Краткая история строительства Чуйского тракта…

"Я не провалил тест. Я просто нашел сто способов написать его неправильно." Бенджамин Франклин

Краткая история строительства Чуйского тракта…

Эта магистраль имеет давнюю, порой трагическую, историю. По мнению некоторых историков Чуйский тракт проходит по северному ответвлению Великого Шелкового пути. В российских источниках сведения о тракте прослеживаются во второй половины XVIII века.
Карта Чуйского тракта с сайта drive2.ru
Карта Чуйского тракта с сайта drive2.ru

Освоение дороги в юго-восточную Азию началось после 1756 года, когда алтайские племена (телеуты, теленгиты, алтай-кижи), жившие в южной части Алтая, добровольно вошли в состав Российской империи.

Бог Святой горы
Бог Святой горы

Русские купцы налаживали связи с монгольскими стойбищами с помощью теленгитов, сами в Монголию не ездили. Алтай и Монголию в то время полного бездорожья соединяла только вьючная тропа.

Вьючная тропа. Фото с сайта barneos22.ru
Вьючная тропа. Фото с сайта barneos22.ru

Так продолжалось до 1824 года, когда первые русские переселенцы из Бийска начали строить село Улала. Затем в село переехали купцы из Бийска, что дало толчок развитию торговли. Купечество своими силами построить дорогу не могло, слишком велики затраты на строительство дороги. Торговые люди смогли лишь немного улучшить путь в Азию: расширили тропу и установили ограждения возле некоторых обрывов. Также они организовали вдоль дороги пункты перевалки, такие как Шебалино, Топучее, Онгудай и Кош-Агач.

Начало строительных работ

Наконец в 1901 году строительные работы были начаты. За 2 года построили участок Онгудай – Кош-Агач и установили несколько паромных переправ. На строительство выделили недостаточно средств, строителям приходилось удешевлять стоимость прокладки дороги. К 1914 году построенный участок оказался основательно разрушен.

В этом же году Министерство путей сообщения направило на Алтай экспедицию под руководством Вячеслава Яковлевича Шишкова. Члены экспедиции создали подробную карту, тщательно отобразив рельеф местности, склоны с указанием крутизны и перевалы с отметками высоты. Работу экспедиции прервала Первая мировая война. Начавшаяся в стране революция и последовавшая за ней Гражданская война также сделали невозможным продолжение изыскательских работ.

Советский период строительства

Советское государство начало строительные работы в 1922 году. Возле села Кош-Агач построили мост через реку Чуя, организовали паромное сообщение через реку Катунь. Это дало возможность направлять в Монголию торговые грузы.

Начиная с 1929 года на строительство тракта направляли заключенных.

Кроме заключенных к строительству дороги привлекали местных жителей, обязанных приходить на работу со своим инструментом.

В 1934 году был построен крупный понтонный мост через реку Бия, что вывело Чуйский тракт к железной дороге.

1 января следующего года дорога Бийск-Ташанта, протяженностью 626 километров, была сдана в эксплуатацию.

Такой результат был получен ценой жизни многих людей, работавших в тяжелых климатических и бытовых условиях, вручную выполнявших тяжелые строительные работы. Основными орудиями этого непосильного труда были кирка и лопата, ну и тачка. Заключенные, направленные на строительство дороги, жили в небольших лагерях, по 300 – 400 человек, обнесенных забором с вышками по углам. За забором находились бараки с нарами и печкой. Питание было скудным.

Строительство Чуйского тракта. Фото с сайта https://fishki.net/
Строительство Чуйского тракта. Фото с сайта https://fishki.net/

Кроме этого заключенные валили лес вдоль трассы, а зимой устраняли с дороги снежные заносы.

По воспоминаниям В. М. Шукшина он с мальчишками бегал на строительство дороги, прихватив что-нибудь из продуктов для передачи заключенным, у которых он спрашивал, не видели ли они его отца, который был арестован во время проходящей в алтайских селах облавы на «врагов народа». Маленький Вася не знал, что его отца расстреляли.

В 1938 году в целях повышения безопасности проезда началась реконструкция дороги – выпрямление и расширение некоторых участков тракта.

В 1956-1957 годах были построены железобетонные мосты через Катунь, Бию, Ишу.

В 1970 году начато строительство железобетонного моста на реке Иня и металлического моста через реку Чую.

Участок дороги через перевал Чике-Таман закончили строить уже в 1984 году.

Наше время

В 1990-е годы была построена дорога, выходящая на Чуйский тракт в объезд Бийска.

В 2011 году часть тракта, проходящего в Горном Алтае, расширена до четырех полос. На ней установлены пешеходные переходы и освещение, возведены современные развязки.

В настоящее время работы по благоустройству Чуйского тракта ведутся согласно Плану модернизации магистральной инфраструктуры, разработанному на период до 2024 года. В июле 2019 года в соответствии с этим планом был модернизирован участок дороги, включающий первую двухуровневую развязку с выездом из Горно-Алтайска в направлении аэропорта.

 

 

Источник



"Чем ниже человек душой, Тем выше задирает нос. Он носом тянется туда, Куда душою не дорос. Омар Хайям"

Related posts