественно. Согласитесь, что гениями не могут быть сразу все. Даже большинство не может быть гениями. Гении потому и считаются гениями, что они уникальны.Их единицы.

В каждой профессии есть таланты, посредственности и бездари. Но в каждом ремесле есть и свои выдающиеся мастера, которых единицы. Есть они среди множества писателей, художников, музыкантов и лицедеев, но также есть гении-сварщики, столяры, автомеханики и многие другие. К счастью, гений — это редчайший дар, который в обществе встречается столь же редко, как в недрах земли крайне редко появляются самородки серебра или золота.

По одним и тем же чертежам обычный платяной шкаф могут создавать сто или двести столяров-краснодеревщиков, но только из-под рук одного или двух из них выйдет подлинный шедевр, которым будут восхищаться практически все. Но и среди этих «практически всех» найдутся один-два антигения, которые приведут массу убедительных аргументов, доказывающих, что «это просто деревяшки, бездарно и безвкусно скомпанованные в ящик для хранения одежды».

Над антигениями могут посмеяться, но могут и услышать. В том случае, если доводы антигения более понятны и близки большинству, то в обществе возобладает мнение, продвигаемое антигением. Именно поэтому шедевры ценятся меньшинством, а лубок и кич становятся востребованными у большинства.

Благодаря этому свойству мы знакомы с таким явлением, как масскультура, или, проще говоря, «попса». Уровень культуры и образования большинства не позволяет ему должным образом оценить шедевр подлинного мастера, потому что, по законам развития общества, талантливых и способных людей всегда меньше, чем обычных.

Именно поэтому в музей приходит 10 человек в день, а в ночной клуб, расположенный по соседству, 50 человек в час. Для посещения увеселительного заведения не требуется подготовка: образование, опыт, воспитание и наличие созидательных целей. А учреждение культуры требует мыслительного и духовного труда.

Подлинные таланты, виртуозы вокала или музицирования дают концерты в помещениях, вмещающих несколько десятков человек. А не имеющие даже начального музыкального образования существа, включающие на танцполе ритмичный шум, созданный компьютером, иногда владеют умами и душами целых стран и народов. Что, впрочем, тоже является своеобразным даром.

Школьный учитель физики никогда не сможет соперничать в популярности с татуированным парнем, читающим под псевдомузыкальный стрекот плохо рифмующиеся строчки про то, что «я один такой крутой, а все вокруг козлы». Всё потому, что учитель говорит непонятные вещи, требующие мыслительной деятельности, а «типа музыкант», напротив, говорит всё то, что понятно даже не обременённому интеллектом слушателю.

Из этого следует, что само по себе понятие «культура» не может быть неделимым. Культура — это не целостное явление, а «слоёный пирог», состоящий из сплава субкультур, границы которых весьма размыты. Поэтому утверждение, что культура объединяет, весьма спорно. Как культура может объединять панков и ценителей русской живописи второй половины XIX века?

Гораздо больше оснований говорить о том, что некоторые виды субкультур являются антагонистами по отношению к другим. Это хорошо известно тем, кто имеет отношение к управлению массами. Они-то как раз хорошо образованы, часто имеют высокий уровень интеллекта и прекрасно разбираются в искусстве.

Потому что они упорно учились!

И это их отличие от плебса (потребителей попсы) позволяет им занять более высокую ступень в социальной иерархии. Чтобы иметь преимущества, разумеется.

Им выгодно выдавать чёрное за белое и наоборот. И для того, чтобы добиваться своих целей, у них нет необходимости особенно утруждаться. Достаточно только озвучить выгодный для себя тезис и размножить его в информационном пространстве. А далее всё устраивается как бы само собой. Я говорю «как бы», потому что, как известно, само собой ничего не случается. По факту плебс является неистощимой армией волонтёров, каждый воин которой воюет осознанно и добровольно против самого себя, выступая на стороне тех, использует его в качестве инструмента и расходного материала.

Именно так появился девиз «Всё лучшее — детям!» Кто посмеет оспаривать этот призыв? Единицы. Потому что в сознании плебса любой, посмевший возразить, автоматически становится антагонистом, антиподом и личным врагом.

— Как это: не всё лучшее — детям!?
— А что, всё худшее — детям?
— Ах ты ж вражина!
— Ах ты ж масонский прихвостень!
— Ах ты ж наймит Глубинного Правительства…

И далее по списку.

Плебс существует в двухмерном пространстве, в котором всё, что не хорошо, — то плохо. В мире, который представители попсы считают своим, всё, что не вписывается в привычный для них стереотип или устойчивый мыслительный образ (чаще лубочный, единственно понятный и близкий), является смертельной угрозой, препятствием на пути к осуществлению их заветной мечты:

 ничего не делать и быть счастливым.

Их сознание — изотопное. А изотопное сознание характеризуется очень коротким периодом активности мозговой деятельности, позволяющей добиваться результатов путём собственных умозаключений. Это когда «залить» в мозг труды мудрецов гораздо проще, чем трудиться собственным умом. Но вот беда… То, что создано в результате труда своего ума, работает достаточно долго, а то, что почерпнуто из внешних источников (проповеди учителей человечества, тренинги, коучинги и пр. муета), имеет экстремально короткий период полного распада.

Человек, не желающий или не имеющий возможности быть независимым ни от кого, при формировании собственной точки зрения подобен зверюшке или птичке, которая: «Поела — помню, проголодалась — забыла».

И ровно такая же ситуация с утверждением о том, что культура объединяет.

— Какая культура объединяет?

— Кого именно она объединяет?

— Какова цель этого объединения?

— М-м-м?

В изотопном сознании существует прошивка, не позволяющая даже сомневаться в том, что в слове «объединение» может быть заложено несколько (более одного) смыслов или значений одновременно. Такого рода мышление не предполагает самостоятельное осмысление событий и ситуаций, которые не вписаны в технический регламент, которого нет в инструкциях и рецептах.

Поэтому для массового сознания характерна только однополярная оценка понятию «объединение»: «Зашибись!»

— Объединение — это хорошо?
— Конечно!
— Страны, тяготеющие к англо-саксонской цивилизации, объединились против России. Это хорошо?
— Не надо передёргивать!
— Но вы согласны с тем, что объединяться можно не только ради добрых дел?
— Мухи отдельно, а котлеты отдельно!

Мне этот диалог напоминает другой, из советского фильма 1967 г. «В огне брода нет», который, кстати, многими считается кинематографическим шедевром:

— Раньше ведь оно как было?
— Как?
— Вот именно! А теперь что?
— Что?
— Вот и я говору…

Для изотопного сознания не существует полутонов и нюансов. Есть только рай и ад, свет и тьма, добро и зло и т. п. А малейшее отступление от шаблона воспринимается как предательство и вызывает агрессию. Поэтому в присутствии изотопных довольно опасно высказывать сомнение в справедливости лозунгов, содержащих слова, имеющие положительное значение вне зависимости от контекста или ситуации, в которой они произносятся.

Так, совершенно однозначно в позитивном ключе воспринимается утверждение о том, что «культура объединяет». Но давайте попробуем ответить на вопрос о том, какая именно культура объединяет, и уточним, кого она объединяет и ради какой цели? Ведь у всего должна быть какая-то цель!

Теперь давайте попробуем ответить на эти и другие возникающие в процессе рассуждения вопросы.

— Американская культура объединяет?
— Безусловно. И объединяет она не только американцев, но и всех тех, кто считает приемлемой для себя американскую культуру.
— А что делать тем, кто не может без сердечных капель воспринимать экспансию попсы, безвкусицы и культа потребления, которые обычно и подразумевают, говоря об «американской культуре»?
— Заткнуться, потому что «весь мир обожает Америку».

— Хорошо. А бурятская культура объединяет?
— П-ф-ф!!! Конечно, объединяет! Все 461 389 человек (по данным 2021 г.) объединены своей национальной культурой.
— Но в России проживает 146 083 065 человек, и небурятов в ней 145 621 676 душ! Им-то как объединяться?
— Ну, дык… На основе своих культур-мультур…

— Так какое же это объединение, если каждый из 190 народов современной России объединится по своему, национальному культурному признаку? Получим 190 разобщённых групп населения, каждая из которых гордится своей культурой и требует к себе внимания, уважения и государственного финансирования?

Плюс к тому некоторые территории захотят объявить себя отдельными, имеющими свою неповторимую самобытную культуру, причём у них вот-вот даже свои «древние» язык и письменность будут найдены историками.

Ничего не напоминает? А разве на Украине не так было? Жители отдельно взятого региона, который некоторые называли Украиной, решили однажды, что название жителей местности, в которой они живут, соотнесённое с топонимом, — это не этнохороним, а нация!

Так ведь недолго до объявления себя отдельными нациями псковичей, рязанцев или, например, сыктывкарцев… Как вам культура, письменность, язык, традиции и обычаи представителей древней электроугольской нации? (Электроугли  город в Московской обл.)

А в Татарии у нас появился город Иннополис. Может ли культура иннополисцев позитивно влиять на объединение народов России? Полагаю, что ход моих мыслей теперь ясен.

Не может культура объединять, потому что у каждого народа имеется собственная культура. Объединять пытаются с помощью мультикультурализма, который точно не вызывает ни у кого позитивных чувств.

А вот подчеркнуть культурные различия между некогда едиными народами СССР и полностью их разобщить с помощью поддержки и развития национальных культур — дело пары десятков лет.

Хотите уничтожить единую страну — создайте на её территории 190 национальных культур, которые, по мнению изотопных, объединяют.

Нет, я руками и ногами выступаю за сохранение культурной самобытности народов, проживающих на различных территориях нашей страны. Но я категорически против какой-либо поддержки их извне, тем более иностранной. Если культурное явление не создано искусственно, подобно празднованию новодельных праздников, то ни в какой поддержке оно нуждаться не может в принципе.

Например, если народу, населяющему какую-либо отдельно взятую губернию, милы сердцу оранжевые шорты, — пусть они их носят сколько угодно, это их личное дело. А если они через полгода забудут об этом безумном фарсе, призванном выделиться на фоне соседей, значит, не культура и была.

Задачей государства должно быть обеспечение устойчивого роста качества образования и воспитания, а также способствование глубокому проникновению в самые широкие слои населения общего уровня культуры.

Культуры как человеческой деятельности в ее самых разных проявлениях,
включая все формы и способы человеческого самовыражения и
самопознания, накопление человеком и социумом навыков и умений.

И уже в этом контексте, конечно же, культура объединяет! Истинно культурный человек никогда не станет трясти у всех на виду своей родословной. Он никогда не опустится до того, чтобы красить скамейки и автобусные остановки в цвета национального флага.

Носить косоворотки и сарафаны можно и нужно, но при этом необходимо соблюдать чувство меры. Всему должны быть свои место и время. Если вы на праздник с чувством уважения к памяти предков надеваете старинную одежду, то это показатель высокого уровня культуры. Но если вы носитесь с лаптями и кокошниками, как дурак с писанной торбой, то это бескультурье; местечковость, невежество, пошлость и безвкусица.

Настоящая культура — это, в первую очередь:

— Воспитание и образование, а во вторую:

— Чувство такта, сдержанность и уважение к традициям всех народов.

Итак,

Культура объединяет! Да здравствует культура!

Судрома, 6 сентября 2023 г.

Кадыкчанский заметил



"

Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало. Два важных правила запомни для начала: Уж лучше голодать, чем что попало есть, И лучше одному, чем вместе с кем попало.
Омар Хайям
"

Related posts