Каким было рабство в Древней Руси?

"Наше сознание - это все. Вы становитесь тем, о чем думаете." Будда

Было ли рабство в Древней Руси и если было, то каким?

Вопрос о наличии рабов на Руси в девятом-одиннадцатом веках вызывает неоднозначную реакцию. Почему то у многих из нас мысль о том, что наши предки могли иметь рабов, вызывает панический ужас. Другие, наоборот, с готовностью поддакивают, заявляя, что продажа рабов была, чуть ли не основной статьей дохода у древних руссов. Дескать, что вы хотите, варварский отсталый народ, ничего толком не умели и не придумали ничего лучше, чем зарабатывать, продавая собственных братьев славян.

Во первых и те и другие являются жертвами стереотипов. При слове раб в сознании многих возникают ассоциации с Древним Римом, времен Поздней Республики, то есть рабство представляется в античной, «классической» форме. Во вторых есть у людей такое свойство, судить о событиях далеких времен с современной точки зрения. В наше время рабство в любой форме осуждается законами, как юридическими, так и нравственными. Тысячу лет назад это было нормальной вещью и как явление было широко распространено как на востоке, так и на западе. В христианской Европе рабство было не принято, по крайней мере в открытой форме, зато очень широко практиковалась продажа славян-язычников, византийцам и арабам. Не случайно в западноевропейских языках слово «раб» созвучно слову «славянин», «slave». Кроме того как то забывается тот факт, что в те времена восточные славяне, не считали себя единым народом. Впрочем, межплеменная вражда процветала в те времена среди всех славянских племен, что явилось в частности одной из главных причин исчезновения полабских славян.

Каким было рабство при язычниках.

В русских источниках слово «раб» встречается довольно поздно, что дает повод для утверждения, что рабства на Руси девятого-десятого веков не существовало. Особенно часто об этом говорят представители неоязычества, по версии которых выходит, что рабство в нашу страну пришло вместе с восточной «рабской» по сути, верой. При этом князя Владимира, принесшего эту веру, те же самые люди называют «рабским отродьем». На самом деле рабство существовало среди славян задолго до появления Киевской Руси. Свидетельством тому служат восточные и европейские хроники, где говорится, что славяне имеют много рабов, захваченных в результате войн с соседями, отдельно упоминаются и русы, которые по сведениям арабских писателей, нападали на славян и продавали захваченных пленников булгарам и хазарам. При этом уточнялось, что с рабами русы обращались хорошо, сытно кормили и нормально одевали. Данные слова вовсе не свидетельствуют об особом, природном гуманизме руссов, о котором любят поговорить некоторые славянофилы. Все просто, чем лучше выглядит пленник, тем дороже его купят, а европейские рабы, особенно женщины, ценились на востоке высоко. С образованием государства, которое мы сегодня зовем Киевской Русью, рабство никуда не исчезло, просто имело несколько отличные от нашего представления формы.

До Крещения Руси, при первых князьях, рабов называли «челядь», раб соответственно «челядин». В подавляющем большинстве своем это были пленники, захваченные во время войн и набегов. Пленник мог дать за себя выкуп, мог этот выкуп отработать, а мог и навсегда остаться в распоряжении человека захватившего его. Уже в договоре князя Олега Вещего с Византией, в 912 году имеется статья, оговаривающая условия возвращения захваченных пленников, а так же цена выкупа. Отдельно говорится о том что если челядин будет украден, сманен или сбежит из Византии на Русь и наоборот, то он должен быть возвращен хозяину.

Своих же соплеменников в рабство обращали крайне редко. При языческих князьях, восточные славяне продолжали жить родо-племенным строем и насильственное лишение личной свободы члена общины, было делом исключительным. Однако стали встречаться те кто шел в челядины добровольно. Не найдя себя в родной общине или изгнанный из нее по какой то причине, мог искать покровительства у князя или боярина в обмен на свою свободу. При определенных условиях такой человек мог занять высокое положение в свите своего хозяина, что не меняло его статуса, он полностью находился во власти господина. Собственно слово «челядь» происходит, по мнению многих исследователей от Слова «чадь», в единственном числе «чадо», то есть ребенок, который не имеет никаких прав, а подчиняется воле главы семьи.

Таким образом, мы видим, что рабство существовало у славян, с незапамятных времен и было распространено в Киевской Руси с момента ее образования. При этом подавляющая часть рабов это захваченные в результате боевых действий иноплеменники, которые поставлялись в основном на внешний рынок, в первую очередь к византийцам и хазарам. Внутреннего рынка рабов, как такого не существовало, как и специализирующихся на этой отрасли купцов. Основными владельцами рабов-челяди были князья и бояре, а так же богатые торговцы. Рабство имело мягкие формы, будучи человеком по сути бесправным, челядин все-таки оставался человеком, а не «говорящим орудием». Однако, не смотря на то что иной челядин мог богато одеваться, есть за одним столом с хозяином, пользоваться его доверием и иметь с ним дружеские отношения, он при этом юридически оставался бесправным и полностью зависел от воли господина.

После принятия христианства.

Вводя на Русь христианство, как государственную религию, Владимир не просто принес новую веру и уничтожал старую. Изменялось буквально все, весь уклад жизни: политическая, социальная, экономическая сфера. Изменяются и формы зависимости. Понятие «челядин» становится размытым и уже не соответствует в полной мере понятию «раб». Многие из челяди обросли богатством и влиянием и даже обрели политическую силу. И примерно в одиннадцатом веке появляется новое понятие – холоп.

Некоторые полагаю, что это слово пришло из Польши, где рабов называли хлопами. Мне же правильной кажется версия, что понятие это, как и челядь пришло из родо-племенных отношений. Хлопами, хлопцами называли молодых, холостых мужчин, младших челнов общины, не имеющих никаких прав. В условиях, когда старый уклад рушится, а новый еще толком не установился, появилось много обездоленный людей, стремящихся прислониться к кому то сильному, тому, кто даст защиту, еду и кров, пускай ценою за это станет рабское ярмо. Судя по всему, первые холопы становились невольниками добровольно. В самых ранних версиях «Русской Правды» холоп и челядин соседствуют. Рабство на Руси того времени было двух видов: временное и постоянное. Временными рабами становились, как правило, пленники, захваченные во время военных действий. По окончанию войны они либо освобождались за выкуп, либо отпускались на волю после того как отрабатывали нужную сумму. Впрочем, это правило соблюдалось в том случае, если между воюющими сторонами имелось соответствующее соглашение. В противном случае временное рабство могло стать постоянным. В постоянное рабство или по другому обельное холопство можно было угодить также по следующим причинам:

– продаться по собственной воле

– не исполнить взятых обязательств, например не отдать и не отработать долг

– вступить в брак с холопкой, без соглашения с хозяином

– совершить тяжкое преступление

– родится в несвободной семье

Законных способов получить свободу было два: или раб выкупал себя (что бывало редко), или хозяин отпускал его по своей воле. Само собой существовал и незаконный способ – побег. Применялся он, судя по всему не редко, так как в «Русской Правде» есть несколько пунктов касательно беглых холопов. Пускаясь в бега раб, как и те, кто ему помогал, сильно рисковали. Наказание полагалось серьезное.

Хотя согласно закону холоп не имел гражданских прав, известны случаи, когда холопы выступали свидетелями на суде и их показания имели законную силу. Кроме того многие из них имели собственность, совершали сделки и принимали на себя обязательства. Правда делалось это от имени хозяина, однако если кто то заключая соглашение с рабом, был осведомлен о его статусе, то в этом случае делал это на свой страх и риск.

Таким образом, можно сделать вывод, что статус холопов в Древней Руси, ясен не до конца. Впрочем, это относится ко многим этого периода нашей истории.

Рабство на Руси существовало в разных формах с древних времен. Это однако, вовсе не свидетельствует об отсталости и дикости русского государства. Рабство в десятом-одиннадцатом веке практиковалось практически во всех странах известного тогда мира, не исключая христианскую Европу. Более того на Руси, того времени оно имело весьма мягкие формы. И в целом положение русского челядина или холопа было не хуже чем у крепостного во Франции, Германии или Англии. А может и лучше.

Все изображения в статье взяты из открытых источников.



""Дерево виновато в том, что привлекло удар молнии, так же, как молния виновата в том, что выбрала это дерево для попадания." Книга Мирдада"

Related posts