Какую премьеру представит народный театр «Собеседник» в Сростках

"Счастья не становится меньше, когда им делишься." Будда

Народный театр «Собеседник» Шипуновского КДЦ не раз становился лауреатом Шукшинского фестиваля в театральной номинации. В этом году в Сростках он представит премьеру по произведениям Василия Макаровича «Операция Ефима Пьяных» и «Думы».

Реинкарнация

История у «Собеседника» непростая. В 60-х он стал известен краю благодаря спектаклю «Барабанщица». Самодеятельные актеры ездили с ним по городам и весям. Но… уехал из райцентра художественный руководитель – и не стало народного театра. Нынешний его состав – полная творческая реинкарнация. 

В 1983 году в Шипуновский районный Дом культуры приехала выпускница института культуры Нина Конради. Изучив документы да архивные фото, она ахнула. Театр нужно было возрождать! В 87-м на местной сцене показали первую работу заново собранной труппы – попурри по мотивам классиков-юмористов «Веселый театральный вечер», а спустя пять лет удалось заново получить звание народного театра. С тех пор труппа постоянно подтверждает свое реноме на фестивальных площадках края, Шукшинских чтениях и «Театральном разъезде».

Нина Конради, уже 35 лет бессменный режиссер «Собеседника», не устает удивляться неисповедимости путей, которыми человек приходит на сцену. Взять, к примеру, ведущую актрису Аллу Пестрикову, предпринимателя. Лет десять назад она начинала в народном театре с… мужской роли. В миниатюре нужно было сыграть Ивана-дурака, и Конради с ног сбилась в поисках подходящего исполнителя. А тут Алла, звезда самодеятельности бизнес-сообщества Шипуново. Вышла расхлябанной походочкой, почесала пузо… «Эге, а девка-то талантлива», – сказала себе Нина Алексеевна. С тех пор Пестрикова – в труппе.

Актрису Елену Костину Конради присмотрела для себя лет пять назад на программе «А ну-ка, девушки!» и сразу доверила ей одну из главных ролей в пьесе по «Преступлению и наказанию» Зощенко.

Руслан Кононов вообще ради «Собеседника» место жительства сменил. Переехал сюда с семьей из Залесовского района – Конради его переманила. Теперь все Кононовы живут в Шипуново и связаны с культурой. Жена Алена работает в комитете по культуре, дочь Альбина – музработник, школьники Илья и Никита пробуют несложные роли, а сам глава многодетной семьи – режиссер массовых праздников, учится в АГИК, работает в Шипуновском культурно-досуговом центре.

Тре-бу-ет-ся

Когда Нине Алексеевне исполнилось семьдесят, она пошла в автошколу учиться водить машину. На этом месте повествования Руслан Кононов нервно вздрагивает: «Пойду-ка я покурю, пожалуй». Под хохот актеров Конради объясняет такую реакцию коллеги:

– Я пока с инструктором по вождению занималась, только и слышала от него: «Вам это не дано. Зачем вы только сюда пришли?» Но позвольте мне самой решать, дано или нет. В первый раз вождение я завалила, не вписалась в гараж, снесла предполагаемую стенку. Из меня же тот еще ездок… Руслан взялся меня поднатаскать. И оказалось – дано! Другой вопрос, что он сильно нервничает, когда я за рулем. Кричит, ругает, а я в руль вцеплюсь да приговариваю: «Ориори, только не бросай меня». Повторный экзамен 16 августа. Готовимся.

Если считать вместе с детьми, то в труппе более двадцати актеров. Ребятишки вырастают и уходят, взрослый же состав из десяти человек – постоянный. Есть в театре инженер, педагог, предприниматель, психолог, музыкант…

Сценография, костюмерная база – все как положено, хотя и приходится собирать эту базу с миру по нитке.

Декораций сложных не делают по причине их дороговизны и громоздкости. Удивительно, что именно любительская труппа проявляет высший пилотаж актерского мастерства, когда надо соткать пространство спектакля из подручных средств.

– Нас в институте культуры учат из любых окружающих предметов делать сюжет. Прогибаться под предлагаемые обстоятельства. Чтобы при минимуме затрат – максимум зрительных эффектов, – делится секретами Руслан.

– Но как прогибаться, если речь идет о глобальных вещах? Любому артисту хочется полных залов, оваций. Где все это взять народному театру?

– Да, был у нас провал, когда в зале 10 – 15 зрителей, а мы выходим и играем. Городские театры этого не могли ощутить, а мы – по полной. Но в последнее время зрителей все больше становится. Премьеру весны этого года, «Женитьбу» по Гоголю, дважды показывали, зал почти полон. Нет, честно, выкарабкиваемся. И даже смеем надеяться на дальнейший приток зрителей в народный театр. Потому что человек пресытился гаджетами и виртуальными друзьями. Ему живое общение нужно. Нет, тре-бу-ет-ся! Наш зритель аплодирует стоя. И интересуется, когда следующий спектакль.

Полезная тренировка

Как выкарабкивались? А как получалось. Объявлениями в соцсетях в первую очередь. Но перед апрельской премьерой актеры сами объехали всех знакомых и друзей в райцентре и окрестных селах, сотни адресов, если учесть, что в деревне все друг друга знают. Словом, в первый же вечер Елена Костина вернулась из своего маркетингового вояжа и гордо доложила: «60 билетов у меня взяли». Несколько таких рейсов – и зал на 400 мест полон. Оказалось, многие шипуновцы даже не знали, что в райцентре есть свой театр!

Есть у «Собеседника» фирменный, можно сказать, проект. Единственный в крае фестиваль разговорного жанра «Заветное слово», нынешний год юбилейный для него, двадцатый. Малая театральная форма, художественное чтение на заданную тему, искусство публичного выступления. Детище, которым режиссер Конради безмерно гордится:

– Это только кажется, что легко выйти на сцену и проговорить трехминутный монолог-миниатюру. А вы попробуйте! Люди почти разучились говорить внятно, логично, лаконично. Очень полезная тренировка, рекомендую тем, кто хочет избавиться от косноязычия.

В прошлом году на Шукшинских чтениях лауреатом в номинации чтецов стала дочь Аллы Пестриковой, Юлия. Тема была «Символ России», девушка посвятила свое выступление березе. Помните шукшинское? «Егор вышел из машины. Вокруг был сплошной берёзовый лес. И такой это был чистый белый мир на чёрной ещё земле, такое свечение…» Такое же, вне времени, как и сам народный театр.

– Не уйдет этот жанр. Вся его история об этом. Без него не донести до детей то, что оставили нам Василий Макарович, Астафьев или Распутин… Каждый день нашей жизни – это театр, даже когда мы не задумываемся об этом. Из зрителей его не выковырять. Из нас тем более, – обещают на прощание актеры «Собеседника».



"

Считается, что любовь к деньгам – корень всех бед. То же можно сказать и про отсутствие денег.
Сэмюел Батлер
"

Related posts