Конфуз люфтваффе над Москвой или две ошибки фельдмаршала Кессельринга!

"Либо вы управляете вашим днем, либо день управляет вами." Джим Рон

Конфуз люфтваффе над Москвой или две ошибки фельдмаршала Кессельринга!

В начале Великой Отечественной войны Гитлер лично распорядился бомбить Москву силами 2-го воздушного флота. Это было самое крупное в Германии лётное соединение. В его состав входила половина ВВС страны, а это без малого 900 боевых машин. От немецких асов требовалось оказывать поддержку группы армий “Центр”, а также во что бы то ни стало сорвать “организованную эвакуацию русского правительственного аппарата”.

Командующий 2-м воздушным флотом генерал-фельдмаршал А. Кессельринг
Командующий 2-м воздушным флотом генерал-фельдмаршал А. Кессельринг

Отеческое напутствие

Командующий 2-м воздушным флотом генерал-фельдмаршал А. Кессельринг выбрал в эскадрилью бомбардировщиков 200 отборных пилотов и выступил перед ними с пламенной речью.

Смысл выступления сводился к тому, что немецкие авиаторы рисковали жизнью в небе Великобритании, преодолевая сильный огонь зениток, барражируя между аэростатами и отбивая атаки английских истребителей. Это было сложно, но нет ничего невозможного для истинного немецкого героя. Теперь же цель вашего полёта – Москва. Русские не доставят вам неприятностей. У них нет зениток, нет аэростатов и всего несколько прожекторов. Про ночную истребительную авиацию они даже не слышали.

Короче, Кессельринг назвал предстоящую операцию “прогулкой” и повелел своим пилотам “подойти к Москве на небольшой высоте и точно положить бомбы” в цель. После этого “войска победоносного вермахта будут в Москве” через четыре недели, а это означает для русских “капут” и конец войне.

Немецкий бомбардировщик
Немецкий бомбардировщик

Две ошибки фельдмаршала Кессельринга или почему все пошло вкривь и вкось

Вместо четырёх недель авиаторам Кессельринга пришлось задержаться под Москвой на четыре месяца. Они выполнили десятки массированных налетов. 8 500 раз самолёты 2-го воздушного флота поднимались со своих аэродромов, и все их вылеты были успешно отбиты.

Фельдмаршал Кессельринг ошибся дважды. Во-первых, лёгкой прогулки у его геройских асов не получилось, а, во-вторых, небо над Москвой было таким же неприветливым, как и над Лондоном. Город охраняло более 1 000 зенитных орудий и 300 пулемётов, по ночам при каждой тревоге включалось около 600 прожекторов, и свыше сотни аэростатов заграждали видимость вражеским лётчикам. На вооружении истребительного авиационного корпуса ПВО имелось 600 боевых машин, из которых половина недавно сошла с конвейера.

Пулеметный расчет противовоздушной обороны
Пулеметный расчет противовоздушной обороны

Техническое превосходство

Но самое страшное для немецкой авиации и самое унизительное для немецкого научно-технического гения было секретное оружие РККА, о котором Кессельринг даже не подозревал. Ещё перед войной в армию поступили на вооружение радиолокационные станции РУС-2, которые позволяли обнаруживать вражеские самолеты на любой высоте на расстоянии в 150 км. Дальность определялась с погрешность в 1 000 м. Станции распознавали группы и одиночные самолёты.

“Используя информацию от РЛС РУС-2, командование частей ПВО впервые могло контролировать значительный объем воздушного пространства (радиус – до 120,0-150,0 км), оценивать и прогнозировать формы и способы боевого применения авиации противника, планировать боевые действия своей авиации и зенитной артиллерии”.

В первый полёт на Москву в ночь на 22 июля 1941 года было направлено 200 груженых бомбами самолётов. Немцы летели спокойно и не догадывались, что русская ПВО держит их на мушке, знает об их приближении и готовится к сюрпризу. Той ночью 22 вражеских бомбардировщика были подбиты и не вернулись домой. Остальные пилоты в панике сбросили свои боекомплекты где придётся и развернули машины в обратный путь.

Бой в ночном небе над Москвой 26 июля 1941 года
Бой в ночном небе над Москвой 26 июля 1941 года

Постскриптум

В Германии, Великобритании и США тоже разрабатывались радиолокационные станции. Но “по простоте конструкции, надежности функционирования, трудоемкости изготовления, по времени развертывания и свертывания” они значительно уступали советским аналогам.

Впрочем, английская станция МРУ-105, поставлявшаяся в Россию в годы войны, имела одно ценное техническое преимущество. Да вот беда, англичане забыли написать о нём в инструкции, и русским инженерам пришлось самим додумываться о его существовании и применении…



"

Считается, что любовь к деньгам – корень всех бед. То же можно сказать и про отсутствие денег.
Сэмюел Батлер
"

Related posts