Конфуз люфтваффе над Москвой или две ошибки фельдмаршала Кессельринга!
В начале Великой Отечественной войны Гитлер лично распорядился бомбить Москву силами 2-го воздушного флота. Это было самое крупное в Германии лётное соединение. В его состав входила половина ВВС страны, а это без малого 900 боевых машин. От немецких асов требовалось оказывать поддержку группы армий “Центр”, а также во что бы то ни стало сорвать “организованную эвакуацию русского правительственного аппарата”.
Отеческое напутствие
Командующий 2-м воздушным флотом генерал-фельдмаршал А. Кессельринг выбрал в эскадрилью бомбардировщиков 200 отборных пилотов и выступил перед ними с пламенной речью.
Смысл выступления сводился к тому, что немецкие авиаторы рисковали жизнью в небе Великобритании, преодолевая сильный огонь зениток, барражируя между аэростатами и отбивая атаки английских истребителей. Это было сложно, но нет ничего невозможного для истинного немецкого героя. Теперь же цель вашего полёта – Москва. Русские не доставят вам неприятностей. У них нет зениток, нет аэростатов и всего несколько прожекторов. Про ночную истребительную авиацию они даже не слышали.
Короче, Кессельринг назвал предстоящую операцию “прогулкой” и повелел своим пилотам “подойти к Москве на небольшой высоте и точно положить бомбы” в цель. После этого “войска победоносного вермахта будут в Москве” через четыре недели, а это означает для русских “капут” и конец войне.
Две ошибки фельдмаршала Кессельринга или почему все пошло вкривь и вкось
Вместо четырёх недель авиаторам Кессельринга пришлось задержаться под Москвой на четыре месяца. Они выполнили десятки массированных налетов. 8 500 раз самолёты 2-го воздушного флота поднимались со своих аэродромов, и все их вылеты были успешно отбиты.
Фельдмаршал Кессельринг ошибся дважды. Во-первых, лёгкой прогулки у его геройских асов не получилось, а, во-вторых, небо над Москвой было таким же неприветливым, как и над Лондоном. Город охраняло более 1 000 зенитных орудий и 300 пулемётов, по ночам при каждой тревоге включалось около 600 прожекторов, и свыше сотни аэростатов заграждали видимость вражеским лётчикам. На вооружении истребительного авиационного корпуса ПВО имелось 600 боевых машин, из которых половина недавно сошла с конвейера.
Техническое превосходство
Но самое страшное для немецкой авиации и самое унизительное для немецкого научно-технического гения было секретное оружие РККА, о котором Кессельринг даже не подозревал. Ещё перед войной в армию поступили на вооружение радиолокационные станции РУС-2, которые позволяли обнаруживать вражеские самолеты на любой высоте на расстоянии в 150 км. Дальность определялась с погрешность в 1 000 м. Станции распознавали группы и одиночные самолёты.
“Используя информацию от РЛС РУС-2, командование частей ПВО впервые могло контролировать значительный объем воздушного пространства (радиус – до 120,0-150,0 км), оценивать и прогнозировать формы и способы боевого применения авиации противника, планировать боевые действия своей авиации и зенитной артиллерии”.
В первый полёт на Москву в ночь на 22 июля 1941 года было направлено 200 груженых бомбами самолётов. Немцы летели спокойно и не догадывались, что русская ПВО держит их на мушке, знает об их приближении и готовится к сюрпризу. Той ночью 22 вражеских бомбардировщика были подбиты и не вернулись домой. Остальные пилоты в панике сбросили свои боекомплекты где придётся и развернули машины в обратный путь.
Постскриптум
В Германии, Великобритании и США тоже разрабатывались радиолокационные станции. Но “по простоте конструкции, надежности функционирования, трудоемкости изготовления, по времени развертывания и свертывания” они значительно уступали советским аналогам.
Впрочем, английская станция МРУ-105, поставлявшаяся в Россию в годы войны, имела одно ценное техническое преимущество. Да вот беда, англичане забыли написать о нём в инструкции, и русским инженерам пришлось самим додумываться о его существовании и применении…
"Пришел я к горестному мнению от наблюдений долгих лет: вся сволочь склонна к единению, а все порядочные — нет. Игорь Губерман"