Экскурсия по г. Змеиногорск (Россия, Алтайский край) — Путешествуй только с теми, кого любишь.

"Самая большая глупость- делать тоже самое и надеяться на другой результат" А. Эйнштейн ©

Экскурсия по г. Змеиногорск (Россия, Алтайский край) — Путешествуй только с теми, кого любишь.

Отзыв:

ДОСТОИНСТВА:
Горная Колывань меня очаровала — здесь есть всё для незабываемого отдыха.
НЕДОСТАТКИ:
Маловато баз и пунктов питания. Сервис обслуживания на троечку.

Сегодня я закончу свое повествование о своем летнем путешествии по Горной Колывани и Змеиногорску.


После трудоемкого восхождения на Синюху и неимоверных болей в коленях, я думала, что на следующий день ни встать, ни передвинуться не смогу. Ан нет. Солнечное утро следующего дня возбудило желание познать неизведанное. Планируя путешествие, я знала, что после покорения годы нужно придумать что-нибудь уже не такое сложное. Поэтому четвертый день нашего путешествия был посвящен деревни Колывани и ее окрестностям.


В самой деревне мы уже были и где, что располагается уже знали. Без труда добрались до музея, с которого у меня начало формироваться безмерное уважение к мастерству и героизму тех умельцев, которые жили и трудились в этой деревне. Село не очень большое, чуть больше 1000 человек население, но то, что Колывань (раньше Горная Колывань) столица камнерезного искусства — это точно.


Начиналась деревня с медеплавильного завода и только потом была создана шлифовальная фабрика, которая прославилась своими изделиями на весь мир (на въезде в деревню стоит столп, на котором на мраморе выбиты все те города, наши и не наши, где находятся произведения колыванских умельцев).

 

Вся история становления камнерезного искусства на Алтае сосредоточена в музее. Музей находится в здании рисовальной школы, которая работала при шлифовальной фабрике еще в 18 веке и готовила мастеров. В музее даже есть рисунки тех учеников. Представлены не только коллекции камней, но и образцы обработанных камней. Камень природный и камень обработанный — это два разных камня. Теперь я знаю, чтобы понять, какой камень на самом деле, нужно его протереть мокрой тряпкой и если он заслуживает (красивый), то отшлифовать (об этом нам рассказали на заводе, на который мы попали позже).

В музее, конечно, есть изделия колыванских мастеров, а также различные предметы, принадлежавшие рабочим фабрики, в том числе фотографии 19-20 вв. По ним видно, что деревня жила богато. Конечно, история про Царицу ваз в музее на первом месте. Есть ее копия, выполненная 1:10.

Профессионализм экскурсовода поразил. С какой любовью и знанием своего дела она рассказывала о том, как жила Колывань в эпоху своего процветания. Из ее рассказов становилось понятно, каким адским был труд камнерезов. Если в Змеиногорске рабочие, в основном каторжники, погибали от условий и тяжести труда, то здесь не только тяжело, но и опасно для здоровья. Профессиональная болезнь — силикоз — редко позволяла мастерам дожить до 40 лет. Пыль забивает легкие и работник начинает чахнуть (помните сказки Бажова). Прочистить легкие невозможно, до сих пор нет способа вылечивать от этого заболевания. Сейчас, вроде какая-никакая, есть охрана труда. А тогда. У меня сердце сжимается и слезы наворачиваются. Сейчас мастерам слава и почет. А раньше. Ради чего они все гибли? Уважение, восхищение и тяжелые воспоминания — вот мои впечатления от музея.


Из музея на воздух, на природу, к огромному пруду. Оказалось, что этот пруд творение мастеров тех времен. Был создан для подачи воды на камнерезную фабрику. Это первая фабрика в России, где воду стали использовать для обработки камня. Здания фабрики до сих пор также сохранились и в них сейчас располагается Колыванский камнерезный завод. Туда мы и направились.


Экскурсию проводят прям по самому заводу, водят по цехам, объясняют как все работает и как из рук мастеров, выходят великолепные шедевры. Нам повезло, мы попали на завод в обеденный перерыв, после которого рабочие ушли на медкомиссию, поэтому в цехах было тихо: не работали огромные станки и не бежала вода, которую используют при производстве для того, чтобы не было пыли. Поэтому мы спокойно ходили, все осматривали, даже трогали, всем восхищались (особенно в цеху готовой продукции) и с разрешения набрали полные карманы (сын мой) разных полезных и не очень камешков. Уважения к мастерам стало еще больше. Моя попытка понять, как создаются такие шедевры, как панно, закончилась не удачей.


Экскурсовод рассказала, этап за этапом, как их делают, начиная с эскиза в голове художника и заканчивая готовой продукцией, но чем больше я узнавала от нее, тем больше вопросов у меня возникало. Это искусство. На заводе, кстати, работает 50 человек, 25 из которых — администрация, а 25 — непосредственно на производстве. Из этих 25 — 6 художники, в основном приглашенные из Питера, которые не только создают продукт, но и обучают местных мастеров современным технологиям. Всего 25 человек сейчас создают такую красоту, которая украшает здания (внутри и снаружи), мостовые, набережные, метро и многое другое, в том числе могилы усопших (их памятники из мрамора очень серьезно отличатся от тех, которые у нас выдают за мрамор в похоронных магазинах). В 90-е годы 20 в. завод почти умер, но сейчас, благодаря программе губернатора, сначала 70х70, потом 75х75, сейчас 80х80, есть заказы и предприятие работает. Сейчас они создают панно для храма, который восстанавливают в с. Курья. Благодаря искусству камнерезов, это будет очень красивый, если самый красивый храм.

Путешествие в славное прошлое закончилось, мы вернулись в настоящее. Время кушать. Попытка найти какой-нибудь пункт питания оказалась бессмысленной. Деревня, в которой туристов больше, чем жителей, ничем кроме булочной из магазина нас не угостила. Пожевать выпечку решили не природе и я предложила поехать на оз. Моховое — еще одно природное чудо данных мест. Тем более в инете написано, что расположено у подножия горы Синюха. Тронулись в путь, благо указатели есть. Всю дорогу которую мы добирались до озера, я благодарила мужа за то, что он поддается на все мои предложения, а потом молча едет туда, куда нормальный водитель не поедет. Сначала закончилась деревня, потом проехали поля, потом начался подъем в гору, и чем дальше, тем круче, все выше и выше. Оказалась (позже шофер с базы рассказал), что это дорога ведет на Синюху, только с другой стороны.

Сама дорога укатана грузовиками, которые с карьера возят мрамор на завод. Но и у мужа заканчивается терпение, сказал, что дальше не поедет, потому что машина не везет (мы же не грузовик). Не возвращаться же обратно. Ногами-то мы хоть куда дойдем. Тронулись в путь. А так как сегодня рассчитывали на легкую прогулку, то обувь и одежда не для подъема. Однако, указатель, настойчиво указывает, что озеро где-то рядом. Оказалось не совсем так рядом, но мы дошли. По дороге разглядели Синюху, только с другой стороны. Узнали те скалы на которых вчера были, рассмотрели Каменную стену. В общем места знакомые. Вот тебе и у подножия.

Но, когда свернули с дороги в сторону и увидели это совсем небольшое, но очень живописное озеро, восхищению не было границ. Как на картине Васнецова «Аленушка» только круче, потому что вокруг скалы-останцы причудливой формы. И такая благодать. Тишина. Ты и природа.

Когда поднимались на Моховое по дороге встретили остатки деревни, расположенной у рудника Колыванстрой. Там стоит памятный знак, на котором написано «Героическим труженикам Колыванстроя от благодарных потомков». В середине 20 века здесь был рудник, где добывали вольфрамо-молибденовую руду.

При руднике образовался поселок. Более 5000 человек проживало в нем. В деревне были школа, садик, больница, роддом, клуб столовая и пр. На работу ехали со всего Союза, так как заработки были очень хорошими, а магазины завалены товарами. Правда, потом уезжали с силикозом и др. болезнями. Когда руду прекратили добывать, постепенно опустел поселок. Жители уезжали и увозили не только вещи, но и перевозили дома, так как строения были очень хорошими. Сейчас на месте поселка — развалины зданий, фундаменты домов и жуткие ощущения. А горы — желто-красные. Видимо, это цвет той руды, которую здесь добывали. А эти горы непонятного цвета видела еще накануне с Синюхи. Смотрела и думала, что, наверное, рудник, добычу ведут. А оказалось уже закончили.

Дорога обратно была быстрее. С горки всегда катиться легче. Вернувшись на базу, передохнули и, наконец-то, отправились покорять оз. Белое.

Оно поменьше, чем Колыванское, но поглубже и потеплеее. В центре озера — остров-останец, как на Ае, правда, без беседки. Это озеро туристы любят больше. Здесь и баз больше, и развлечения разнообразнее.

Накупавшись, а потом обогревшись в горячем душе, отправились пить чай на закате. Погода начинала портиться. На Синюхе дождь льет, а мы сидим, смотрим и чай пьем. Благодать.

А потом началась гроза. На закате. Я не смогу описать эту красоту. Над озером тучи, гроза и дождь льет. А на западе чистое небо, солнце садится и все, что происходит над озером освещает в необычные цвета. Мы обалдели от иллюминации. Стоим смотрим, в одну сторону дождь и грозовые тучи, а в другую — голубая даль. А над нами несколько капель. Нам даже прятаться не пришлось. Тучи сгущались и уходили на северо-восток. Назавтра я узнала, что у нас, в Бийске, была очень сильная гроза.

Следующее утро началось со сборов. Очень жаль, столько всего неизведанного осталось, но время течет неумолимо. По дороге домой, нам нужно было еще заехать в Курью, в музей Калашникова. Что мы и сделали. Про деревню в инете пишут очень интересно: это школа, где учился Калашников, это церковь, где бывал Калашников, это краеведческий музей, где расположена экспозиция Калашникова, это дом (вернее остатки), где жил Калашников. А Калашников в Курье прожил всего несколько лет, скажем так юность свою. Но, на бренде решили заработать. Ему присвоили звание Почетного гражданина села Курьи, а в 2013 году открыт мемориальный музей М. Т. Калашникова. Музей очень современный (по оснащению), хоть и расположен в здании школы, которой больше 100 лет. Через год после открытия музей был признана лучшим молодым музеем России. Вход в музей бесплатный (хотя и во все другие плата условная). Целых два этажа ни о чем. Но очень приятно быть в таком музее, как в Горно-Алтайске. Как раз напротив музея восстанавливают ту церковь, для которой в Колывани делают панно. Вот туда попасть хочется. Когда все будет сделано.

Опять попытались пообедать. Кафе закрыто на свадьбу, столовая ждет группу туристов, еще один пункт питание вообще закрыт. Благо магазинов много. Зашли в Марийку, затарились тем, что можно есть и покатали. По дороге остановились в Плешково у часовни Михаилу Евдокимову. Первый раз. Чтобы в очередной раз восхититься мозаичными панно, созданными мастерами Колывани.

Вот такое наше путешествие. Уложились мы в 5 дней.
Пока я писала, поняла, что мне это нужно. Чтобы сохранить те впечатления, что я привезла с собой из очаровавшей меня Горной Колывани.
Подробнее на Отзовик:
https://otzovik.com/review_5295370.html


Related posts

Leave a Comment

9 + 4 =