Колывань – столица Сибири! Не было бы Колывани,  не стало бы Новосибирска?

"Счастья не становится меньше, когда им делишься." Будда

Колывань – столица Сибири! Не было бы Колывани,  не стало бы Новосибирска?

“Колывань- деревня!” – скажут многие новосибирцы и вряд ли задумаются о том, что сейчас могли бы жить именно в Колывани. И не было бы никакого Новосибирска. Давайте просто пофантазируем: что если колыванские купцы проявили бы большую настойчивость и железнодорожный мост возник на 50 километров севернее? Где бы тогда построили ГЭС? А что было бы с Академгородком?

Колывань. Фото из паблика "Типичная Колывань"
Колывань. Фото из паблика “Типичная Колывань”

Сегодня у Колывани памятная дата – 22 июля 1822 года город в Томской губернии стал самим собой. До этого значился, как острог Чаус, основанный в 1713 году. Возвели его для обороны южных границ государства. В общем-то, начиналась Колывань всего лишь с пары домов: избы приказчика, судной избы, амбара и жилья первых служивых. Впрочем, довольно скоро рядом с острогом возникла слобода, на этих землях обосновались ишимские крестьяне.

Острог Чаус. Изображение из паблика "Типичная Колывань"
Острог Чаус. Изображение из паблика “Типичная Колывань”

Острог был правильной формы – четырёхугольный, окружённый внушительным рвом с трёх сторон и рекой Чаус с четвёртой. Прекрасно вооружённому острогу, за всё время существования всё-таки ни разу не пришлось отражать неприятельские атаки. В 1750 году граница существенно сдвинулась на юг, военной угрозы не стало, как и потребности в остроге. Но он не просто остался, а вскоре начал разрастаться: уже концу столетия там возникла деревянная церковь.

Колыванская свинодельческая ферма. Фото из паблика "Типичная Колывань"
Колыванская свинодельческая ферма. Фото из паблика “Типичная Колывань”

К 1822 году, когда город получил новое имя, статус, свой герб (щит, разделённый на две части, с изображениями лошади и снопа сена), Колывань была уже весьма оживлённым населённым пунктом: кроме суда и полицейского управления, там уже была одна богадельня, местные жители закупались в двух лавках, пользовались услугами почты и захаживали в питейный дом.

Деревянное зодчество Колывани. Фото из паблика "Типичная Колывань"
Деревянное зодчество Колывани. Фото из паблика “Типичная Колывань”

Вскоре Колывани стало тесно между Чаусом и берегом Подкаменного озера. К тому же, в тридцатые годы девятнадцатого столетия город стало слишком часто затапливать. Именно тогда жители решили фактически сдвинуть Колывань, сместить её на 8 километров южнее, на каменистый коренной берег. Для нового города отвели 360 гектаров земли, участок вдумчиво распланировали на перспективу, ожидая, что он продолжит расти. Но вмешалась судьба.

В конце девятнадцатого столетия встал вопрос о строительстве железнодорожного моста через Обь. Колыванские купцы сразу поняли, какие заоблачные перспективы перед ними откроются, пройди Транссиб у них под боком. Историки сомневаются насчёт точной суммы – но известно, что предприниматели пытались подкупить инженеров. Фигурируют воспоминания о неком “мешке золота”. Мостостроители, однако, оказались людьми принципиальными: проект переделывать не стали под предлогом, что уже выбранное в районе деревни Кривощёково место для железной дороги, самое удачное. Так для процветавшей Колывани начались чёрные дни.

В начале ХХ века население Колывани стало резко сокращаться. Фото из паблика "Типичная Колывань"
В начале ХХ века население Колывани стало резко сокращаться. Фото из паблика “Типичная Колывань”

Произошло это, разумеется, не в одночасье. На тот момент в Колывани жили 12 тысяч человек. Процветали ремесла и торговля, небольшие заводы производили кирпичи, мыло и свечи, работали фабрики и мануфактуры. Это был действительно красивый город: и сегодня есть повод заехать в Колывань, чтобы взглянуть на кирпичные купеческие дома и деревянные срубы с резными крыльцами и наличниками. Собственно, сегодня эти постройки – единственное, что напоминает о былом величии купеческого города. В быстрорастущий Новосибирск уезжали целыми семьями, производство сворачивали и увозили с собой, словом редело население, а вслед за ним падала экономика.

Колывань. Фото из паблика "Типичная Колывань"
Колывань. Фото из паблика “Типичная Колывань”

Какой могла бы быть Колывань, если бы железнодорожный мост построили там – сложно сказать. Скорее всего, и без того успешный город к настоящему времени вырос бы в разы. Совершенно преобразились бы правобережные Бибиха, Седова Заимка и Красный Яр. Возможно, именно в Колывань во время войны эвакуировали бы предприятия и заводы и старый острог повторил бы путь бурного послевоенного развития Новосибирска.

Не исключено, что и новосибирская ГЭС была бы в совершенно другом месте. Инженеры, кстати, заглядывались на участок реки в районе бывшего села Бугры – там был бы больший напор, но тогда в зону затопления попала бы внушительная часть жилой застройки и железнодорожный мост. А если бы Колыванскую ГЭС (уж конечно не новосибирскую) возвели в районе нынешнего Бугринского моста – другими были бы и очертания моря, и Бердск. И не известно еще, какое место академик Лаврентьев выбрал для Академгородка.

Покровский Александро-Невский женский монастырь. Фото из паблика "Типичная Колывань"
Покровский Александро-Невский женский монастырь. Фото из паблика “Типичная Колывань”

На что сегодня можно посмотреть в Колывани? Путешествие из Новосибирска – это идеальный маршрут выходного дня. Нескольких часов хватит, чтобы пройтись по центру и заглянуть в краеведческий музей. Главные достопримечательности – купеческие дома (все они находятся недалеко друг от друга), Покровский Александро-Невский женский монастырь (ул. Калинина 22), Собор во имя Святой Живоначальной Троицы (ул. Советская 34).

Как добраться? Удобнее всего ехать в Колывань на машине. От города это примерно 40-50 километров по колыванскому шоссе. Между городами курсируют две маршрутки: №326 ходит с площади Маркса, а №328 с площади Калинина.

Источник

PS Колываней на Земле много, но КОЛЫВАНЬ КАМНЕРЕЗНАЯ – одна!



"Не подражайте другим. Найдите себя и оставайтесь собой, ведь «зависть — это невежество», а «подражание — самоубийство». Дейл Карнеги"

Related posts