Карма

"Когда весь мир настроен против вас, вспомните, что самолет взлетает не по ветру, а против него." Генри Форд

Карма

Закон причин и следствий
Карма есть порождение действия, и сама она есть действие.
«Mиp Огненный», ч. 2, § 395.
1
Не убоимся прямо поставить вопрос – в чем причина несчастий человека? И так же смело ответим – в незнании основных законов жизни, тех великих закономерностей, которые царствуют в самой природе и которые, будучи нарушенными, при носят человеку страдания.
Западная наука вся ушла в изучение материальной природы вещей, совершенно пренебрегая наукой жизни, обрекая человечество брести наугад в поисках счастья, к которому влечется его существо.
Может быть, это произошло оттого, что в этой области испокон веков подвязались представители религий, учившие, как надо жить… Но, судя по моральному облику народов в настоящее время, поздравить их с успехом нельзя, и причиной тому является затемнение основных законов жизни со стороны представителей религий обрядностью, различными надстройками и добавлениями от себя, а подчас и искажениями основных истин.
Что же является этой основной истиной? Что управляет человеческим счастьем или несчастьем? Правит ли всем этим какое-либо Существо, которое можно умилостивить и расположить к себе приношениями, славословиями и слезами раскаяния?
Ответим: основной истиной и законом, управляющим человеческим счастьем и несчастьем, является Закон причин и следствий, гласящий: «Нет явления без причины, и – какова причина, таково и следствие».

Все народы с незапамятных времен наблюдали действие этого великого Закона в Природе и сложили о нем свои пословицы. «Что посеешь, то и пожнешь», «Как аукнется, так и откликнется» – говорит мудрость русского народа. Все религии возвещали этот Закон, и Христос сказал: «Какою мерою вы мерите, такою и вам отмерится».
Мне кажется, при прочтении этих строк кто-то уже скорчил разочарованную гримасу и, если не сказал, то подумал: «Только-то! Закон причин и следствий – мы его давно знаем!»
«Нет, – скажем мы такому, – вам только кажется, что вы его знаете, ибо его гениальная простота обманула вас, а за нею скрыты великие познания, которые откроются лишь пытливому и смелому, без предрассудков ищущему истину».
Причинами обычно являются человеческие действия, а следствиями ­реакции на эти действия, возникающие в окружающей среде. Так как реакция немыслима без инициативного действия, то причина и следствие могут рассматриваться как действие в своем развитии, ибо следствие есть преобразовавшееся начальное действие, и поэтому закон причин и следствий принято называть законом кармы, т. е. законом действия (в переводе с санскритского языка «карма» означает «действие»).
Закон причин и следствий, или Закон Кармы, как мы теперь будем его называть, настолько очевиден, что не найдется, пожалуй, мыслящего человека, который стал бы отрицать его, но вся беда лишь в поверхностном понимании его. Обычно люди усматривают действие этого закона лишь в самых грубых его проявлениях, а более тонкие или удаленные по времени отрицают.
Возьмем два случая.
Вор украл некую сумму денег, причем попал в руки полиции и понес суровое наказание. В этом случае действие закона Кармы будет признаваться всеми. Во втором случае вор украл такую же сумму денег, но так ловко, что остался необнаруженным. При суждении об этом случае мнения разделятся: одни, которых мы будем называть «первыми», против всякой логики будут утверждать, что ловкий вор в этом случае так и останется безнаказанным, хотя они этим припишут Закону Кармы нелепое и абсурдное свойство в одном случае действовать, а в другом – нет, чем и лишат этот закон всякого смысла, допуская возможность обхода его. Другие же скажут, что, хотя ловкий вор и избег карающей руки государственного закона, ему все же не избегнуть Закона Кармы, который рано или поздно настигнет его, принеся ему жестокий удар судьбы, несчастье с неизбежным страданием, столь же великим, какое он причинил другим, ибо Закон Кармы есть Космический закон, действие которого не может потеряться или прекратиться. И эту истину давно отметил народ пословицей: «На чужом несчастье не построишь себе счастья».
Но возвратимся к тем «первым», которые в своем суждении, как мы уже сказали, вопреки всякой логике допустили, что ловкий вор останется безнаказанным. Чем вызвано их такое совершенно абсурдное утверждение, что закон природы иногда действует, иногда нет?
Нет явления без причины. Так и здесь: причина – это незнание «первых» кем или чем будет осуществлено возмездие ловкому вору, если этим не займется государственная власть. А они другой власти и других сил, способных осуществить правосудие, не знают. Как всегда, незнание порождает заблуждение. Но больше всего они («первые») опасаются, как бы им под видом Закона Кармы не подсунули, так сказать, контрабандным путем, понятия о каком-либо Высшем Существе, о Боге и т. п., чего они давно уже решили не допустить ни под каким видом.
Успокоим их заявлением, что мы совсем не собираемся кому-либо навязывать понятие о Боге как о Властелине Вселенной, вмешивающемся и человеческие судьбы, распределяющем между людьми удачи и неудачи. Ведь даже земные цари лично не вмешиваются в личные дела своих граждан, ограничиваясь утверждением законов. И мы здесь говорим о законе природы, действие которого наблюдалось народами с незапамятных времен, и не видим причин, почему бы из нелюбви к понятию о Боге отрицать факты жизни.
Ясность и усваиваемость излагаемого материала значительно пострадала бы, если бы мы в данный момент стали углубляться в детали исполнительного аппарата Закона Кармы, в ее технику, ибо последнее отвлекло бы нас от основной схемы, которая должна быть очерчена до конца. Кроме того, эта деталь требует значительных предварительных знаний. Ограничимся указанием, что организм Космоса (если так можно выразиться) необычайно чувствителен, гармоничен и реагирует на каждое действие со стороны свободной воли человека. Проявления Закона Кармы есть космическая реакция но человеческие действия.
Но между действием человека и реакцией на него Космоса проходит некоторое время, другими словами, каждая причина требует соответствующего времени для образования следствий. Малая причина обычно выявляет свои следствия в короткое время, тогда как большая может потребовать века. Наступив кому-либо на ногу, можно сейчас же как следствие получить гневный взгляд и нелестное замечание, тогда как великое деяние Орлеанской Девы Жанны д’Арк, спасшей Францию, в течение короткого века Жанны д’Арк не успело образовать полного следствия – не принесло ей награды за ее подвиг.
Случай Жанны д’Арк не следует считать каким-то исключительным событием: люди часто совершают действия, требующие более длительного периода для образования следствий, чем те 70-80 лет жизни, которыми исчисляется человеческий век.
Но здесь читателю или слушателю невольно должна прийти в голову мысль, что это какая-то нелепица, полнейший абсурд, ибо получается так, что за свои великие деяния, если они были добрые, человек не получит своей заслуженной награды так же, как не получит возмездия за свои злодеяния, и все это потому, что деяния его были слишком велики, а век чересчур короток – круг причины и следствия не успел завершиться в течение одной человеческой жизни!
Но может ли великий космический закон оказаться таким нелепым? Конечно, нет! Он только привел нас к порогу познания другой великой космической истины, которой он сам составляет лишь часть, а эта великая истина есть бесконечность нашего собственного существования – ­вечная жизнь!
Вижу, как при этих моих словах снова беспокойство и как бы разочарование овладело теми читателями, которых я причислил к категории «первых» из-за их нелюбви к понятию о Боге: опять им хочется воскликнуть: «Ага! Он говорит о том же самом, что и священники, – о загробной жизни!»
Спешу уверить, что и на этот раз они ошиблись. Я говорю о бесконечном существовании человеческого сознания вне зависимости от пребывания в том или другом мире; я излагаю великую истину о том, что рождение и смерть человека не есть конец его существования: после смерти физического тела сознание человека продолжает существовать в изменившихся условиях и по истечении некоторого периода времени, который бывает весьма различен, снова возвращается в земные условия посредством рождения в теле ребенка. Мы возвращаемся!
Мы возвращаемся и начинаем новую жизнь на Земле, и вот тут-то настигают нас следствия созданных нами же в прошлой жизни[1] причин – ­тех, которые не успели образовать своих следствий в течение одной короткой жизни. Они как бы подстерегают, дожидаются нас, чтобы обрушиться на нас в виде ударов судьбы (если это были злодеяния) или чтобы излиться дождем счастья, здоровья и удач (если это были деяния благие). Истинно, человек сам кузнец своего счастья! То, что одними принимается за судьбу, а другими за перст Божий, вмешивающийся в устройство человеческих дел, есть не что иное, как великий Космический Закон причин и следствий – Закон Кармы.
Пусть не ищут верующие, религиозные люди оскорбления Богу в этих моих словах. Поистине, их понятие о Боге только возвысится, если они будут думать о Нем как о великом законодателе, предоставившем право действовать своему закону и его исполнителям, а не Самому вмешиваться в личные дела каждого, чего избегают даже земные цари.
Существование какого-либо закона должно быть оправдано разумной целью. Какой же цели служит Закон Кармы?
Свободная воля человека проявляется в его действиях. Принося человеку страдания за его разрушительные, злые действия и вознаграждая за любые добрые деяния, Карма направляет человеческую волю на служение добру, обогащает человека огромным опытом, заставляет его напрягать все свои силы и разум в борьбе с кармическими препятствиями на пути к счастью и тем самым является величайшим воспитывающим и развивающим фактором, значит, она служит духовной эволюции человечества, она – движущая сила и пружина его прогресса.
Словно переходя из класса в класс в огромном всепланетном училище проходит человек свои многочисленные жизни на Земле под воздействием Кармы и в каждой жизни чему-то научается, развивает свои способности в труде. То, что люди называют талантом или Божьим даром, не есть дар, а трудом и настойчивостью в прошлых жизнях развитая способность, накопление прошлого. Вот почему в семье рыбака, ничего общего с наукой не имеющего, родился Ломоносов. Вот почему появляются вундеркинды, с раннего детства проявляющие какую-либо выдающуюся способность.
Почему дети иногда рождаются со странными наклонностями, не имеющими прецедента в данной семье? Потому что родители дают своим детям не души и тела, а только тела, а за телами приходят души в соответствии с велением Закона Кармы. И не только способности из прошлых жизней приносят с собою воплощающиеся на Земле души, но и прежние любовь и ненависть, симпатии и антипатии. Быстро восстанавливается при встречах прежняя дружба, и как пламя вспыхивает вражда прошлых жизней.
Наблюдая действие Закона Кармы в жизни, в тех случаях, когда он приносит людям счастье, следует хорошо разбираться в значении самого слова «счастье» – оно так различно понимается людьми. Закон Кармы, как действенная пружина, толкающая человечество по пути духовной эволюции, может иметь в виду лишь счастье в самом высоком его понимании, в его космическом аспекте – великой действенной любви. Как успех на пути продвижения это счастье находит свое выражение в жизни устремленного к высоким идеалам человека в виде напряженной борьбы за эти идеалы, борьбы, полной как трудностей, так и достижений, ибо только такая жизнь способствует раскрытию заложенного в каждом человеке безмерного потенциала и гигантскими шагами подвигает борющегося. Обычное же материальное богатство, если оно сопряжено с бездеятельностью, лишено устремлений и борьбы за высокие идеалы и погружено в самоуслаждение, ни в коем случае не может рассматриваться как счастье, ибо в таком состоянии наступает атрофия воли и нравственное разложение, способные надолго затормозить развитие и восхождение данного индивидуума. Было бы смешно считать такое богатство результатом великих благодеяний богача в прошлой жизни, скорее, наоборот: Карма могла наделить в этой жизни богатством человека, бедняка в прошлых жизнях, для того, чтобы он на собственном опыте познал и изжил еще один мираж, сулящий, но не дающий истинного счастья.
Другое дело, богатство в руках борца за высокие идеалы всеобщего блага – он не служит своему богатству, не погружается в самоуслаждение, а заставляет богатство служить своим идеалам. И о таком богаче можно думать как о человеке, совершившем крупные благодеяния в прошлых жизнях.
2
В жизни проявления Закона Кармы настолько очевидны, что каждый, непредубежденно ищущий истину, легко их усмотрит. Труднее убедиться в действительности Закона перевоплощений, и поэтому нелишне будет подтвердить эту доктрину рядом фактов. Даем их с указанием, что излагаем фактический материал в порядке наиболее легкой усваиваемости, т. е. начиная с менее ошеломляющего.
В Шанхае ко мне обратилась девушка с просьбой объяснить непонятное явление. Она всю жизнь видит один и тот же сон, весьма неприятный и повторяющийся не менее четырех раз в неделю, а то и каждую ночь. И других снов она никогда не видит. По содержанию это сон самоубийцы: ночью она вбегает на мост над черными ночными водами, и бросается вниз…
Ознакомив девушку с учением о Карме и перевоплощении, я сказал ей, что в своей прошлой, предшествовавшей нынешнему воплощению жизни, она покончила жизнь самоубийством и что ее сон является частью кармического возмездия, уготовленного ей Законом природы за насильственное нарушение эволюционного продвижения ее личности.
На этом мы расстались, но через год, встретив меня на улице, она радостно сообщила, что, наконец-то увидела другой сон. Оказалось, что этот другой сон раскрыл перед ней тайну мучавших ее сновидений. Она увидела себя маленькой девочкой, живущей со своими родителями где-то в горной глуши на одинокой ферме. Судя по костюмам, это могло быть сотню или более лет тому назад. Внезапно появившиеся люди, вероятно разбойники, зарезали отца и мать, а девочке удалось где-то спрятаться и спастись от убийц. Когда последние, покончив со своим кровавым делом, покинули ферму, ужасом охваченная девочка побежала куда глаза глядят. Ее приютили какие-то люди, которые впоследствии переселились в город и сделали из нее… уличную проститутку. Мерзкая профессия и тяжелая жизнь в конце концов настолько ей опротивели, что она совершила самоубийство именно тем способом и именно в том месте и обстановке, как постоянно снилось ей в ее нынешнем воплощении.
* * *
Многим знакомо странное ощущение при посещении в первый раз новых мест: эти места кажутся давно знакомыми, и мозг тщетно силится воскресить воспоминания, связанные с этими местами, хотя посетитель прекрасно знает, что в этой жизни он тут находится впервые. Такое ощущение имеет двоякое объяснение. Одно из них состоит в том, что посетитель или жил, или посещал эти места в своих прежних жизнях.
В разгар первой мировой войны (1914-1918 гг.) с прифронтовой полосы на восток двигался эшелон беженцев. В нем вместе со своими родителями находился маленький мальчик. Эшелон прибыл в Минск и остановился в гуще других поездов с войсками, беженцами, снарядами и продуктами для фронта. Мальчику захотелось слезть и побегать, но когда он выбрался из вагона, то увидел, что побегать негде: перед ним находились железнодорожные пути, сплошь забитые поездами. Он храбро нырнул под первый поезд, затем под второй, третий и т. д., пока, наконец, не нашел свободную площадку, где мог не только набегаться вволю, но и увидеть что-нибудь интересное… Потом он пустился обратно, нырял под поезда, с отчаянием заглядывал в вагоны, но сколько ни искал – его эшелона не было: он ушел…
Мальчик стал беспризорником. Новая власть подобрала его с улицы и водворила в детдом, а когда он подрос, определила в военное училище. Теперь это был уже не мальчик, а юноша. Наступило время летних каникул. Юноша с тоской смотрел на своих товарищей: у них были родители, к которым, получив бесплатные проездные билеты, они теперь и отправились на отдых… А ему ехать некуда… Как – некуда? Он вдруг припомнил, что один из его лучших друзей уехал на Дальний Восток в гор. Никольск-Уссурийск (ныне Ворошиловск), находящийся в сотне верст от Владивостока.
Почему бы не съездить к нему? Можно и друга проведать, и на Дальний Восток взглянуть, благо – билет бесплатный… Сказано – сделано. Совершив продолжительный и довольно утомительный путь, наш молодой друг с легким чемоданчиком в руках сходит с поезда на перрон в Никольск-Уссурийске. Пассажиры, нагруженные вещами, устремляются в город. Но наш молодой друг стоит на перроне как вкопанный: он ошеломлен и чувствует себя в высшей степени странно – место, куда он только что прибыл впервые в жизни, кажется ему удивительно знакомым, даже родным… И он теперь мучительно думает, вернее, припоминает некоторые детали. Да, вот он припомнил: вот там, по ту сторону рельсов должен находиться пустырь, на пустыре должна быть речка, а через речку – мостик; за мостиком должна находиться роща, а рядом с ней старый дом…
И вот он переходит рельсы, идет в противоположную от вокзала сторону и ищет… Он находит пустырь, речку, мостик; рощи нет, вместо нее – пни: от старого дома сохранился только фундамент… Затем, он идет в город, где, никого не спрашивая, быстро находит жилище своего друга, ему ведь все здесь знакомо…
Этот рассказ поведал мне сам «мальчик», превратившийся к моменту нашего разговора во вполне взрослого мужчину, которому все же удалось разыскать своих родителей, потерянных в детстве.
* * *
Отдельные эпизоды прошлых жизней в сновидениях не редкость, но они большею частью остаются нераспознанными – их правдивость редко удается доказать.
Живя в Китае, я познакомился с талантливой русской журналисткой И.[2] Она родом из Казани. Ей приснилось, что она татарская княжна времен покорения Казани Иоанном Грозным. Она увидела себя в окружении женщин своей семьи, все они спрятались в глубоком подземелье, устроенном под мечетью. И она, и остальные с волнением ожидали исхода сражения, которое в то время кипело уже на улицах города, куда ворвались осаждающие.
Вскоре после этого сна, сильно врезавшегося в ее память, И. прочла в газете, что во время раскопок в Казани, под мечетью, являвшейся ей в сновидении, действительно было обнаружено подземное помещение.
* * *
В замечательной книге Дэвид Ниил «Мистики и маги Тибета», снабженной предисловием такого выдающегося ученого, как доктор д’Арсонваль, содержится чрезвычайно интересный материал о перевоплощениях. Даем краткое изложение.
В Монголии и в Тибете много ламаистских монастырей. Каждый монастырь управляется своим главою – игуменом. Особое место среди них занимает категория игуменов, называемых «тулку». Последние отличаются тем, что знают, когда умрут, и знают, когда и где они снова родятся. Чувствуя приближение своего смертного часа, тулку сзывает монахов и сообщает им, через сколько лет после своей смерти монахи должны приступить к поискам ребенка, в котором опять будет воплощена его умирающего душа. При этом также даются указания, в какой местности должны производиться поиски, каковы будут телесные приметы этого ребенка. Тулку умирает. Новый игумен на его место не избирается. Казначей монастыря занимает место игумена в качестве временно исполняющего обязанности, пока не будет найден возродившийся прежний тулку, считающийся на своем посту несменяемым. В обязанности казначея входит принятие всех необходимых мер по розыску новорожденного тулку. По истечении указанного умирающим срока снаряжается экспедиция монахов, которые тщательно присматриваются к детям соответствующего возраста в указанном им районе. Когда ребенок с нужными приметами найден, его подвергают следующему экзамену. Перед ним кладут множество вещей, принадлежащих разным лицам. Но среди этих вещей имеются и те, которые принадлежали и находились в пользовании умершего игумена. Если в ребенке действительно воплотилась душа этого игумена, то он должен узнать свою собственность.
Дэвид Ниил лично присутствовала при финале одного из таких испытаний. В тибетском монастыре умер игумен-тулку. Замещающий его казначей не проявил особого рвения к розыскам ребенка, в котором должен был возродиться умерший, хотя своевременно отправил экспедицию в указанные места на его розыски. Ребенок не был найден, и казначей продолжал наслаждаться своим высоким положением. Разбирая вещи покойного игумена, он нашел нефритовую табакерку, которая очень ему понравилась. Он положил ее в карман и пользовался ею. Однажды, разъезжая по селениям с целью приобретения продуктов, он решил зайти в крестьянский дом отдохнуть и выпить чаю. Войдя в комнату, он заметил небольшого мальчугана, играющего в углу. Казначей вынул табакерку и собрался было отправить в нос понюшку табака, как к нему подошел мальчик и грозно сказал: «Отдай мне мою табакерку! Как ты посмел ее взять!»
Казначей понял, что перед ним стоит его бывший игумен, и сразу опустился перед ним на колени… Торжественная делегация монахов повела мальчика в монастырь, где он должен был подвергнуться последнему, заключительному экзамену – отбору «своих» вещей. Подъезжая к монастырю, всадники повернули лошадей направо. Мальчик тотчас спросил, почему они сворачивают направо, когда монастырские ворота должны находиться слева. Ему ответили, что за время его отсутствия (т. е. смерти) старые ворота, которые, действительно, находились слева, ­были замурованы, а новые пробиты слева…
Испытание с отбором вещей мальчик прошел блестяще, но доставил при этом неожиданные хлопоты монахам: он «припомнил», что в своей прошлой жизни у него в монастыре была фарфоровая чашка с металлической чеканкой, и захотел, чтобы ее сейчас же нашли и принесли ему. Монахи обыскали соответствующие помещения, но такой чашки не нашли. Тогда мальчик также припомнил, что чашка должна находиться в такой-то кладовой, и дал точное описание сундука, в котором следовало ее искать. Монахи второй раз ушли выполнить поручение, в комнате при мальчике остался казначей. В этот момент Дэвид Ниил, находившаяся по соседству и услышавшая о происшедшем, вошла в комнату (личное знакомство с казначеем делало ее пребывание возможным). Казначей объяснил ей положение дел, и Дэвид Ниил осталась дожидаться результатов поисков. Вскоре монахи вернулись: чашка была найдена, и именно там, где было указано.
Однажды, путешествуя по Монголии, Дэвид Ниил в сопровождении своего приемного сына тибетца Йонгдена на закате солнца приближалась к расположенному в степи постоялому двору. Они решили там заночевать, но когда подошли ближе, оказалось, что какой-то другой караван уже их опередил: весь двор был забит вьючными животными, а комнаты – людьми. Несмотря на это, место все-таки нашлось: глава ранее прибывшего каравана, очень любезный старый монах-китаец, отдал распоряжение своим людям освободить одну комнату для новоприбывших и также дать место для их животных. При встрече со старым главою каравана Дэвид Ниил задавала обычные в таких случаях вопросы – откуда и куда едете? На вопрос Дэвид Ниил: «Куда путь держите?» – старый джентльмен ответил: «Хотели, было, ехать в Тибет, в Лхассу, но теперь надобность отпала, и мы завтра двинемся обратно в свой монастырь».
Такой ответ чрезвычайно поразил путешественницу: снаряжен солидный караван для дальнего пути в Тибет, и вдруг, даже не пройдя половины пути, поворачивает назад, потому что «надобность отпала». Что это за надобность, которую вместо Тибета можно было удовлетворить на простом постоялом дворе?
Ответ не заставил особенно долго ждать. Удалившись в свою комнату, Дэвид Ниил разговаривала с приемным сыном по-тибетски, как вдруг на пороге появился молодой человек и попросил разрешения с ними побеседовать: он, видите ли, тибетец по происхождению и здесь, в Монголии, давно не имел возможности поговорить на своем родном языке. Проходя мимо дверей, он услышал звуки родной речи и не мог удержаться…
Молодой человек не успел закончить, как появился старый монах, глава каравана, и пригласил всех присутствующих к себе пить чай. И вот за чаем Дэвид Ниил попросила монаха объяснить причину его возвращения с полдороги.
Первым ей дал объяснение молодой тибетец. Его звали Мингиюр. Родился он в далеком Тибете в семье крестьянина, но с раннего детства в нем жило ощущение, что это не его истинный дом. Смутная тоска влекла его вдаль, где ему чудились безбрежные долины с пасущимися стадами, юрты кочевников и белый монастырь на возвышении… И эта мечта иногда облекалась в видимость, достигала такой яркости, что заслоняла собой панораму окружающих гор… и ему хотелось бежать из родного дома, от своих родителей к этим манящим картинам… Годы шли, он подрастал, и вместе с этим росло и его влечение. Наконец, он не выдержал и убежал из родительского дома искать страну и место, так привлекавшие его. Путешествуя без гроша в кармане, нигде подолгу не задерживаясь, он, наконец, пришел в Монголию – страну бескрайних степей и пасущихся стад… Сегодня, когда солнце уже клонилось к закату, он подошел к этому постоялому двору, где они сейчас сидят, и в воротах столкнулся лицом к лицу со старым монахом, главою каравана. «И тогда вдруг его осенило – он «вспомнил», что много-много лет тому назад он, Мингиюр, был так же стар, как этот монах, и что он, Мингиюр, был тогда игуменом монастыря и при нем, в качестве ученика состоял тот же самый монах, что сегодня стоял перед ним, с той лишь разницей, что тогда он был совсем молодой – может быть, такой же, как Мингиюр теперь… И они двое, в сопровождении служителей, тогда совершали паломничество в Лхассу и со своим караваном ночевали на этом же постоялом дворе… И многое другое вспомнил Мингиюр – целая прожитая жизнь, когда он был игуменом в белом монастыре на возвышенности, встала перед ним в тысячах подробностей… И он об этом сказал стоящему перед ним монаху. Последний слушал его с радостным волнением, задавал вопросы, требовал больше подробностей. Мингиюр описал ему во всех подробностях совместное путешествие в Лхассу, которое для Мингиюра было делом его предыдущего воплощения, тогда как для монаха оно было событием, совершившимся на его памяти в нынешней жизни. У монаха больше не оставалось сомнений – он признал в Мингиюре своего бывшего духовного учителя, после смерти которого он сам заступил на его место и правил белым монастырем…
Повествование, услышанное Дэвид Ниил от самого монаха, главы каравана, было кратким. После смерти своего духовного учителя он заступил на его место и приложил все усилия к розыску ребенка, в котором должен был воплотиться его прежний наставник. Но поиски оказались тщетными. Один за другим проходили годы, и слава монастыря среди народа стала падать в связи с тем, что умерший тулку не возвращается. Чтобы спасти репутацию монастыря, он решил отправиться в Лхассу и обратиться к высшему духовенству за помощью: обладая более развитыми духовными способностями, представители высшего духовенства могли бы указать искомую личность… Но теперь надобность в дальнейшем путешествии отпала: своего игумена – тулку – он встретил на постоялом дворе…
3
Мы думаем, что нет надобности в дальнейшем перечислении фактов, неопровержимо свидетельствующих в пользу перевоплощений: для ищущего непредубежденного ума их будет достаточно, а тех, кто приблизился к излагаемому нами материалу с целью отрицания – сколько их ни давай ­все равно не убедят…
Но есть еще категория людей, для которых авторитет – все, и они могут спросить, какого мнения по данному вопросу придерживаются священные Писания?
Оставляя нетронутым вопрос, насколько подлинными являются св. Писания, сколько в них осталось первоначального, древнего текста и какие искажения внесены в них позднейшими переписчиками, переводчиками и толкователями, – мы ответим, что даже в таком виде, в каком св. Писания дошли до наших дней, – в них сохранилось свидетельство, что Сам Христос и Его ученики знали о перевоплощениях и верили в них.
Евангелие от Матвея, гл. 17, стих 10-13: «И спросили ученики Его: «Как же книжники говорят, что Илии надлежит прийти прежде?» Иисус сказал им в ответ: «Правда, Илия, должен прийти прежде и устроить все, но говорю вам, что Илья уже пришел, и не узнали его и поступили с ним, как хотели, так и Сын человеческий пострадает от них». Тогда ученики поняли, что Он говорит им об Иоанне Крестителе».
Еще – Евангелие от Ионна, гл. 9, стихи 1-3: «И проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: «Равви! Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» Иисус отвечал: «Не согрешил ни он, ни родители его, но для того, чтобы на нем явились дела Божии…» Действительно, как мог слепой от рождения быть наказан за свои грехи, если бы не существовал закон перевоплощения?
Вышеприведенная цитата неопровержимо устанавливает, что и Христос, и Его ученики признавали в Иоанне Крестителе перевоплощенного Илью Пророка.
Это и не могло быть иначе. Великие законодатели и строители человеческой нравственности, как Будда, Христос и другие, чьи имена уходят в незапамятную древность, знали и приносили людям Единую истину; двух истин ведь по одному вопросу не бывает. И можно ли допустить мысль, что духовный исполин и гениальный прозорливец, каким был Христос, мог создать такую куцую, нелепую и противоречащую всякой логике схему, какую нынешняя христианская церковь ему приписывает?
Человек живет на земле один раз. Существование души у человека признается, но что творится с этой душой после смерти – неизвестно. Тело же его будет лежать в могиле до светопреставления, срок которого также неизвестен. В день светопреставления все мертвецы восстанут из могил и будут судимы. Приговоров всего две категории: добрых – на вечные времена в рай, злых – на вечные времена в ад на терзания. Злой, много нагрешивший человек тоже может после светопреставления попасть в рай, если своевременно (до смерти) успел заручиться отпущением грехов, какое выдают служители церкви.
В приведенной схеме поражает чудовищная несоизмеримость между преступлением и наказанием: за какие-нибудь 70 лет недоброй жизни – ­человека на вечность терзаний!!! Что такое 70 лет по сравнению с вечностью? И, кроме того, из этих семидесяти надо еще вычесть время сна и каких-нибудь человеческих функций, которые не могут быть сплошным злом…
Перевоплощение как принцип существует во всей природе. Ярким проявлением этого принципа является жизнь зерна: посеянное, оно умирает как зерно этого урожая, но не уничтожается в своей сущности и снова восходит, как зерно урожая нового.
* * *
«В Индии все согрешившие спешат принести своему брамину в жертву козла и другие ценные приношения, и столь же успешно получают прощение и очищение. Вы скажете, что это отсталые расы? Но разве не то же самое происходит среди высших интеллигентных слоев Америки и Европы? Нет, хуже, ибо только что католической церковью воскрешен древний закон индульгенций. И сейчас каждый католик может не затруднять себя покаянным паломничеством к главе церкви, а просто должен послать ему соответствующую сумму для получения необходимой индульгенции для входа в рай. Несомненно, существует определенная такса на эти индульгенции, ибо согрешения так различны, и на точной оценке их можно заработать хороший капитал! Куда же дальше идти? Не возвращаемся ли мы спешными шагами во мрак средневековья?»
Да, именно в этом внедрении в сознание человека с детских лет мысли, что у него есть мощная заступница – церковь, которая за пролитую слезу и некоторую мзду проведет его к воротам рая, и заключается тяжкое преступление церкви. Лишив человека ОТВЕТСТВЕННОСТИ, церковь лишила человека его Божественного Происхождения. Церковь дискредитировала великое понятие Божественной Справедливости. Утратив понимание ответственности и справедливости, человек неминуемо будет деградировать, ибо тот, кто не идет с космическими законами, осужден на разложение.
Весь Космос построен законом ответственности или, как его чаще называют, Законом причины и следствия, или Законом Кармы. И не может человечество игнорировать его и пренебрегать им без саморазрушения в конечном итоге. Все древние учения, без исключения, учили этому Закону великой ответственности, этому залогу БОЖЕСТВЕННОСТИ в нас. Он ясно звучит в словах Моисея (которые принято приводить как образец мстительности еврейского народа): «Око за око и зуб за зуб». Но вспомним и слова Христа: «Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду, а Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду. Кто же скажет брату своему «рака», подлежит синедриону, а кто скажет «безумец», подлежит геенне огненной». Разве этот закон, выраженный устами Христа, не будет суровее закона Моисея, если не принять его в том же смысле непреложного Закона Кармы? Также, несомненно, вы знаете слова Христа: «Истинно, говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли ради Меня и Евангелия и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев, и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной» (От Марка, гл. 10, ст. 29-30). Как можно ныне, во время сие, иметь больше матерей, отцов и т. д. если не допустить ЗАКОНА ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ? Именно здесь подчеркнуто противоположение времени здешнего, земных существований среди гонений, веку грядущему, жизни вечной.
Не свидетельствуют ли все эти вопросы учеников о знании ими Закона Кармы, и что Христос не отрицал его? Также следует понять и притчу о талантах. Почему же духовные отцы так упорно опровергают великий космический закон, который один может объяснить все кажущиеся нам несправедливости, всю разницу в условиях рождения, все несчастья, постигающие нас? Ответ один! Всюду и везде действует одно корыстолюбивое побуждение, дабы не утерять свою власть и приумножать свое благополучие. Так невежественные массы на протяжении веков во всем мире держатся между страхом вечного проклятия и горения в адовом огне и надеждою на вечный покой и наслаждение в раю, ключ к Вратам которого вручен священнослужителям.
Но пока человек не поймет всего величия своего происхождения, что он есть бессмертная частица Божественного Я, вечно меняющая свои формы, и не осознает ответственности своей, и что НЕТ НИКОГО, КТО БЫ МОГ ПРОСТИТЬ ЕМУ ЕГО ГРЕХИ ИЛИ ВОЗДАТЬ ПО ЗАСЛУГАМ И, ЧТО ЛИШЬ САМ ОН ЕСТЬ СОЗДАТЕЛЬ ПРИЧИН И СЛЕДСТВИЙ, сеятель и жнец всего сотворенного им, до тех пор человек будет породителем и насадителем того безумия преступности и развращенности, которое грозит планете нашей страшной гибелью» (Е. И. Рерих, Письма).

[1] Мы могли бы сказать и «в прошлых жизнях», ибо человек на Земле многие сотни раз умирает и снова рождается.
[2] Варвара Николаевна Ивлева.



"Мудрец счастлив, довольствуясь немногим, а глупцу всего мало; вот почему почти все люди несчастны. Франсуа де Ларошфуко"

Related posts