Как русские самолёты «Антонов» стали нерусскими?

"Всякая человеческая голова подобна желудку: одна переваривает входящую в оную пищу, а другая от нее засоряется." Козьма Прутков

Как русские самолёты «Антонов» стали нерусскими?

Речь пойдёт о русских самолётах под брендом «Антонов», которые мы привыкли называть «Ан», по первому слогу фамилии знаменитого авиаконструктора Олега Константиновича Антонова. Два месяца назад, 7 февраля, исполнилось 115 лет со дня его рождения.

Авиапредприятие «Антонов» родилось в России много десятилетий назад, но волей судеб оказалось на территории Украины. При Советском Союзе на нём были созданы лучшие в мире транспортные самолёты, поставившие 244 мировых авиационных рекорда.

Ан-124 (иллюстрация из открытых источников)
Ан-124 (иллюстрация из открытых источников)

После распада СССР ничего заслуживающего внимания там создано не было, кроме нескольких машин разного класса, и то, в кооперации с Россией. Когда в 2014 году деловые связи с Россией были разорваны окончательно, уникальное предприятие, а вместе с ним «украинское авиастроение» быстро деградировало и тихо скончалось.

Начатый в 2010 году проект строительства самолёта Ан-178 на базе пассажирского Ан-158 провалился. В 2020 году стало известно, что машина разработана с критической конструкторской ошибкой в центровке самолета. Без дополнительного балласта для удержания равновесия в воздухе он летать не может.

Презентация нового транспортного самолета Ан-178 на госпредприятии Антонов в Киеве (Украина), 2015 год, фото ТАСС
Презентация нового транспортного самолета Ан-178 на госпредприятии Антонов в Киеве (Украина), 2015 год, фото ТАСС

Сейчас «Антонов» занимается сдачей в аренду ангаров для съемок шоу, изредка ремонтом своей старой техники, и эксплуатирует оставшиеся самолёты для перевозки грузов НАТО и других новых друзей.

Если об «Антонове» и вспоминают, то чаще не из-за достижений. Обычно это происходит в свете какого-нибудь скандала. Например, как в 2015 году, когда на всеукраинском голосовании по выбору нового имени самолета Ан-178 с огромным отрывом победил вариант «Бандера».

История «Антонова»

Отец-основатель «Антонова», выпустившего серию самых больших, самых надёжных, самых грузоподъемных транспортных самолётов Олег Антонов родился 7 февраля 1906 года в деревне Троица Подольского уезда Московской губернии в семье инженера-строителя.

В 1922 году Олег окончил Саратовское реальное училище. В1923 году начал создавать планеры в Обществе друзей воздушного флота. В 1924 году его аппарат ОКА-1 «Голубь» получил диплом за оригинальность конструкции.

В 1925 году Антонов поступил в Ленинградский политех, после окончания которого начал работать на планеростроительном заводе в Тушино (Москва), а в январе 1931 году уже стал главным конструктором.

С 1938 года работал в КБ им. А.С. Яковлева. С началом войны Олег Константинович возвращается в Ленинград, затем его переводят на авиазавод в Москву, а осенью 1941 года вместе с предприятием он эвакуируется в Тюмень.

День рождения авиапредприятия «Антонов» – 31 мая 1946 года.

В этот день на Новосибирском авиационном заводе (филиале КБ Яковлева) было создано опытное конструкторское бюро (ОКБ-153). Главным конструктором был назначен Олег Антонов.

Талантливому конструктору понадобился всего год, чтобы выполнить задание Совета министров СССР по созданию универсального сельскохозяйственного самолёта. 31 августа 1947 года свой первый полёт совершил знаменитый «кукурузник».

Сельскохозяйственный самолет Ан-2 во время заправки горючим топливом, 1958 год, фотохроника ТАСС
Сельскохозяйственный самолет Ан-2 во время заправки горючим топливом, 1958 год, фотохроника ТАСС

Сложно найти аналог этой уникальной машине, но надёжности, неприхотливости и главное, по такой низкой себестоимости.  «Ан-2» летал всюду, где можно, и где нельзя, включая Антарктиду.

В 1952 году ОКБ О.К.Антонова по непонятной причине был передан Киеву.

По странному стечению обстоятельств, меньше чем через два года, в 1954 году, туда же отправился и российский Крым.

В 1962 году Олег Константинович стал Генеральным конструктором ОКБ. За годы его руководства были разработаны, сконструированы и построены:
— транспортные самолёты Ан-8, Ан-12, Ан-22 «Антей», Ан-26 и Ан-32;
— пассажирские самолёты Ан-10, Ан-14 «Пчёлка» и Ан-24;
— реактивные транспортные самолёты Ан-72 и Ан-124 «Руслан»;
— многоцелевые самолёты Ан-3 и Ан-28;
— планеры А-11, А-13 и А-15.

Самолет Ан-14 Пчелка над городскими кварталами Арсеньева (Приморский край), 1971 год, фотохроника ТАСС
Самолет Ан-14 Пчелка над городскими кварталами Арсеньева (Приморский край), 1971 год, фотохроника ТАСС

Две трети всех знаменитых «Русланов» были произведены в Ульяновске.

Ан-124 (иллюстрация из открытых источников)..
Ан-124 (иллюстрация из открытых источников)..

Россия всегда была щедра на подарки своим братьям, с которыми жила в СССР одной большой семьёй. Даже не помышляя, что братья однажды её предадут, она дарила им территории и предприятия, в том числе имеющие стратегическое значение для безопасности самой России.

В последние годы «Антонов» чаще упоминается в СМИ из-за судебных угроз в адрес нашей страны и запретов использовать название «Ан». Проще говоря, владельцы бренда «Антонов» используют его для грязного политического противостояния.

И, тем не менее, наследие великого Олега Антонова будет воплощено в новой версии крупнейшего в мире воздушного судна Ан-124-100 «Руслан». Он будет создан Россией на правах преемницы СССР – страны, где родились самолёты «Антонов» в чертежах, в технологиях, в колоссальных трудах советских инженеров и рабочих.

РОСГОД

Подписывайтесь на канал @rosgod_ru в Telegram



"Не нужно додумывать слишком много. Так вы создаете проблемы, которых изначально не было. Фридрих Ницше"

Related posts