«Он строил порты и целые флотилии, управлял миллиардами рублей а рабочие после его смерти несли 14 километров!» История Николая Путилова…
Николай Иванович Путилов почти в одиночку перестроил промышленность Российской империи. Многие отрасли под его руководством максимально приблизились к европейским, некоторые даже опередили развитую в те времена Европу.
Юность будущего инженера
Родился Николай Путилов в бедной семье. Его отец был на фронте во время Отечественной войны 1812 года и стал инвалидом. Он очень рано умер и не оставил семье денег.
Николаю удалось попасть в Александровский кадетский корпус, денег за обучение с него не взяли. За отличные достижения его приняли в Морской корпус, туда не брали кого попало, а фортуна оказалась на стороне будущего сына Отечества.
В учебном заведении математику преподавал Михаил Остроградский. Известный академик увидел талант у юного студента.
В 18 лет Путилов сумел найти ошибку в формулах баллистики. На нее опиралась вся артиллерия тех времен.
Остроградский захотел, чтобы юноша после окончания института остался преподавать. Но Путилов терпеть не мог сидеть взаперти, он проработал всего 2 года и сослался на проблемы со здоровьем, чтобы уволиться, и отправился в Крым на лечение.
Но на самом деле Путилову хотелось посмотреть на новые российские корабли, которые правительство закупило для охраны границ в Черном море. Нужны были люди для их ремонта и обслуживания.
Историки отмечают, Путилов отлично с этим справился. Уже через 5 лет он стал чиновником в Морском министерстве. Решение покинуть Морской корпус и быть рядом с кораблями сыграло решающую роль в жизни Николая Путилова.
Взлет карьеры
Путилов начал свой грандиозный путь в 1854 году. 27 марта Англия и Франция решились атаковать Россию, началась Крымская война. Император Николай I гордился своей армией и флотом, но она оказалась беспомощна. Западные корабли и оружие оказались намного лучше.
Стране нужны были герои, которые бы возродили российский флот. Сын Николая первого был назначен заняться этим сложным делом. Сначала он обратился ко всем кораблестроителям, которые должны были построить суда для обороны Кронштадта, но те отказались. Задачу они считали непосильной.
Константин Николаевич был знаком с Путиловым и считал его очень талантливым инженером. Историки вспоминают их диалог в Мраморном дворце. Он предложил построить небольшую флотилию из канонерок, сделать это нужно было быстро до конца года. Была и еще одна проблема.
«Денег в стране нет, могу лишь дать свои 200 тысяч», – обратился великий князь к Путилову. Инженер согласился.
Непосильная задача была выполнена
Необходимые корабли в России тогда не строили. Путилов решил обратиться к подрядчикам, ему также понадобилось 2 тысячи рабочих. Инженер объехал всю страну и в Ржеве нашел неработающие ткацкие фабрики, где люди сидели без дела.
«Мы привезли прядильщиков, назначили, кто из них будет литейщиком, а кто токарем», – вспоминал потом Путилов.
Работа закипела, все рабочие горели желанием помочь стране, а инженер оказался также и талантливым руководителем. До мая было построено уже 32 лодки, именно в тот момент французы решили атаковать.
«Паровые канонерки Путилова изменили положение на море», – писал адмирал Пэно.
Французский военачальник вспоминает, что его и английская армия недооценили противника, и им пришлось бежать с поля боя. После войны инженер получил множество титулов и стал знаменитым во всей стране.
Путилову даже удалось сэкономить. Он вернул Константину Николаевичу около 20 000 рублей. Его снова пытались посадить в кабинет, но талантливый управленец отказался и занялся литьем стали. Произведенные суда и пушки оказались очень качественными, в этом у Путилова оказался талант.
Подъем российской промышленности
С 1856 Путилов начал строить фабрики в Финляндии, там начала производиться отечественная сталь. Первым занялся переплавкой металлического лома. Полученные деньги инженер потратил на свой первый завод в 1863 году.
Разработал технологию изготовления специальных снарядов, которые раньше производили только в Германии. В 1868 выкупил обанкротившийся завод, а в 1872 создал Общество путиловских заводов. Оно занялось выплавкой стали, и ему удалось почти полностью исключить экспорт из Англии, снизив его с 85% до 17%.
Из-за морозов в 1867 году железные дороги России были парализованы, сталь просто лопалась и не выдерживала. Путилов изобрел комбинированный рельс, он был прочнее, а цена на 30% дешевле зарубежных аналогов. Технология оказалась настолько передовой, что ее использовали вплоть до Великой Отечественной войны.
Путилова несли на руках 14 километров
Скончался российский промышленник в 1880 году. На похороны собралось множество простых рабочих и высших чинов государства. А все издания были наполнены некрологами о великом человеке.
«Это один из самых видных деятелей», – утверждали одни
«Он построил целый флот лодок», – вспоминали другие.
Все пришедшие на прощание хотели провести в последний путь Николая Путилова. 14 километров несли его гроб прямо до самого Морского канала, где его и похоронили. Количество людей невозможно было сосчитать, все уважали и любили талантливого инженера, промышленника и предпринимателя.
Николай Иванович заботился и об условиях жизни рабочих: он создал школу, попечительницей которой была Екатерина Ивановна Путилова, построил больницу с родильным отделением, приют, театр, библиотеку, воскресную школу для взрослых, магазины и т.д.
мысли на память:
"Cпокойствие — сильнее эмоций. Молчание — громче крика. Равнодушие — страшнее войны. Мартин Лютер"