Как в СССР религию создавали?

"Как бы высоко не оценивали вас, всегда имейте мужество сказать себе: «Я невежда»." Иван Павлов

Как в СССР религию создавали?

Когда новая большевистская власть отринула религию образовалась огромная лакуна на месте христианства, которое на протяжении многих веков срасталось с русской душой. На освободившееся место срочно требовалась новая религия.

Ранняя смерть Ленина предоставила возможность создать новую религию на его имени и его биографии. Давайте рассмотрим как известные сакральные символы христианства без особых изменений вживались в новую коммунистическую идеологию.

Сразу же после смерти Ленина появляется стихотворение Маяковского “Комсомольская”, где рефреном звучит ставшей самостоятельно известной фраза: “Ленин — жил, Ленин — жив, Ленин — будет жить.”

Литературная образность фразы всем понятна, но она в точности повторяет то определение, которое присуще Имени Бога в Библии.

“Яхве” – имеет значение “Сущий”, то есть тот, кто жил, жив и живет вечно. Можно было списать на совпадение, но как правило совпадения не случайны, тем более у таких интеллектуалов как Маяковский. К тому же последующее развитие темы в стране только подтверждает зарождение тогда именно религиозного культа.

В первые годы СССР происходит замена крестного хода на Пасху первомайскими демонстрациями. Но теперь не за крестом идут люди, а за главным красным знаменем. Весеннее массовое шествие сохранилось, но сменило свой смысл.

Но крест нужно было заменить не только на шествии, но и в повседневной жизни. Как крест когда-то определял принадлежность к вере православной, так теперь его сменила звезда. Серп и молот – всё же политика, надо понимать значение и сложно транслируется, а вот звезда – она всегда рядом и несет исключительно положительное восприятие. Поэтому через новое “крещение” детей посвящали в октябрята. А на звездочке – маленький Ленин. Параллель с Вифлеемской звездой и маленьким Иисусом слишком очевидна, чтобы подробно на этом останавливаться. Звезда сопровождала в течение всей жизни и даже венчала скорбный холмик после ее завершения.

А истории о Великом и Вечно живом создавались для всех возрастов. Ленин действительно “жил” в каждом поколении. Истории о нем создавались для всех возрастов, и в каждом рассказе крылась не просто череда событий, а мудрость, которую следовало впитать и передать следующим.

“Формирование гражданской обрядности началось в 1920 х, но именно в хрущевское время благодаря развернувшейся антирелигиозной кампании возникли современные ритуалы, например, торжественная регистрация брака и новорожденных, дни призывников, первокурсников, выпускников. Многие профессиональные и «народные» праздники (проводы зимы, праздник урожая) также появились в те годы. “

Елена Жидкова “Советская гражданская обрядность как альтернатива обрядности религиозной”

Такие вот октябрины
Такие вот октябрины

Да и имена архаичные следовало менять. Как когда-то на Руси вместо Зайца, Безсону и Бояну пришли Александры, Иваны, Михаилы, так теперь наступало время для Владленов, Виленов, Вилиоров. Создали даже специальный обряд “октябрины”, когда и производилось имянаречение и посвящение в гражданство.

Мать Ленина – Мария Ульянова всё больше приобретала черты свой библейской тезки. Достаточно взглянуть на памятник ей с младенцем на руках, чтобы вспомнить произведения искусства о Мадонне с младенцем. В житии Ленина мать выступала образцом мудрости и нравственности, которая с детства понимала с грустью избранность своего сына.

Главный “Храм” страны с сакральными “мощами” был установлен в центре столицы для бесчисленных паломничеств. Создавался и сонм мучеников за веру, в которую входили и отечественные и зарубежные “жертвы за правое дело”. Среди них одно из самых почетных мест занимал “предтеча” Владимира Ильича – брат его Александр Ульянов.

Была попытка даже создать новый календарь с новым летоисчислением, но все же разум здесь победил, просто стали говорить “нашей эры” вместо “от Рождества Христова”.

Сталин и для себя избрал роль. Он избрал для себя роль классического Папы Римского, абсолютного главы теократического государства. Абсолютно непогрешимого на сакральном уровне. Но за ним интститут советского “папства” стал ослабевать.

Да и эта новая религия была обречена на поражение в истории. Она была лишена какой-либо эсхатологической составляющей. Не было в ней и насущного блага. Человеку обещалось лишь некое мифическое счастливое будущее потомков, ради которого нужно претерпеть, но при этом он уже его не увидит.

А окружающая действительность по истечению первых лет энтузиазма юных большевиков демонстрировала всё большее расхождение заявленных целей с окружающей действительностью. Кроме того, рост уровня образованности граждан и удовлетворение базовых потребностей требовали более высокой мысли, чем в учебниках по идеологии КПСС. Люди стали открывать редкие книги Лосева, Бердяева, а далее и христианскую святоотеческую литературу удовлетворяя духовный поиск.

Да и насаждение идеологии постепенно ослабевало. Оставалась реальная жизнь и борющиеся за выживание древние религии, которые терпеливо ожидали блудных сыновей.

Источник



"Не нужно додумывать слишком много. Так вы создаете проблемы, которых изначально не было. Фридрих Ницше"

Related posts