Крепко царство казною?!

Print Friendly, PDF & Email

Финансовая реформа Петра I – путь к централизации!?

"Крепко царство казною". Финансовая реформа Петра I – путь к централизации

На протяжении русской истории самые колоссальные экономические и геополитические прорывы совершались непременно сильной государственной рукой. Ну не позволяют масштабы нашей страны и её величественный размах в либеральные игрушки играться. И доказывать тут ничего не требуется, достаточно историю России знать. Вот, допустим, давайте поговорим сегодня про Петра Великого. Как у нас любят сейчас рассуждать: вот она точка «А» (1682), а вот – точка «Б» (1725). Проанализируем, как и какими методами мы этот путь преодолели. Уж не централизацией ли всего чего только можно (и нужно)? Ну, а так как мы тут про экономические процессы в основном пишем, то про них и поговорим дальше.

Итак, модернизация России петровских масштабов требовала немалых средств. Доходная же часть русского бюджета на конец XVII века была достаточно скудна для реализации столь подобных амбиций. Поэтому сначала хотелось навести порядок в существующей системе финансов. Если её таковой вообще можно было именовать, так как никакого единого финансового органа и уж тем более – общегосударственного бюджета, попросту не было. Финансовые функции были размазаны по многочисленным приказам (а их было свыше 40).

Так, например, приказ Большого прихода занимался сбором таможенных пошлин, Приказ Новой четверти ведал кабацкими сборами, Приказ Большой казны контролировал доходы от промышленности. Налоги так и вовсе устанавливались кем ни попадя. Прямые налоги контролировали Стрелецкий и Разрядный приказы, а на местах этим занимались воеводы, либо же территориальные приказы. В общем – разброд и шатание, дробность и распыленность. Ни тебе четкого разделения функционала, ни ясности компетенций.

Это понимали и ранее. Первая попытка создать общегосударственный бюджет относится ещё ко временам старшего брата Петра – Федора Алексеевича. Тогда же задумали и разобщенность финансовой системы преодолеть путём соединения всех функции в одном Приказе Большой казны. Однако же не вышло. Следующая попытка была уже при молодом Петре. В 1699 году создали Ратушу для сбора налогов и Ближнюю канцелярию для ежегодной росписи доходов и расходов. А потом… Впрочем не будем излишне утомлять вас перечислением проб и ошибок. Это всё было не то, и так или иначе воспроизводило старую систему. Требовался принципиально новый подход. И он был найден.

Устаревшая и громоздкая система приказов была демонтирована, и ей на смену пришли коллегии – центральные учреждения, специализирующиеся на какой-либо одной сфере государственного хозяйства. А это в свою очередь неминуемо коснулось и финансов, управление которыми было поделено на три коллегии – Камер-, Штатс-и Ревизион.

· Камер-коллегия становилась главным органом финансового управления и занималась вопросами государственных доходов. Кроме того, в ее ведении были монетное дело, подряды, соляные промыслы, содержание государственных дорог, снабжение населения хлебом во время неурожаев.

· Штатс-контор-коллегия занималась вопросами государственных расходов. Она составляла росписи расходов на содержание армии, государственного аппарата. В качестве государственного казначейства она выдавала денежные средства учреждениям по распоряжению императора или Сената.

· Ревизион-коллегия была органом финансового контроля. Она следила за расходованием денежных средств центральными и местными учреждениями, сверяя данные приходных и расходных книг.

Ну и где тут обещанная централизация? Три финансовых института, а не один. Но, господа, не всё так быстро. У Петра совершенно не было доверия к учреждению, которое бы полностью поглотило управление финансами страны. Все-таки XVIII век на дворе, полный контроль невозможен чисто физически. А то вдруг встала бы во главе всех финансов этакая Эльвира Набиуллина и как начала бы вывозить золото из страны, да талеры заморские на них получать. А впрочем, вы знаете, так тоже было. И царь наш с подобными дельцами боролся, мы об этом ещё расскажем.

Также большое внимание Петра I привлекала организация и регламентация торговли и торгового оборота, особенно внешней торговли. В результате чего товары, предназначенные на экспорт, закупались в стране большей частью монопольно самим государством или специально учрежденными монопольными торговыми компаниями и откупщиками. А для импорта в целях заботы об отечественной промышленности решающее значение получил выработанный самим Петром Таможенный тариф 1724 года, представлявший собой первый и оригинальный по содержанию русский покровительственный тариф.

Что касается некой идеологической компоненты, то многие историки часто приписывают Петру I следование популярному в то время учению меркантилизма. Однако проводимая им политика собирания и сбережения денег ничего общего не имела с отождествлением богатства с деньгами (в понимании вышеупомянутого учения). Сосредоточение же как можно большего количества денег в руках казны не являлось самоцелью, ибо деньги в понимании Петра никогда не олицетворяли богатства. А были лишь средством финансирования войн и средством укрепления экономической мощи страны через всемерное развитие производящих отраслей народного хозяйства.

Таким образом, зафиксируем. Первый шаг к экономической централизации России был сделан именно Петром. Многочисленные финансовые органы были заменены тремя центральными коллегиями с общероссийской компетенцией и подчинением Сенату, а через него – царю. На местах была создана разветвленная сеть финансовых учреждений, подконтрольных коллегиям. Проведенная реорганизация укрепляла фискальный аппарат страны. Более того, при Петре Великом в принципе впервые появилось такое понятие как «государственный бюджет». Понимался под этим общий финансовый закон, утверждаемый верховной властью страны.

Related posts