Колесная дорога за 80 тысяч рублей?

"Да умоется кровью тот, кто усомнится в нашем миролюбии." Тертуллиан

Алтай. Чуйский торговый путь. Колесная дорога за 80 тысяч рублей?

В середине 1903 года колесная дорога была проложена на всем протяжении Чуйского торгового пути. Затраты на ее строительство составили около 80 тысяч рублей, в среднем по 160 рублей на один километр…

Но остался открытым вопрос:

– Брались ли оценить людские затраты?

Алтай. Чуйский торговый путь. Колесная дорога за 80 тысяч рублей

Развитие почтовой связи на Чуйском торговом пути вызвало необходимость образования станций, которые практически представляли собой пункты для смены верховых лошадей. Таких пунктов было создано всего восемь: в Хабаровке, Купчегене, Усть-Ине, Ерде, Айгулаке, Чибите, Курае и Кош-Агаче.

Особенно тягостна для алтайцев была ямская повинность, которая отрывала их от семейного очага, привычного труда и отправляла в трудный путь. Поэтому жители многих сел заключали договоры с русскими крестьянами на извоз и ямскую гоньбу. Например, в приговоре сельского схода жителей села Купчегеня от 5 июня 1897 года говорится: «Мы жители села, заключили с крестьянином Алтайской волости, поселка Купчегень Кузьмой Куликовым сие условие в том, что он, куликов, подрядился у нас отбывать ямскую гоньбу от станции Купчегеня до Усть-Ини с 20 мая 18897 года до 20 мая 1898 года на пять парах лошадей с тремя седлами, 3 арчимаками и 2 проводниками за 480 рублей. При заготовке лошадей должны быть доставлены обществом также пять баранов для закола, а также разрешить пользоваться ему сенокосами в местности Сыккынмюс и по реке Купчегень».

Чике-Таман. Фото Ольга Шадрина

В то время купчегенцам для ямской гоньбы был отведен трудный и опасный участок дороги с 3 переправами на лодках через Катунь. Паромы были построены только в 1902 – 1903 гг.

Развитие капиталистических отношений в России, растущий товарооборот с Монголией и Китаем, усиливающаяся эксплуатация местного населения и увеличивающийся приток переселенцев требовали проведения колесной дороги. Особенно остро встал этот вопрос в связи с началом строительства великого Сибирского железнодорожного пути (1891 год) и началом работ по изысканию трассы на Бийск.

Еще в 1869 году генерал-губернатор Западной Сибири Казанков представил министру финансов докладную записку, в которой обосновал необходимость устройства колесной дороги вместо вьючной. В результате этого ходатайства в Горный Алтай были направлены техники А. Яцевич и В. Замятин, которые провели первое поверхностное обследование и определили предварительную стоимость работ в сумме 100 тыс. рублей.

В 1885 году изыскание ведут инженер М. А. Брещинский и техник А. И. Александров, а в 1892 году – учитель Томского реального училища, техник Н. Ивачев, по подсчетам которого затраты на строительство колесной дороги должны были составить 148,5 тыс. рублей.

Алтай. Чуйский торговый путь. Колесная дорога за 80 тысяч рублей

В 1893 – 1894 годах обследованием Чуйского торгового пути занимался военный инженер И. Вараксин, предложивший ряд вариантов обхода бомов и переправ через реку Катунь, за исключением переправы Кор-Кечу. В 1894 году к нему присоединился поручик Н. Юлышев. По окончании обследования они составили отчет, в котором была определена стоимость строительных работ в сумме 560 тыс. рублей, то есть почти в 4 раза больше, чем предусматривалось сметой Н. Ивачева.

В связи с большим расхождением смет в 1897 году для более точного определения объема работ и их стоимости был послан сюда инженер А. А. Ломачевский. Однако приезд Ломачевского оказался безрезультатным, так как работа не была им закончена. Позднее – в 1900 году по непосредственному ходатайству князя Вяземского в Горный Алтай направляются Барнаульский исправник С. П. Лучшев и инженер И. И. Биль. Но изыскательские работы пришлось вести в основном одному Билю, поскольку Лучшев вскоре уехал обратно.

В результате обследования И. И. Биль составил смету с расчетом ширины дороги в бомах 3,5 аршина, а в остальных местах – 5 аршин. Он впервые предложил построить 3 паромных переправы через Катунь: у бома Кор-Кечу, Яломан и с. Иня. Первоначально стоимость всех работ им была определена в 83 тысячи рублей. Но после тщательного анализа и подсчета окончательная сумма составила 60 тыс. рублей.

Было решено колесный путь делать по проекту И.И. Биля. Однако из государственных средств выделялось всего 24,5 тыс. рублей. При строительстве дороги трассировка пути и общий технический надзор возлагались непосредственно на ИМ. И. Билля, а хозяйственные вопросы на – на С. П. Лучшева. Дорогу на подрядных условиях строили крестьяне близлежащих сел и солдаты. На строительство привлекалось и местное алтайское население, которое отбывало дорожную повинность. Главным подрядчиком был купец А. С. Смирнов (из с. Алтайска), хорошо знавший местные условии. Работы начались 5 мая 1901 года сразу на перевале Чике-Таман, поскольку колесная дорога до него была устроена еще раньше. К работе были привлечены жители Онгудая, Хабаровки, Купчегеня и других сел.

Алтай. Чуйский торговый путь. Колесная дорога за 80 тысяч рублей

Прокладывание дроги через перевал было закончено к осени. Весной 1902 года работы были продолжены за Чике-Таманом и за селом Усть-Иня. Только в середине следующего года колесная дорога была проложена на всем протяжении Чуйского торгового пути. Затраты на ее строительство составили около 80 тысяч рублей, в среднем по 160 рублей на один километр. Особенно большие скальные и взрывные работы были проведены на перевале.

В дальнейшем содержание и улучшение проезжей части Чуйской дороги в основном легли на плечи местного населения, которое обязано было следить за ее состоянием и отрабатывать на ней трудовую повинность. Участки для работ между селами были распределены.

С устройством колесного пути и трех паромных переправ через Катунь русская торговля с Монголией, испытавшая в начале 20 века некоторое сокращение, резко увеличивается. Если через Таможню в Кош-Агаче в 1900 году было перевезено товаров на сумму 925 тыс. рублей, то в 1903 году годовой оборот составил 1,6 млн. рублей, а в 1906 – 1910 годах он достиг 2,4 млн. руб.

Торговля в Чуйском направлении в 1900 году составила 4,5 %, в 1905 – 18,5 в 1910 – 24,6, в 1915 – 30,3% всего торгового оборота России с Монголией.

Чуйский колесный путь проходил в то время в направлении Бийск – Верх-Катунск – Белокуриха – Алтайск – Черга – Шебалино – Онгудай – Иня – Кош-Агач. Местами он был очень узкий, где встречные телеги не могли разъехаться.

Алтай. Чуйский торговый путь. Колесная дорога за 80 тысяч рублей

В связи с ростом села Улалы (ныне город Горно-Алтайск) – одного из торговых центров – возникает вопрос о проведении колесного трата от Бийска по правому берегу Катуни, так как по существовавшей тогда дороге из Бийска в Улалу можно было попасть только окружным путем – через с. Алтайск с выходом на Айский паром.

В 1911 году Чуйская дорога переходит во введение Министерства путей сообщения…

Чуйский тракт. Д. И. Табаев.

Путешествия продолжаются… Ольга Шадрина. Архивные фото



"Лучшее средство хорошо начать день состоит в том, чтобы, проснувшись, подумать, нельзя ли хоть одному человеку доставить сегодня радость. Фридрих Вильгельм Ницше"

Related posts