Экскурсия по г. Змеиногорск (Россия, Алтайский край) — Путешествуй только с теми, кого любишь.

Print Friendly, PDF & Email

Отзыв:

ДОСТОИНСТВА:
Горная Колывань меня очаровала — здесь есть всё для незабываемого отдыха.
НЕДОСТАТКИ:
Маловато баз и пунктов питания. Сервис обслуживания на троечку.

Сегодня я закончу свое повествование о своем летнем путешествии по Горной Колывани и Змеиногорску.

60505666 2
После трудоемкого восхождения на Синюху и неимоверных болей в коленях, я думала, что на следующий день ни встать, ни передвинуться не смогу. Ан нет. Солнечное утро следующего дня возбудило желание познать неизведанное. Планируя путешествие, я знала, что после покорения годы нужно придумать что-нибудь уже не такое сложное. Поэтому четвертый день нашего путешествия был посвящен деревни Колывани и ее окрестностям.

89845276
В самой деревне мы уже были и где, что располагается уже знали. Без труда добрались до музея, с которого у меня начало формироваться безмерное уважение к мастерству и героизму тех умельцев, которые жили и трудились в этой деревне. Село не очень большое, чуть больше 1000 человек население, но то, что Колывань (раньше Горная Колывань) столица камнерезного искусства — это точно.

47949761 b
Начиналась деревня с медеплавильного завода и только потом была создана шлифовальная фабрика, которая прославилась своими изделиями на весь мир (на въезде в деревню стоит столп, на котором на мраморе выбиты все те города, наши и не наши, где находятся произведения колыванских умельцев).

86235240 b

Вся история становления камнерезного искусства на Алтае сосредоточена в музее. Музей находится в здании рисовальной школы, которая работала при шлифовальной фабрике еще в 18 веке и готовила мастеров. В музее даже есть рисунки тех учеников. Представлены не только коллекции камней, но и образцы обработанных камней. Камень природный и камень обработанный — это два разных камня. Теперь я знаю, чтобы понять, какой камень на самом деле, нужно его протереть мокрой тряпкой и если он заслуживает (красивый), то отшлифовать (об этом нам рассказали на заводе, на который мы попали позже).

3907054 b

В музее, конечно, есть изделия колыванских мастеров, а также различные предметы, принадлежавшие рабочим фабрики, в том числе фотографии 19-20 вв. По ним видно, что деревня жила богато. Конечно, история про Царицу ваз в музее на первом месте. Есть ее копия, выполненная 1:10.

76107984 b

Профессионализм экскурсовода поразил. С какой любовью и знанием своего дела она рассказывала о том, как жила Колывань в эпоху своего процветания. Из ее рассказов становилось понятно, каким адским был труд камнерезов. Если в Змеиногорске рабочие, в основном каторжники, погибали от условий и тяжести труда, то здесь не только тяжело, но и опасно для здоровья. Профессиональная болезнь — силикоз — редко позволяла мастерам дожить до 40 лет. Пыль забивает легкие и работник начинает чахнуть (помните сказки Бажова). Прочистить легкие невозможно, до сих пор нет способа вылечивать от этого заболевания. Сейчас, вроде какая-никакая, есть охрана труда. А тогда. У меня сердце сжимается и слезы наворачиваются. Сейчас мастерам слава и почет. А раньше. Ради чего они все гибли? Уважение, восхищение и тяжелые воспоминания — вот мои впечатления от музея.

89705371 b
Из музея на воздух, на природу, к огромному пруду. Оказалось, что этот пруд творение мастеров тех времен. Был создан для подачи воды на камнерезную фабрику. Это первая фабрика в России, где воду стали использовать для обработки камня. Здания фабрики до сих пор также сохранились и в них сейчас располагается Колыванский камнерезный завод. Туда мы и направились.

147434 b
Экскурсию проводят прям по самому заводу, водят по цехам, объясняют как все работает и как из рук мастеров, выходят великолепные шедевры. Нам повезло, мы попали на завод в обеденный перерыв, после которого рабочие ушли на медкомиссию, поэтому в цехах было тихо: не работали огромные станки и не бежала вода, которую используют при производстве для того, чтобы не было пыли. Поэтому мы спокойно ходили, все осматривали, даже трогали, всем восхищались (особенно в цеху готовой продукции) и с разрешения набрали полные карманы (сын мой) разных полезных и не очень камешков. Уважения к мастерам стало еще больше. Моя попытка понять, как создаются такие шедевры, как панно, закончилась не удачей.

76169333 b
Экскурсовод рассказала, этап за этапом, как их делают, начиная с эскиза в голове художника и заканчивая готовой продукцией, но чем больше я узнавала от нее, тем больше вопросов у меня возникало. Это искусство. На заводе, кстати, работает 50 человек, 25 из которых — администрация, а 25 — непосредственно на производстве. Из этих 25 — 6 художники, в основном приглашенные из Питера, которые не только создают продукт, но и обучают местных мастеров современным технологиям. Всего 25 человек сейчас создают такую красоту, которая украшает здания (внутри и снаружи), мостовые, набережные, метро и многое другое, в том числе могилы усопших (их памятники из мрамора очень серьезно отличатся от тех, которые у нас выдают за мрамор в похоронных магазинах). В 90-е годы 20 в. завод почти умер, но сейчас, благодаря программе губернатора, сначала 70х70, потом 75х75, сейчас 80х80, есть заказы и предприятие работает. Сейчас они создают панно для храма, который восстанавливают в с. Курья. Благодаря искусству камнерезов, это будет очень красивый, если самый красивый храм.

84989850 b

Путешествие в славное прошлое закончилось, мы вернулись в настоящее. Время кушать. Попытка найти какой-нибудь пункт питания оказалась бессмысленной. Деревня, в которой туристов больше, чем жителей, ничем кроме булочной из магазина нас не угостила. Пожевать выпечку решили не природе и я предложила поехать на оз. Моховое — еще одно природное чудо данных мест. Тем более в инете написано, что расположено у подножия горы Синюха. Тронулись в путь, благо указатели есть. Всю дорогу которую мы добирались до озера, я благодарила мужа за то, что он поддается на все мои предложения, а потом молча едет туда, куда нормальный водитель не поедет. Сначала закончилась деревня, потом проехали поля, потом начался подъем в гору, и чем дальше, тем круче, все выше и выше. Оказалась (позже шофер с базы рассказал), что это дорога ведет на Синюху, только с другой стороны.

1552427 b

Сама дорога укатана грузовиками, которые с карьера возят мрамор на завод. Но и у мужа заканчивается терпение, сказал, что дальше не поедет, потому что машина не везет (мы же не грузовик). Не возвращаться же обратно. Ногами-то мы хоть куда дойдем. Тронулись в путь. А так как сегодня рассчитывали на легкую прогулку, то обувь и одежда не для подъема. Однако, указатель, настойчиво указывает, что озеро где-то рядом. Оказалось не совсем так рядом, но мы дошли. По дороге разглядели Синюху, только с другой стороны. Узнали те скалы на которых вчера были, рассмотрели Каменную стену. В общем места знакомые. Вот тебе и у подножия.

28027729 b

Но, когда свернули с дороги в сторону и увидели это совсем небольшое, но очень живописное озеро, восхищению не было границ. Как на картине Васнецова «Аленушка» только круче, потому что вокруг скалы-останцы причудливой формы. И такая благодать. Тишина. Ты и природа.

52933032 b

Когда поднимались на Моховое по дороге встретили остатки деревни, расположенной у рудника Колыванстрой. Там стоит памятный знак, на котором написано «Героическим труженикам Колыванстроя от благодарных потомков». В середине 20 века здесь был рудник, где добывали вольфрамо-молибденовую руду.

64501181 b

При руднике образовался поселок. Более 5000 человек проживало в нем. В деревне были школа, садик, больница, роддом, клуб столовая и пр. На работу ехали со всего Союза, так как заработки были очень хорошими, а магазины завалены товарами. Правда, потом уезжали с силикозом и др. болезнями. Когда руду прекратили добывать, постепенно опустел поселок. Жители уезжали и увозили не только вещи, но и перевозили дома, так как строения были очень хорошими. Сейчас на месте поселка — развалины зданий, фундаменты домов и жуткие ощущения. А горы — желто-красные. Видимо, это цвет той руды, которую здесь добывали. А эти горы непонятного цвета видела еще накануне с Синюхи. Смотрела и думала, что, наверное, рудник, добычу ведут. А оказалось уже закончили.

34391592 b

Дорога обратно была быстрее. С горки всегда катиться легче. Вернувшись на базу, передохнули и, наконец-то, отправились покорять оз. Белое.

36057900 b

Оно поменьше, чем Колыванское, но поглубже и потеплеее. В центре озера — остров-останец, как на Ае, правда, без беседки. Это озеро туристы любят больше. Здесь и баз больше, и развлечения разнообразнее.

39001864 b

Накупавшись, а потом обогревшись в горячем душе, отправились пить чай на закате. Погода начинала портиться. На Синюхе дождь льет, а мы сидим, смотрим и чай пьем. Благодать.

85357275 b

А потом началась гроза. На закате. Я не смогу описать эту красоту. Над озером тучи, гроза и дождь льет. А на западе чистое небо, солнце садится и все, что происходит над озером освещает в необычные цвета. Мы обалдели от иллюминации. Стоим смотрим, в одну сторону дождь и грозовые тучи, а в другую — голубая даль. А над нами несколько капель. Нам даже прятаться не пришлось. Тучи сгущались и уходили на северо-восток. Назавтра я узнала, что у нас, в Бийске, была очень сильная гроза.

64289885 b

Следующее утро началось со сборов. Очень жаль, столько всего неизведанного осталось, но время течет неумолимо. По дороге домой, нам нужно было еще заехать в Курью, в музей Калашникова. Что мы и сделали. Про деревню в инете пишут очень интересно: это школа, где учился Калашников, это церковь, где бывал Калашников, это краеведческий музей, где расположена экспозиция Калашникова, это дом (вернее остатки), где жил Калашников. А Калашников в Курье прожил всего несколько лет, скажем так юность свою. Но, на бренде решили заработать. Ему присвоили звание Почетного гражданина села Курьи, а в 2013 году открыт мемориальный музей М. Т. Калашникова. Музей очень современный (по оснащению), хоть и расположен в здании школы, которой больше 100 лет. Через год после открытия музей был признана лучшим молодым музеем России. Вход в музей бесплатный (хотя и во все другие плата условная). Целых два этажа ни о чем. Но очень приятно быть в таком музее, как в Горно-Алтайске. Как раз напротив музея восстанавливают ту церковь, для которой в Колывани делают панно. Вот туда попасть хочется. Когда все будет сделано.

13056700 b

Опять попытались пообедать. Кафе закрыто на свадьбу, столовая ждет группу туристов, еще один пункт питание вообще закрыт. Благо магазинов много. Зашли в Марийку, затарились тем, что можно есть и покатали. По дороге остановились в Плешково у часовни Михаилу Евдокимову. Первый раз. Чтобы в очередной раз восхититься мозаичными панно, созданными мастерами Колывани.

24467304 b

Вот такое наше путешествие. Уложились мы в 5 дней.
Пока я писала, поняла, что мне это нужно. Чтобы сохранить те впечатления, что я привезла с собой из очаровавшей меня Горной Колывани.