Когда найдется батыр, что перевернет казан, в Чуйской степи возникнет город?

"Если вам предлагают место в ракетоносителе, не спрашивайте, что за место! Просто займите его." Шерил Сэндберг

Алтай. Стоит только перевернуть казан….

В августе 2022 года мы направлялись на «Луну», то есть на белые глиняные отложения реки Чаган-Узун, что протекает в западной части Чуйской межгорной котловины Алтая. Ехали мы дружной компанией: мы с сестрой Викой и детьми. Водителю Алексею, чьими услугами мы воспользовались в плане доставки, сразу пояснили, что нам надо попасть и в долину белой реки, и с высоты водораздела посмотреть на разноцветные отложения красного ущелья или Марса 2.

Фото Ольга Шадрина. Казан

Алексей сформировал маршрут. На водоразделе, что отделяет две эти долины много дорог и та, которой ехала «делика» Алексея даровала нам, и мне в частности, очень интересный объект – «казан».

Взбираясь на склон водораздела, перед нами появилась массивная глыба, высотой более двух метров. Глыба была полукруглой (или около того), формы, коричневатого цвета.

– Вот, «казан» – сказал Алексей.

И точно, если бы он не сказал, то сказали бы мы с Викой. Каменная глыба действительно напоминала перевернутый казан, но только очень большого размера.

Конечно же, мы остановились. Я пообещала водителю, что быстро все осмотрю. На этом каменище не было острых граней. Его словно отшлифовали. И главное участие в этой шлифовке принимали природные факторы: выветривание и, возможно, химическое в первую очередь; ветер; водная и ледниковая эрозии. По всей видимости, порода эта была гранитом с крупными кристаллами кварца. Вся глыба была покрыта коричневой коркой, поэтому разглядеть гранитную сущность удалось только при тщательном осмотре. Эта коричневая корка с так называемым «загаром», местами была как бы «отодрана», хотя, на мой взгляд, это есть всего лишь результат саморазвития камня.

Еще водитель сообщил нам, что на этом «казане» есть отметины в виде наскальных рисунков.

Фото Ольга Шадрина

Я обошла этот казан со всех сторон. Петроглифы на нем действительно есть, но сохранность их плохая. В основном рисунки сохранились на южной стороне камня и представлены они изображениями животных, относящихся к мелкому рогатому скоту. Рисунки караванного типа. Козлы и бараны выстроены в цепочку, рогатые головы которых ориентированы к востоку.

Кроме рисунков казан был украшен с нижнего края зеленой полосой, образованной колониями лишайников. Накрапывал мелкий дождик, поэтому эта лишайниковая полоса выглядела довольно ярко.

Удивительная глыба! Мы ранее этот водораздел между Чаган-Узуном и Кызыл-Чином тщательно изучали на наличие наскальных рисунков. Тайн здесь действительно очень много. Сказывают, что здесь проходили древние караванные пути.

Фото Ольга Шадрина

Наличие петроглифов на этой каменной глыбе, говорит о том, что люди, живущие в прежние времена, также как и сегодняшние жители Чаган-Узуна, определяли этот камень особенным.

Еще в моей голове промелькнула связь между названием камня с легендой об образовании города Казани. Мы с Ярославом этой весной были там и очень внимательно слушали экскурсоводов.

Легенда гласит, что когда выбирали место для основания города, то обратились к колдуну. Он приказал заложить город там, где закипит без огня врытый в землю котел. А, чтобы город стоял крепко и вечно, в фундамент стен надо было зарыть того, кто первым встретится в этом месте. Долго слуги хана искали такое место, наконец, нашли. Вода здесь закипела в котле сама собой, без огня. Тут и решили основать город, получивший название Казань (котел).

Фото Ольга Шадрина. Река Чаган-Узун

Интересная ассоциация, но в Чуйской степи нет города, может именно потому, что казан перевернут.

Или так, когда найдется батыр, что перевернет казан, в Чуйской степи возникнет город.

С Алексеем мы договорились еще поискать в долине Кызыл-Чина караванные петроглифы, но это уже следующим летом.

Путешествия продолжаются… Ольга Шадрина. Фото автора

Ольга Шадрина



"

Считается, что любовь к деньгам – корень всех бед. То же можно сказать и про отсутствие денег.
Сэмюел Батлер
"

Related posts