Как у Рериха!

"Успех должен измеряться не столько положением, которого человек достиг в жизни, сколько теми препятствиями, которые ему пришлось преодолеть на пути к успеху." Букер Т. Вашингтон ©
Время на прочтение: 3 минут(ы)

Как у Рериха!

Фото Евгении Смоляковой
Фото Евгении Смоляковой
Тема, вроде бы, не стоит и выеденного яйца. Но вы себе просто не представляете, какие войны разворачиваются из-за этого в интернете!

Когда выкладываешь алтайские фото в общий доступ в соцсетях, обязательно найдется кто-то, кто напишет комментарий «Как у Рериха!».

Да, именно так, слово в слово.

Еще вариант: «Ну вылитый Рерих!»

Плато Укок. Фото Ирины Дмитриевой
Плато Укок. Фото Ирины Дмитриевой
Н. К. Рерих "Гималаи. Утро"
Н. К. Рерих “Гималаи. Утро”

Лично я отношусь к Николаю Константиновичу и всему тому, что он сделал, с глубочайшим уважением.

Но многих фотографов такое сравнение изрядно раздражает. Мол, личность его в истории неоднозначная и вообще-то не нужно быть такими узкомыслящими, поддерживать в себе стереотипы и вешать клише. Нас де вдохновила Природа, а всякие там художники тут не причем. Так, известный фотограф Алтая Светлана Казина даже придумала хештег

# некакурериха.

Ее позиция – не поощрять шаблонное мышление, пытающееся сравнивать что-то с чем-то, вместо того, чтобы просто наслаждаться тем, что видишь.

Плато Укок. Тавын-Богдо-Ола. Фото Ирины Дмитриевой
Плато Укок. Тавын-Богдо-Ола. Фото Ирины Дмитриевой
Н. К. Рерих "Гималаи. Розовые горы"
Н. К. Рерих “Гималаи. Розовые горы”

Но вот как считает наша Евгения: «Зайду с другого входа. Я училась фотографии в СПбГУКиТ и там нам говорили – смотрите великих, копируйте, так вы не просто поймете теорию и законы светописи и композиции, а прочувствуете глазами, впитаете на подкорку мозга, это будет неотделимая часть вас – вот это чувство прекрасного и умение на пустом месте видеть кадр.

Я завороженно смотрела на картины художников, понимая, что их титанический труд мне на себя не примерить. Фотография и живопись используют одинаковые средства выражения – композицию и свет, только фото делается быстрее – щелк и все. От этого и бОльшее уважение к художникам, не только к их умению показать и выразить, а и к их терпению при работе над картиной, мастерству и понимаю процессов.

И тут вдруг – “о, как у Рериха!” – да, хоть, как у Шишкина, Айвазовского, Левитана и любого другого признанного гения! Если мое творчество сравнивают с трудами таких великих людей, для меня это честь. Значит, я еще немного приблизилась к той высокой планке, которую они задали. Значит, проделанная работа оценивается высоко.

И, если мне когда-то скажут – о, да у тебя, как у Шишкина с его лесом. Или любимое многими – как у Рериха, да, я почту за честь!»

Определенно, есть, над чем задуматься. Обе точки зрения имеют право на существование.

Но! Раздражает одинаковость мышления.

Почему обязательно нужно что-то с чем-то сравнивать? Почему мы не воспринимаем существующее само по себе?

Когда же пишут к моему фото «Как у Рериха», я поправляю: «Нет, это как у Алтая». Особенно когда на фото изображено то, чего у Рериха никогда не было. Я помню, был какой-то момент по зиме, когда так писали почти про любой пейзаж. Тут сразу хотелось задать вопрос: а вы вообще знакомы с его творчеством? Или это уже интернетовский мем…

Ведь все-таки Рерих не придумал Алтай или Гималаи, он просто изображал то, что создала природа.

Но почему-то прижился именно этот стереотип. Всему виной тут – шаблонное мышление. Один сказал – другому нужно непременно повторить. Не вдаваясь в суть вопроса.

А ведь на самом деле, может быть и так. Люди, глядя на картины Николая Константиновича, поражаются тем цветам, в которые окрашены его горы. И, когда видят такое же на фото или в реальности, понимают, что это не вымысел художника. Это есть на самом деле!

И в восхищении говорят: «Ну правда, как у Рериха!»

Укок Тавын-Богдо-Ола. Фото Ирины Дмитриевой
Укок Тавын-Богдо-Ола. Фото Ирины Дмитриевой
Н. К. Рерих "
Н. К. Рерих “Канченджанга”

Источник






Поделиться ссылкой:

Related posts

Leave a Comment

пять + 12 =