История Змеиногорского каменного свода!


История Змеиногорского каменного свода!

В очередном историческом материале я расскажу вам о старинном каменном портале, когда-то открывавшем путь в таинственные подземелья Змеиногорска. Отсюда начиналась славная история нашего края и именно здесь можно прикоснуться к стенам, возведённым первыми рудознатцами.

Более ста лет Змеиногорск был основным поставщиком золота и серебра в России. Здесь добывалось и переплавлялось до трех миллионов пудов серебряной руды, а также производилось 1000 пудов золотистого серебра. Первая в России чугунная рельсовая дорога была построена именно в Змеиногорске. Также в конце XVIII века здесь была создана полуавтоматическая промышленная линия, система гидротехнических устройств, позволивших механизировать часть горных работ.

Одно из самых известных сооружений того времени — это вход в Екатерининскую шахту, единственное уцелевшее «окно» в подземный мир Змеиногорска XVIII века. Вход напоминает грот, сложенный из крупных, грубо обработанных камней. Это единственный доступный для наблюдения пример крепления горных выработок в Змеиногорском руднике.

В 1786-1871 годах здесь действовало гигантское колесо водоподъёмника Екатерининской шахты. Первоначальный диаметр этого колеса был около 17 метров, а позднее, в 1829 году, диаметр колеса был уменьшен до 13,9 метров.

Сегодня шахта представляет собой узкую галерею около 6 метров длиной. Напротив основного входа есть ещё один, поменьше. Официально это место называется Екатерининский кунсштат (рудоподъёмное устройство). На сводах штольни уцелели крепления тросов, по которым поднимались вёдра с рудой.

Екатерининская шахта являлась составной частью Змеиногорского рудничного комплекса, основанного Акинфием Демидовым в XVIII веке. Через неё осуществлялась откачка воды из нижних горизонтов рудника. Данная операция производилась с помощью вододействующего колеса диаметром более 4 метров, приводившим в движение насос. Вода на действие колеса поступала из пруда по выложенным камнем трубам, затем по каналу подавалась на колеса Екатерининской и Преображенской рудоподъемных машин, затем — на водовыливные колеса Екатерининской и Вознесенской шахт. В сутки через Екатерининскую шахту подавалось от 2 до 2,4 тысяч пудов руды.

Высота первых шахт доходила до 15 метров. В самые низкие, по приказу Императорского величества, ссылали секретных каторжников со всей России. В их числе были и около сорока «пугачёвцев». Выходить на поверхность земли им было запрещено до конца своих дней. Шахты строились на костях людей, которые там работали. Умерших каторжников иногда даже не хоронили, а отпевал священник в подземной церкви.

В 60-х годах XIX века производство было остановлено, а шахты замурованы. Немногочисленные артефакты тех лет, сохранившиеся до наших дней, являются подлинным историческим наследием города и края.

Городские исследования

мысли на память:

"Лучшее средство хорошо начать день состоит в том, чтобы, проснувшись, подумать, нельзя ли хоть одному человеку доставить сегодня радость. Фридрих Вильгельм Ницше"


"Слабые люди всю жизнь стараются быть не хуже других. Сильным во что бы то ни стало нужно стать лучше всех." Борис Акунин

Related posts