Как Пушкин попал в анекдот, а Голицын угодил Петру I: едем в подольские имения

"Запомните, что не достичь успеха – иногда тоже большая удача." Далай Лама

Поехал как-то Пушкин к другу Вяземскому в подольское имение. Вылез из коляски, а кучер за ним бежит:

— Ляксандр Сергееич, саквояж-то, саквояж!

— Остафь ево, — говорит Пушкин.

А Вяземский уже на крыльцо выскочил и радуется:

— Остафьево! Так местечко и назову (а до этого, можно подумать, жил он без названия).

С такого анекдота начинается любая экскурсия в усадьбу Остафьево. И заканчивается тоже, и в середине вам его пару раз расскажут. Когда немного осоловеете от пушкинской истории, оглядитесь вокруг.

Русский Парнас

Остафьево. Карамзинский дуб.


Фото: Елена ПОПОВА

1. Тут красиво в любое время года. Площадь имения 40 га, непременная липовая аллея, великолепный пруд, образовавшийся из-за плотины, построенной на речке Любуче владельцем имения Матвеевым в 18 веке (сохранилась). Плотину делали для суконной фабрики (изделия фабрики есть в экспозиции). И очень жирные ленивые утки, обитающие на пруду в приличном количестве.

2. Усадьба официально называется «Остафьево. Русский Парнас». Почему Парнас — версии у гидов разные. Кто-то, не моргнув глазом, заявляет, что похожа она на Грецию. Не вполне. Но вот пристанищем муз, каким и была священная гора Аполлона, усадьбу точно можно назвать. Здесь бывали Жуковский, Грибоедов, герой Отечественной войны 1812 года и поэт Денис Давыдов, польский поэт Адам Мицкевич. Пушкин гостил и писал «Евгения Онегина», а Николай Карамзин — «Историю Государства Российского». Сам Петр Вяземский был поэтом.

Первые тома «Истории Государства Российского», написанные в Остафьево.


Фото: Елена ПОПОВА

3. Николай Михайлович Карамзин был чрезвычайно удачлив. Он удачно женился на Екатерине Андреевне Колывановой — внебрачной и любимой дочери князя Андрея Ивановича Вяземского, сестре Петра Вяземского. Таким образом породнившись с князьями (Вяземские вели свой род от внука Владимира Мономаха, Рюриковичи как никак!). Он сделал удачную карьеру журналиста и историка. Стал первым русским редактором литературного журнала на окладе. Стал официальным и последним историографом (звание даровано Александром I) с ежегодным жалованием из казны 2000 рублей. Первый тираж (3000 экземпляров) восьми томов «Истории» раскупили за 25 дней (всего Карамзин написал 12). Кабинет историографа, где он творил до переезда в Царское Село (поближе к любимому монарху), и плоды трудов его и современников можно увидеть в Остафьево.

Одна из гостиных. На стене портреты Петра Вяземского с супругой.


Фото: Елена ПОПОВА

Сочинения Жуковского, Грибоедова, Батюшкова, Гоголя, журналы «Живописец», «Детское чтение для сердца и разума», «Московский журнал» (издавал Карамзин). Годы изданий от 1786 до 1896. И, конечно, тома «Истории» в коричневых переплетах, таких же основательных и потрескавшихся от времени, как кора карамзинского дуба, растущего перед барским домом Остафьева.

4. Большой дом Остафьева открыли после реставрации в 2016 году. Здесь действуют меняющиеся экспозиции, в овальном зале проводят концерты классической музыки, в комнатах второго этажа воссоздана обстановка 19 века, много мемориальных (подлинных) вещей, принадлежавших Вяземским.

В вечерних огнях усадьба Остафьево выглядит как настоящий дворец.


Фото: Елена ПОПОВА

5. 1816 год стал началом прекрасной дружбы Александра Сергеевича Пушкина и Петра Андреевича Вяземского. Только смерть поэта разлучила их. Сам Петр Андреевич дожил до 86 лет. И он писал стихи, но талант его мерк на фоне блестящего друга. Герой Гафта в фильме «О бедном гусаре замолвите слово» поет романс на стихи Вяземского «Я пережил и многое и многих». Петр Андреевич писал о себе — он пережил семерых из восьми своих детей, лучшего друга.

Музей Остафьево многое расскажет о жизни этого замечательного человека.

Архитектурная загадка

Знаменский храм. Высота с куполом — 42,3 м, с крестом — более 46 м.


Фото: Елена ПОПОВА

В 20 километрах от МКАД, там, где сливаются Десна и Пахра, стоит удивительный храм.

В 1690 году его начал строить здесь, в своем имении Дубровицы, князь Борис Голицын, воспитатель (дядька) Петра I. Храм был данью, благодарностью, восхвалением Петра, окончательно победившего Софью и принявшегося увлеченно рубить окно в Европу. Оттуда для утверждения триумфа своего императора и выписал Голицын мастеров. Так в русской деревне под Москвой появилась православная церковь Знамения, ничем, кроме икон, православие не напоминающая. Это Рим, Ватикан, Бернини, солнечное Средиземноморье, вдруг очутившееся среди серенькой подмосковной зимы.

Храм в Дубровицах можно «читать», как Свящённое Писание. Каждый ярус рассказывает свою историю: от Сретения Господня до Страстей Христовых.


Фото: Елена ПОПОВА

Нехарактерный для России архитектурный стиль окрестили «голицынским барокко». В 1704 на освящение храма приезжал сам Петр Великий с царевичем Алексеем. Стояли они на хорах — деревянной галерее, богатое убранство которой сегодня можно увидеть лишь на архивных фото. Замысловатый растительный декор, выполненный из местного дерева — липы, отправлен на реставрацию. Скоро обещают вернуть практически в первозданном виде.

Как добраться из Москвы

Обе усадьбы находятся в Подольском районе (сам Подольск — 15 км от МКАД). Доехать до них сейчас можно на МЦД-2 (Нахабино-Подольск) за 45 рублей или на автобусе (от 65 до 88 рублей).

Остафьево

МЦД

С Курского вокзала или с любой удобной вам станции МЦД-2 до станции Щербинка.

Автобус

№802 от станции метро «Бульвар Дмитрия Донского» до остановки «Музей-усадьба «Остафьево»»; №864 от метро «Аннино» до остановки «Фабрика имени 1 мая», далее пешком 10-15 минут.

Маршрутное такси

№422 от метро «Бульвар Дмитрия Донского» до станции Щербинка, далее автобусом №1045, 898 до остановки «Музей «Остафьево»».

Дубровицы

МЦД

С Курского вокзала или с любой удобной вам станции МЦД-2 до станции Подольск, далее на автобусе или маршрутке №65 до поселка Дубровицы.

Автобус

№417 от станции метро «Южная» до поселка Дубровицы.



"Какая разница, кто сильнее, кто умнее, кто красивее, кто богаче? Ведь, в конечном итоге, имеет значение только то, счастливый ли ты человек или нет. Ошо"

Related posts